Горб... Он выпирает из капота этой “Mazda 6”, словно лобная кость из черепа боевого быка. Что под ним скрывается? Подсознательное ощущение: там – первобытная сила, животное неистовство, беспримерная ярость... В реальности же горб служит вместилищем для интеркулера турбонаддува, который в сочетании с системой непосредственного впрыска позволил выжать из четырех цилиндров и 2,3 л рабочего объема 260 сил. Энергию мотора превращает в движение полный привод... Такова новая спортивная “6 MPS” – самый мощный седан за всю историю компании “Mazda”.
ИСПАНИЯ. Извилистый серпантин на побережье Коста-Дель-Соль, уходящий вверх, к притаившемуся в горах древнему городку Коста-Дель-Соль, я давно изучил вдоль и поперек. Эти полсотни километров бесконечных поворотов очень часто выбирают европейские производители для демонстрации журналистам новых моделей. Правда, асфальт здесь порой неприятно-скользкий. Особенно в дождь. На некоторых спорткарах с задним приводом я, помнится, переживал жутковатые мгновения, когда “дворники” едва успевали разгребать бьющий в лобовое стекло ливень, а машина скользила наружу виража под стрекот противозаносной системы... Сейчас условия тоже были не лучше: холодновато (спортивные покрышки прогревались долго, с трудом), шел почти непременный для февральской Испании дождь. Но, несмотря на высокую скорость, мой пульс оставался размеренным. И хотя “ксеноны”, входящие в стандартное оснащение “6 MPS”, порой с трудом вспарывали густой туман, я продолжал давить на газ. Полный привод плюс сравнительно небольшая масса автомобиля порождали чувство вседозволенности. Нечто подобное испытываешь за рулем “Lancer Evolution”, но турбоседан “Mazda” не такой резкий и экстремальный. С другой стороны: он покрупнее, покомфортабельнее, помягче и больше подходит для ежедневной городской езды...
Из опций для “Mazda 6 MPS” предусмотрен только люк. Все остальное, вплоть до кожаных сидений и аудиокомплекса “Bose”, входит в стандартное оснащение.
Конструируя спортивную “6 MPS”, японские инженеры избавились от мелких огрехов, которые порой проявляются на обычных “Mazda 6”. Словно весь штат разработчиков был мобилизован, чтобы выдать идеальный вариант “шестерки”. Он и выглядит-то не так, как обычные “Мазды” этой модели. Тот же вроде автомобиль, однако из другого измерения, из параллельной реальности. Крылья – шире, мускулистее. Под задним бампером – чуть вычурный аэродинамический диффузор, почти как на гоночных моделях из “кузовных” серий. В низком переднем спойлере – внушительный воздухозаборник. Наконец, тот самый горб на капоте, внутри которого скрывается интеркулер. Это, кстати, не прихоть дизайнеров или конструкторов двигателя. Такое решение продиктовано компоновщиками: увесистый интеркулер (по сути, еще один радиатор) помещен над мотором и находится ближе к центру масс автомобиля, чем если бы его разместили как обычно – перед двигателем. Отсюда более выгодная развесовка и, как следствие, более точная управляемость, большая устойчивость в поворотах.
В “Mazda 6 MPS” все подогнано под спортивные стандарты. Рулевое управление – более “плотное” (да и небольшая “баранка” лучше ложится в руки). Мощь турбомотора уравновешивают более эффективные тормоза. И кресла здесь другие, с массивной боковой поддержкой... Впрочем, подобными нюансами может похвастаться большинство спортивных модификаций, сделанных на основе недорогих моделей. Однако “шестерка” проработана глубже. Кузов, например, здесь специальный, со множеством усиливающих элементов, – создатели “6 MPS” не стали, как это обычно бывает, ограничиваться растяжкой под капотом. В машине полностью переделаны точки крепления подвески, вварены дополнительные “косынки” в передних углах крыши, позади заднего дивана имеется массивная поперечина. Все эти меры позволили приблизить жесткость кузова к суперкаровским стандартам, поэтому спортивная “шестерка” исключительно точна и адекватна в быстрых поворотах. Кстати, и тип кузова – седан – был выбран как самый жесткий в силу своей конструкции (в семействе “Mazda 6”, напомню, имеются еще 5-дверный хэтчбек и универсал).
Правда, эти спорткаровские доработки несколько повредили практичности. Спинка заднего сиденья, например, не складывается из-за поперечины в багажнике. С другой стороны, едва ли кто-то станет покупать полноприводный седан с 260-сильным турбомотором ради того, чтобы возить в багажнике лыжи или сноуборд. Такие автомобили приобретаются для другого...
Время от времени я перещелкиваю короткий, удивительно точно работающий рычаг механической 6-скоростной КПП, посылая в трансмиссию повышенную порцию крутящего момента от двигателя. Зачем? Пожалуй, просто из удовольствия – хочется лишний раз ощутить выверенную работу специально сконструированной коробки. Вообще, “6 MPS” не требует от водителя частых переходов на более низкую передачу. Турбомотор имеет весьма солидный для 4-цилиндрового двигателя рабочий объем (2,3 л), поэтому выдает сочную тягу в широком диапазоне оборотов. Свою лепту вносят и настройки турбины. Словом, если не давать стрелке тахометра уходить ниже отметки 2.000 об/мин, мотор всегда будет в боевом тонусе. Легкое касание алюминиевой педали акселератора, усеянной резиновыми шипами, – и “Mazda 6 MPS” срывается в разгон. А когда на уровне 3.000 об/мин двигатель выйдет на пик крутящего момента, вы погружаетесь в следующую, еще более бурную волну ускорения, словно экипаж ракеты, у которой отделилась первая ступень.
