Розетка для зарядки “А-Class E-CELL” установлена там, где на обычных автомобилях расположена горловина топливного бака. “Mercedes-Benz” делает ставку на электричество
В компании “Mercedes-Benz” считают, что к 2050 году в мировом автопарке останется всего 5% машин с традиционными двигателями внутреннего сгорания. При этом доля электромобилей возрастет до 35%. И сейчас мерседесовцы работают над целой палитрой моделей на электротяге: снижают цену и TCO (total cost of ownership – стоимость владения автомобилем), добиваются удобства ежедневного использования, улучшают комфорт. Корреспондент “Клаксона” опробовал два “Мерседеса” на электротяге – экспериментальный, созданный в единственном экземпляре “SLS AMG E-CELL” и уже запущенный в мелкосерийное производство “A-Class E-CELL”.
Высоковольтный суперкар
РАНЬШЕ я пребывал в убеждении, что понятия “электромобиль” и “суперкар” не более близки, чем “гуманизм” и “терроризм”. Но после знакомства с “SLS AMG E-CELL” понял, что убеждение было заблуждением. Этот автомобиль ломает привычные представления о быстром вождении..
“SLS AMG E-CELL” даже не стартовал – автомобиль буквально рубанул пространство. Ускорение было настолько резким, что оправа моих очков, казалось, оставит синяки на переносице. Спринт с места до 50-60 км/ч непривычно резок – ведь электромотор в отличие от двигателя внутреннего сгорания не надо раскручивать. Он выдает максимальный крутящий момент сразу, с первого оборота, обеспечивая “формульное” ускорение. Что касается классического упражнения “разгон 0-100 км/ч”, то его электрический суперкар выполняет быстрее чем за 4 с – сопоставимый показатель демонстрирует серийный “SLS AMG” с бензиновым V8.
– Это лишь экспериментальная модель, – напоминает Ян Фестель, глава отдела передовых технологий. – В целом, у электрических суперкаров огромный потенциал по динамике и управляемости.
“SLS AMG E-CELL” на самом деле ирреально устойчив. Тест проходил на закрытой гоночной трассе поздно вечером, в полной темноте – видимо, ради секретности. И один из поворотов закручивался намного сильнее, чем я ожидал. Поворачиваю руль, инстинктивно ожидая скольжения, но.. Автомобиль просто сменил траекторию на более крутую, хотя наши головы уже клонила вбок изрядная боковая перегрузка.
– Полный газ! – командует Ян, хотя до выхода из поворота еще далеко.
Вжимаю акселератор в пол, опять же ожидая заноса.. И вновь ни намека на скольжение. “SLS AMG E-CELL” просто катапультировался к следующему повороту.
Электрический суперкар устойчивее и точнее своего серийного заднеприводного собрата с бензиновым V8. Секрет заключается в том, что экспериментальный автомобиль – полноприводный. В каждое из колес имплантирован электромотор (суммарная мощность этого квартета составляет 533 л.с.). Автоматика может варьировать тягу на каждом колесе индивидуально, помогая поддерживать задаваемую водителем траекторию.
Весомый вклад в устойчивость вносит низкий центр тяжести “SLS AMG E-CELL”. Создатели электрического суперкара имеют больше свободы в компоновке автомобиля, чем инженеры, проектирующие модель с ДВС. Самые тяжелые элементы “SLS AMG E-CELL” – высоковольтные литий-ионные батареи с жидкостным охлаждением – сделаны максимально плоскими и, грубо говоря, “выстилают” днище автомобиля, обеспечивая равномерное распределение веса и низкий центр тяжести.
Схема “электромотор-в-колесе” потребовала переработки ходовой части. Если серийный бензиновый “SLS AMG”, подобно гоночному автомобилю, имеет подвеску на двойных А-образных рычагах, то электрический прототип оснащен многорычажными конструкциями спереди и сзади. Как видите, несмотря на внешнее сходство с серийным образцом, электросуперкар по большому счету самостоятельная модель. Она отличается даже интерьером, начиная от оригинальной приборной панели и заканчивая блоком управления трансмиссией. Вместо привычного рычага “автомата” – просто три клавиши с литерами “P”, “R” и “D”. Плюс так называемый регулятор темперамента на четыре позиции: от самого спортивного режима, когда автомобиль резко реагирует на акселератор, а водитель может тормозить двигателями с помощью подрулевых “лепестков”, до самой комфортной. В последнем случае мощность электромоторов ограничивается, в характере суперкара появляется “легковая” мягкость – комфортный режим удобен для городского вождения.
