Фил Уоринг
01 сентября 2010

Фил Уоринг

вице-президент по продажам и маркетингу Mazda Motor Europe

«На российском рынке лучше перестраховаться!»

Автомобильный рынок Евросоюза в июле 2010 года продемонстрировал снижение в среднем на 17% в годовом исчислении. Наиболее пострадали рынки Германии, Франции, Италии и Испании. При этом на российском рынке продаж новых автомобилей, напротив, продолжается оживление. Рост наблюдается как в продажах, так и в производстве. Своей оценкой ситуации с порталом Motorpage.Ru поделился вице-президент Mazda Motor Europe по продажам и маркетингу, Фил Уоринг.

- Действительно, европейский рынок идет вниз. Более того, это движение продолжается уже два года. И не секрет, что в последние двенадцать месяцев рынок поддерживался исключительно за счет государственных программ утилизации. В целом европейский рынок, включая российский, это 15,5 млн. автомобилей в год, и по сравнению с 2008 годом он упал на 3,5 млн. При этом производство в Европе не сократилось. Конечно, для топ-менеджмента автомобильных компаний, особенно для людей, занимающих аналогичные моей должности, это очень рискованное время. Оно бросает нам вызов! Но с другой стороны, если бы всегда было просто, было бы не интересно жить.

Для нас сейчас есть три главных приоритета на европейском рынке – поддержание дилерской сети, продолжение строительства бренда и поддержка всех тех, кто включен в цепочку производства и продаж Mazda, всех тех, кто делает деньги для компании. Эти же три приоритета актуальны и для российского рынка. Как вы знаете, два года назад мы были на вершине в России среди зарубежных производителей, и ровно через месяц началось падение, связанное с экономическим кризисом. За эти два года мы смогли удержать бизнес в России, сохранить дилерскую сеть. Сейчас мы видим первые признаки восстановления рынка. В этом финансовом году, который закончится в марте 2011 года, мы рассчитываем на рост объемов продаж. В России мы собираемся увеличить объем продаж на 40%. Если смотреть на европейский рынок в целом, то Россия это главное яркое пятно, демонстрирующее оживление в продажах нашей марки.

- Правда ли, что в России вы оказались не вполне готовы к этому оживлению? Сейчас спрос на автомобили Mazda превышает предложение.

- Мы увеличили объем поставляемых автомобилей для России на 40%, тем самым показав, что готовы поддержать тот рост, который демонстрирует рынок. К сожалению, у нас нет магического шара, как у гадалки, чтобы точно знать, каким будет предстоящий рост, но учитывая опыт двухлетней давности, лучше в таких прогнозах быть максимально осторожным. Нам хотелось бы соблюсти баланс между спросом и предложением, но лучше перестраховаться. Тем более у нас действует система TSR – поставки через Дальний Восток по Транссибирской железнодорожной магистрали. До недавнего времени по железной дороге никто из японских производителей автомобили не возил. Mazda стала первой. Такой способ доставки позволил нам сократить время поставок в среднем с трех месяцев до трех недель. В результате мы можем быстро увеличивать предложение в случае необходимости.

- Можно ли сейчас говорить, что Россия окончательно преодолела кризис, или кризисные явления еще наблюдаются?

- Конечно, во многом рост российского рынка обусловлен действием программы утилизации. Однако я как представитель Mazda могу не принимать в расчет этот фактор, поскольку наши автомобили в ней не участвуют.

Сейчас мои ощущения от рынка таковы, что он растет и помимо программы утилизации. Я ездил в наши дилерские центры и отметил, что трафик посетителей шоу-румов существенно увеличился. Более того, я экономист по образованию и понимаю, что российский рынок выйдет из кризиса первым среди рынков Европы. Россия живет за счет продажи минеральных ресурсов, прежде всего, нефти. У прочих государств потребности в минеральных ресурсах будут только увеличиваться, и Россия первой получит соответствующие доходы. Это, видимо, понимаю не только я, но и простые российские граждане. Российский индекс потребительской уверенности растет, люди ожидают увеличения своих доходов.

- Но ведь сырьевая ориентация - это еще и источник повышенных рисков. Как вы оцениваете уязвимость российской экономики относительно внешних воздействий?

- Мое личное впечатление – российский рынок действительно все еще чрезмерно зависим от экспорта сырья. Если бы я имел возможность советовать президенту Медведеву, я бы порекомендовал ему те доходы, которые поступают в страну, инвестировать в гораздо большем объеме в развитие высокотехнологичного производства и научно-исследовательскую деятельность. В том числе это касается и инвестиций в автомобильную отрасль.

Однако надо понимать, что мировой автопром – это сегодня очень высокотехнологичное производство. Если пытаться что-то построить с нуля, вряд ли удастся догнать тех, кто уже давно на этом рынке. Поэтому предпочтительно было бы развивать это направление в тесной кооперации с зарубежными партнерами, которые уже обладают соответствующим опытом и технологиями. Только в этом случае можно достичь серьезных результатов на автомобильном рынке.

- Mazda готова стать одним из таких партнеров?

- У нас очень тесное партнерство с компанией Ford. Мы сотрудничаем с Toyota в сфере разработки и производства гибридных двигателей. И мы продолжаем отслеживать и оценивать возможности сотрудничества с другими потенциальными партнерами по всему миру. И виды сотрудничества могут быть самыми разнообразными - от научно-исследовательского партнерства до организации совместного производства. В каждом конкретном случае есть множество факторов, которые должны быть учтены для выбора оптимального варианта.

По России у нас пока нет конкретных планов. Кроме того Россия не единственный развивающийся рынок с привлекательными условиями для сотрудничества. Есть Индия, Бразилия, Китай.

Так что пока конкретных планов нет, но кто знает, что будет завтра?!

 
 
 
 
 
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9