Итоги 2010 года многими аналитиками автомобильного рынка оцениваются с большим оптимизмом. Много говориться о восстановлении после кризиса. Однако рынок вырос относительно 2009 года менее чем на 30% и докризисные показатели еще очень далеки. Более того, можно предположить, что в 2011 году достичь желаемых темпов роста будет сложнее.
Об итогах 2010 года и ближайших перспективах порталу MotorPage.Ru рассказал директор по маркетингу Mazda Motor Rus, Андрей Глазков.
- Рост рынка в 2010 году был обусловлен программой утилизации и льготным кредитованием. На следующий год эффект от программы утилизации будет снижаться. Японские производители, и Mazda в том числе, обычно склонны к консервативной оценке рынка, так что планирование на 2011 год идет достаточно осторожное. Да и специфика японской компании (начало финансового года с апреля месяца) дает нам возможность в начале года взять небольшую паузу и посмотреть на развитие ситуации. Так что говорить о планировании в деталях пока рано. Безусловно, в 2011 году мы будем пытаться вернуться к привычной для нас до кризиса доле рынка (около 2%). Объем российского рынка в 2011 году мы прогнозируем на уровне 2010 года.
- Каковы итоги 2010 года для вашей компании?
- Безусловно, 2009 год, в который мы вошли с внушительными стоками, внес определенные коррективы в деятельность компании в России. Имея ограничения по объему продаж на 2010 год, мы сосредоточились на обеспечении жизнеспособности дилерской сети и возвращении к работе с прибылью.
В 2010 году приоритет ставился на трех самых важных для Mazda сегментах: C, D и сегменте компактных кроссоверов. Начиная с осени 2010 года, мы наращивали темп в этих сегментах, доводя долю до привычного до кризиса уровня.
- В прошлом году у большинства производителей наблюдался рост цен на автомобили. Разумна ли такая политика в самом начале восстановления рынка?
- Колебания цен имеют много причин, начиная от курсов валют и заканчивая давлением стока. После распродажи старых стоков, вся цепочка от производителя до дилера вернулась к нормальному бизнес-процессу (когда автомобили продаются с прибылью), в отличие от списания убытков годом ранее.
- Как вследствие кризиса поменялось поведение потребителей? Изменились ли их предпочтения?
- В период кризиса мы скорее наблюдали смещение к более простым комплектациям. Сейчас восстановился докризисный тренд с ростом доли автоматической коробки передач и увеличением доли кроссоверов. В случае с Mazda, наиболее наглядным является рост доли автоматической трансмиссии – на Mazda3 «доля» автоматов теперь составляет 83%, а на Mazda6 - 63% (до кризиса - 65% и 45% соответственно). В целом, я бы сказал, что кризис уменьшил число покупателей, а тренды он не поменял.
- В конце прошлого года широко обсуждалось вероятное вступление России в ВТО уже в этом году. Многие рассчитывают, что это приведет к постепенному снижению таможенных пошлин на ввоз иномарок, а соответственно к скорому улучшению условий ведения бизнеса для иностранных автопроизводителей в России. Оправданы ли такие ожидания?
- Китай тоже входит в ВТО, однако пока это не отразилось сколь-нибудь заметным образом на рынке. Влияние от вступления в ВТО можно ожидать через достаточно длительный период, а к этому моменту, возможно, и автомобили уже будут совсем другими.