– Электрический суперкар дороже бензинового? – спрашиваю Яна Фестеля.
– Намного. Пока все его компоненты – очень дорогие. Не уверен, что “SLS AMG E-CELL” будет запущен даже в мелкосерийное производство.
Что ж, со временем, как это обычно и бывает, технологии станут дешевле, и “Mercedes-Benz” однажды явит миру суперкар на электротяге.
Уже в серии
АКТИВНО работать над электромобилями компания “Mercedes-Benz” начала в 1972 году. Тогда увидела свет модель “LE306”, созданная на основе микроавтобуса – далекого предка современного “Viano”. Только его большой кузов мог вместить громоздкие батареи. Тот автомобиль развивал 65 км/ч, а запас хода составлял ничтожные 70 км. Спустя десять лет технологии вышли на новый уровень: размеры и масса батарей уменьшились – их уже мог вместить легковой универсал серии “W123” образца 1982 года.
– Эффективность электромобилей значительно возросла, когда появились литий-ионные батареи, – рассказывает глава проекта “A-Class E-CELL”, доктор Волькер Шторкманн. – При прочих равных условиях они в два раза легче никелевых аккумуляторов и обеспечивают в три раза больший запаса хода. Появилась возможность запустить электромобили в серийное производство.
Электрический “А-Class E-CELL” выпускается с осени 2010 года. На заводе в Раштатте изготовлено 500 автомобилей. Когда садишься за руль этого электрокара, то первым делом обращаешь внимание на.. непривычно высокий пол салона. Под ним скрываются литиум-ионные батареи, которые можно заряжать как от бытовой электросети, так и от специальной 400-вольтовой розетки – их сеть сейчас развивается на паркингах Западной Европы.
При зарядке от бытовой электросети необходимо восемь часов, чтобы автомобиль с “пустой” батареей получил запас хода на 100 км. При использовании 400-вольтовой розетки процесс сокращается до трех часов. “A-Class E-CELL” с полностью заряженной батареей способен проехать до полной разрядки 255 км. Как считают мерседесовцы, эти параметры удовлетворяют запросам большинства водителей-горожан, эксплуатирующих свои автомобили в условиях мегаполиса. Состояние батарей владелец может контролировать через мобильный телефон или индивидуальный микросайт автомобиля.
А если “A-Class E-CELL” придется эксплуатировать зимой в России? Как утверждают мерседесовцы, при морозах в диапазоне –20-40° С запас хода будет уменьшаться на 20-30% в зависимости от условий и манеры вождения.
...Никогда бы не подумал, что вождение электромобиля по городу может приносить удовольствие. Во всех моделях на электротяге, которые мне довелось опробовать в “нулевых” годах (это были экспериментальные машины из Японии), темперамента и характера было не больше, чем в соковыжималке. “A-Class E-CELL”, напротив, весьма азартен. Поскольку электромотор сразу после старта выдает максимальную тягу, при стартах со светофора автомобиль соперничает с весьма мощными бензиновыми моделями. С места до 60 км/ч (разгон в этом диапазоне наиболее важен в городе) “A-Class E-CELL” ускоряется за 5,5 с. Максимальная скорость достигает 150 км/ч, что позволяет уверенно использовать электромобиль на магистралях.
Участок кругового движения прохожу чуть быстрее, чем следует. Уже чуть повизгивают покрышки и кренится кузов. Сброс газа – и электромобиль послушно “заныривает” внутрь поворота. Все привычно и безопасно. По конструкции “A-Class E-CELL” проще, чем, например, “SLS AMG”. Передние колеса вращает один-единственный мотор. Настройки управляющей им электроники обеспечивают “A-Class E-CELL” практически хрестоматийное поведение переднеприводной модели.
Единственное, что непривычно (и не очень приятно) – высокий, чуть визгливый “троллейбусный” звук электромотора. Недаром в проекте работает команда дизайнеров по звуку, которая улучшает “голоса” электромобилей. В будущем они станут приятнее для слуха.
В остальном – по плавности хода, по ощущениям от рулевого управления – электрический “А-Class E-CELL” напоминает привычные “Мерседесы”. Прогресс не должен вызывать раздражение у потребителя. Покупатель, пересаживаясь с традиционного автомобиля на электрический, должен получить привычное и практичное транспортное средство с новыми возможностями. Так считают в компании “Mercedes-Benz”.
- Автор
- Александр БАХАРЕВ
- Издание
- Клаксон №24 2010 год
- Фото
- фото автора и “Mercedes-Benz”