“Mercedes-Benz” S-класса с полноприводной трансмиссией “4Matic” впервые появился в прошлом поколении модели. А сейчас, с приходом новой генерации респектабельного седана, увидела свет и новая версия полного привода. Испытать этот автомобиль журналистов пригласили в США, в городок Лейк-Плэсид – столицу зимней “Олимпиады-80”. Вокруг горы, леса, замерзшие озера, снега – самый нетипичный и в то же время весьма подходящий антураж для S-класса с приводом на все четыре колеса.
...ТИХОНЕЧКО, со скоро¬стью 20 миль/ч, ползем по Лейк-Плэсиду. Это даже не городок, а ско¬рее деревня. Одна главная улица, проложенная вдоль озера, да несколько ответвляющихся от нее закоулков. Слева оста¬лась громадина ледового стадиона. Того самого, на котором в 80-м году наша прославленная сборная по хоккею в финальном матче получила поражение от американских мальчиков, набранных из студенческих команд...
Интерьер полноприводного S-класса от обычного отличает лишь табличка “4Matic”.
Накануне вечером местный водитель, большой поклонник хоккея, с удовольствием вспоминал об этом и других спортивных успехах своих соотечественников всю дорогу от аэропорта города Олбани до самого севера штата Нью-Йорк. Я под его монотонное бормотание тихо посапывал на заднем диване удлиненного S-класса. По мере приближения к Канаде, на самой границе с которой расположен Лейк-Плэсид, пейзаж за окном постепенно менялся. Обычная слякоть уступила место легким снежным заносам, а когда до пункта назначения осталось полсотни миль, мы покинули скоростной хайвэй, гладкий, как стол в придорожной закусочной, и свернули на двухполосную дорогу, извивающуюся среди склонов Адирондакских гор.
Вот тут я сразу проснулся. Интересно: под колесами снежная каша, в лобовое стекло несутся снопы белых искр-снежинок, а водитель почти не сбавил скорость по сравнению с автомагистралью. На виражах ксеноновые фары выхватывают из белой пелены остроконечные скалы, настигаемые нами машины аккуратно смещаются к обочине, не вступая в прения, а “Mercedes” продолжает энергично расшвыривать колесами снег, словно его шины утюжат идеально сухой асфальт.
Рискованная езда? Отнюдь нет. На цент¬ральной консоли блестит лейбл “4Matic” – этот ав¬томобиль имеет полный привод, что и позволяет ему столь самоуверенно мчаться по скользкой до¬роге...
Такой была прелюдия к обстоятельному знакомс¬тву с полноприводной трансмиссией “4Matic” нового поколения, ко¬торой пока оснащается исключительно S-класс. На следующий день мне предстояло сесть за руль самому.
С утра пораньше на паркинге отеля выстро¬ились несколько версий S-класса с многообеща¬ющей табличкой “4Matic”. Длиннобазные “S550” (это привычный нам “S500” с заокеанским обозна¬чением по актуальному литражу) и стандартные “S320 CDI” – это первый полноприводный S-класс, оснащенный дизельным двигателем. Спрос на ди¬зельные “Mercedes-Benz” обозначился даже в США, поэтому появление та¬кой версии в семействе “4Matic” вполне логично.
Но в России дорогие машины с дизельным мотором пока проходят по разряду чудачеств, по¬этому все внимание – на “S550” (он же “S500”).
По качеству дорог ок¬рестности Лейк-Плэсида вряд ли превосходят рос¬сийскую глубинку. Грязь, соль – через пару десятков миль полированные бока S-класса превращаются в наглядное пособие по изучению аэродинами¬ки. Весь кузов покрыва¬ется серым налетом. Но внутри, в кожано-дере¬вянном благополучии богатого интерьера, ты совершенно не замечаешь ни скользкой дороги, ни пронизывающего ветра за бортом.
ПОЛНОПРИВОДНАЯ трансмиссия на новом S-классе во многом от¬личается от “4Matic” на других легковых моделях “Mercedes-Benz”. Она ком¬пактнее и легче благода¬ря тому, что раздаточная коробка здесь объединена в одном корпусе с семи¬ступенчатым “автоматом” (раньше они представля¬ли собой два отдельных узла), экономичнее из-за меньших потерь в механизме привода на передние колеса, а кро¬ме того, обладает более нейтральным характе¬ром распределения тяги по осям. Вдобавок роль межосевого дифферен¬циала теперь выполняет многодисковая муфта, которая, зажимаясь при резком трогании с места, выполняет функции бло¬кировки и обеспечивает эффектный и мощный старт без проскальзыва¬ния колес на скользком покрытии.