При всем при том “Mazda 6 MPS” остается практичным автомобилем, удобным, как уже говорилось, и для городского вождения, и для круиза по магистрали. Седан ненавязчиво позволяет двигаться в прогулочном темпе – даже жесткость подвески особо не досаждает. Конечно, если угодить в серию выбоин, то вас встряхнет, однако не настолько сильно, как ожидаешь от спорткара, способного “выстреливать” до 100 км/ч за 6,6 с и набирать скорость 240 км/ч.
КСТАТИ, почему именно 240 км/ч? Почему именно на этой отметке стремительная “6 MPS” прекращает разгон? Для седана “семейного” класса с мотором мощностью 260 сил – не самый впечатляющий показатель. “Если установить этот двигатель на обычную “Mazda 6” с передним приводом, она будет быстрее”, – рассказывает один из авторов проекта. Скоростные возможности спортивной версии ограничивает полный привод – многодисковая электромагнитная муфта, через которую при необходимости подключаются задние колеса.
По своей идее полноприводная трансмиссия “Mazda 6 MPS” объединяет в себе особенности машин трех типов...
Первое: едем спокойно – обычный передний привод, экономия топлива.
Второе: едем энергично по извилистой трассе, давим на газ, резко входим в повороты – время от времени электромагнитная муфта подключает задние колеса. Причем делает это она избирательно: при резких ускорениях, например, когда необходимо максимально эффективно потратить энергию мотора; или на скоростном вираже, когда кратковременное подключение задней оси позволяет избежать сноса передних колес.
Третье: скольжение или езда по совсем скользкому покрытию, скажем, по льду. Тяга между осями жестко распределяется в пропорции 50:50.
Жаль, что не довелось поездить за рулем “6 MPS” по зимним дорогам. Тогда бы глубже понял характер машины. На испанском асфальте было трудновато ощутить, как автомобиль из переднеприводного превращается в полноприводный. Трудно – но возможно. Пару раз я замечал, как в напряженных поворотах сначала на мгновение загорался символ сработавшей противозаносной системы, а потом гас неестественно быстро – значит, подключились задние колеса.
Напоследок еще раз вернусь к комфорту. В отличие от спартанских спортседанов наподобие “Lancer Evo” или “Impreza WRX STi” этот автомобиль поставляется в роскошной комплектации. “Mazda 6 MPS” в салонах дилеров стоит $42.300, и вам не придется доплачивать за кожаный салон и даже за электроприводы передних кресел! На таком фоне климатическая установка, круиз-контроль и шикарная аудиосистема “Bose” воспринимаются как вещи, сами собой разумеющиеся. В компании “Mazda” создали не просто спорткар, а роскошный спорткар.
Аббревиатура “MPS” завсегдатаям международных выставок не в диковинку. Еще в 2000 году на ряде автосалонов демонстрировался прототип сверхмощной версии тогдашнего седана “Mazda 626”. Но только с приходом нынешней “шестерки” работа закипела по-настоящему...
ПОЧЕМУ не получила развития идея спортивного седана “Mazda 626 MPS” (фото вверху) – вполне понятно! Эта модель доживала свои последние годы на конвейере, а, кроме того, применение в качестве двигателя тяжелого 280-сильного V6 c двумя турбонагнетателями создавало проблемы с управляемостью, несмотря даже на полный привод.
Поэтому для будущей скоростной “Mazda” были нужны совершенно иная основа и другой легкий мотор. И то и другое появилось с приходом принципиально новой “Mazda 6”. Первый выстрел грянул на Парижском автосалоне 2002 года, когда европейский технический центр “Mazda”, расположенный неподалеку от Франкфурта, представил прототип полноприводного хэтчбека “Mazda 6 MPS” (фото внизу) c 2,3литровой “четверкой”, оснащенной турбонаддувом. Выставочный образец обозначил концепцию, которая позже была значительно переработана в головном японском конструкторском бюро с привлечением специалистов спортивного подразделения “Mazdaspeed”.
Если сравнить опытный образец с серийной моделью, то в глаза бросается множество различий. Например, экспериментальная машина была хэтчбеком, тогда как серийная – седан. Это решение обосновано как с технической точки зрения, так и с маркетинговой. Конструктивно кузов “седан” гораздо проще усилить, сделать более жестким, чем хэтчбек. Кроме того, седан изначально предпочтительнее для американского рынка, где “Mazda 6 MPS” продается как “Mazdaspeed 6”.
В облике серийной модели есть и множество других отличий от прообраза, связанных с последующей доработкой. Например, в капоте прототипа не было того внушительного горба, который появился при переносе интеркулера турбонаддува в пространство над мотором. Наружные зеркала на серийной “6 MPS” получили более простую и технологичную форму. Заодно отпали всякие показные вещицы наподобие отдельной кнопки для запуска мотора.
Краткая техническая характеристика “Mazda 6 MPS” | |
Габаритные размеры | 476,5х178х143 см |
Снаряженная масса | 1.665 кг |
Двигатель | 4-цил., рядный, 2,3 л |
Мощность | 260 л.с. при 5.500 об/мин |
Крутящий момент | 380 Нм при 3.000 об/мин |
Максимальная скорость | 240 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 6,6 с |
Средний расход топлива | 10,2 л/100 км |
Запас топлива | 60 л |