Блокируемый межосевой дифференциал обеспечивает резвый разгон даже на заснеженной дороге.
Впрочем, несмотря на вышеперечисленные новшества, сам принцип работы “4Matic” остался прежним: в отличие от конкурентов пропор¬ция раздачи крутящего момента между осями здесь неизменна, тяга не перекидывается вперед или назад. В этом посто¬янстве есть своя прелесть – характер машины всег¬да остается одним и тем же, без резких переходов в передне- или заднепри¬водный режимы. Но если в прежнем “4Matic” кру¬тящий момент делился между мостами в про¬порции 40:60, то теперь это соотношение немного изменили – 45:55. И это сразу чувствуется по бо¬лее стабильному поведе¬нию автомобиля в пово¬ротах.
Раньше полнопривод¬ный S-класс обладал бо¬лее резким характером, иногда из-за избытка тяги на задних колесах начинал слегка “мести хвостом”. Модель нового поколения даже с отклю¬ченной системой стаби¬лизации держит курс, словно некий сухопутный линкор. И лишь когда ты откровенно провоциру¬ешь ее, резко придавли¬вая газ в повороте, задняя часть машины начинает соскальзывать вбок. Но, если ехать аккуратно, то даже при скорости за 100 км/ч устойчивость полно¬приводного S-класса не¬поколебима. Этот автомо¬биль способен подарить удивительное чувство надежности даже в со¬вершенно непривычных для него условиях, будь то заснеженная лесная про¬сека или залитый грязью грейдер.
Это не шутка – я дейс¬твительно по ошибке заехал на внедорожную трассу, подготовлен¬ную для мерседесовских внедорожников. И что же? С пневмоподвеской, поднятой в самое верх¬нее положение, автомо¬биль представительско¬го класса преодолел все препятствия, лишь пару раз чиркнув пластиком по смерзшимся комьям глины. Поэтому, если вам доведется увидеть S-класс, который бодро продвигается по просел¬ку, расшвыривая грязь всеми четырьмя колеса¬ми, знайте: он наделен великой силой “4Matic” – технологией, способной даже респектабельный седан превратить во все¬погодное и вседорожное средство передвижения.
В этом году немецкая марка отмечает круглую дату – ровно век тому назад появился первый “Mercedes” с приводом на все колеса.В 1907 году Бернар Дерн¬бург, секретарь немецкого правительства, отвечав¬ший за африканские ко¬лонии, заказал компании “Daimler” автомобиль для инспекционных поездок по Черному континенту. Фирма выполнила заказ с поразительной обстоя¬тельностью: созданный ею прародитель полнопри¬водных “Мерседесов” был наделен не только всеми ведущими, но и всеми уп¬равляемыми колесами. Несмотря на сложность конструкции, машина достойно выдержала испы¬тательный пробег протя¬женностью более 1.500 км, после чего была отправлена в Африку.
Марка “Daimler-Benz” и в дальнейшем не оставля¬ла тему полного привода, хотя сейчас о большинстве тех автомобилей (разра¬ботанных в основном для германской армии), там предпочитают не вспо¬минать.
После Второй миро¬вой войны компоновка “4x4” использовалась в основном на грузовиках. До появления в 1979 году легендарного G-класса, разработанного совмест¬но с австрийской фирмой “Steyr-Daimler-Puch”. Это успешное сотрудничество получило продолжение: в 1985 году на Франкфурт¬ском моторшоу дебюти¬ровал первый легковой “Mercedes-Benz”, осна¬щенный системой пол¬ного привода. Хотя этот автомобиль в “124-м” ку¬зове уже имел табличку “4Matic”, принцип работы его трансмиссии был про¬ще, чем сейчас: передние колеса подключались лишь при пробуксовке за¬дних. А первый настоящий “4Matic” с постоянной схе¬мой привода увидел свет в 1998 году на E-классе в “210-м” кузове. Нынешний полноприводный S-класс также принес маленькую революцию – его транс¬миссия впервые целиком разработана немцами без помощи австрийских ин¬женеров.
Краткая техническая характеристика “Mercedes-Benz S550 4Matic” | |
Габаритные размеры | 507,6 (520,6)*х187,1х148,3 см |
Снаряженная масса | 2.015 (2.055) кг |
Двигатель | V8, 5,5 л |
Мощность | 382 л.с. при 6.000 об/мин |
Крутящий момент | 530 Нм при 2.800 об/мин |
Коробка передач | 7-ст., автоматическая |
Тип привода | полный, постоянный |
Максимальная скорость | 250 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 5,4 с |
Средний расход топлива | 12,2 (12,3) л/100 км |
Запас топлива | 90 л |
* В скобках – данные длиннобазной версии.