По-японски “каракури” означает “удивление”. Новая “Mazda 5” - воплощенное каракури.Это стильный минивэн с вполне легковыми повадками и весьма любопытной системой трансформации салона. Никогда не думал, что утилитарный, по большому счету, автомобиль с “вэновским” кузовом способен произвести столь яркое впечатление своими изысканными манерами. И одновременно - суперпрактичностью. Недаром на презентации модели, проходившей в Италии, слово “каракури” очень часто звучало в адрес дебютанта из уст не только представителей компании...
По минивэновской традиции рычаг КПП вознесен на центральную консоль.
Система доступа в машину и пуска двигателя без ключа предлагается в качестве дополнительного оборудования.
ЕДВА устроившись за рулем “Mazda 5”, я сразу понял, что занудство характера не входит в стандартную комплектацию этой модели. Начиная с посадки за рулем: нет в ней ярко выраженной “автобусной” вертикальности, свойственной большинству микроминивэнов. Конечно, кресло и руль здесь установлены заметно выше, чем, скажем, на хэтчбеке “Mazda 3”. Однако посадка все равно более собранная и спортивная в сравнении с большинством микроминивэнов.
В модели “5” такой же удивительно удобный трехспицевый руль, как на легковых “Mazda”. И такой же климат-контроль с вращающимися кольцами регуляторов - весьма удобная логика управления. Только вот почему дисплей, на котором отображаются режимы работы “климатики” и музыкальной установки, такой скромно-узенький? Желая что-либо на нем разглядеть, невольно прищуриваешься. Здесь дизайн явно одержал верх над функциональностью. Впрочем, во всем остальном стремление использовать любой сантиметр полезного пространства машины во благо человека возведено в абсолют. Одних подстаканников, включая емкости в различных откидных захватах и углублениях в столиках на спинках передних кресел, по всему салону насчитывается добрый десяток. При том, что сам автомобиль может быть максимум семиместным. Различных “бардачков”, полочек и ящичков тоже не счесть. Даже почти во всю ширину передней панели, за исключением под завязку загруженной электроникой центральной консоли, протянулась узенькая полочка, куда удобно класть, скажем, мобильный телефон или пачку сигарет. Забота об экипаже заметна буквально в каждой мелочи. Например, если “Mazda 5” оборудована навигацией с откидывающимся экраном, то при движении задним ходом этот дисплей заодно показывает и обстановку позади машины. Причем в отличие от большинства подобных систем при повороте руля меняется и координатная сетка на экране, показывающая степень приближения к препятствию!
ФЛАГМАНСКАЯ версия “Mazda 5”, оснащенная 2-литровым бензиновым мотором мощностью 145 сил, обладает достаточным темпераментом, что- бы при излишне резком нажатии на газ сорвать в пробуксовку передние ведущие колеса. Но тогда сразу в дело вступает противозаносная система, возвращающая микроминивэн на путь истинный.
Аудио-комплексом можно управлять с дистанционного пульта.
Рядом с рычагом коробки передач - пульт управления “навигацией”.
В целом этот двигатель наделен прогнозируемым характером, вполне подходящим под описание большинства современных моторов: слегка вяловатый на низких оборотах, он постепенно набирает равномерную тягу по мере раскручивания. Никаких всплесков, никаких провалов. Вполне нормальный для микроминивэна двигатель - ведь такие машины используются в первую очередь как семейные. Если им и приходится ездить быстро, так только на магистралях.
Одолев “промежуточный финиш” в 100 км/ч примерно за 11 с, я продолжал разгон по автостраде, ведущей от миланского аэропорта Мальпенза к озеру Маджиоре. Вскоре стрелка спидометра подобралась к риске “200”, и я быстро сбросил темп. Дело не в ограничении скорости - 130 км/ч, - которое сами итальянцы нарушают через одного. А в том, что на скоростях, близких к максимальной, мотор “Mazda 5” начинает действовать на нервы своим назойливым ревом. Рука то и дело тянется воткнуть шестую передачу, однако ее нет. Странно, но шестискоростная трансмиссия доступна лишь для дизельных модификаций, которые не планируется поставлять в Россию.
Еще удивительнее, что “Mazda 5” для Европы начисто лишены... “автоматов”. Такая коробка невозможна в принципе! Это выглядит уже противоестественно на семейной машине. Домохозяйки точно останутся недовольны...
Пересев за руль менее мощной “Mazda 5” с базовым 1,8-литровым бензиновым мотором (115 сил), особой потери в динамике по сравнению с 2-литровой машиной я не ощутил. Этот двигатель ускоряет микроминивэн с таким же усердием, как и его старший собрат. Недаром разница в разгоне с места до 100 км/ч между этими двумя версиями составляет микроскопические 0,6 с. Какой отсюда вывод? “Mazda 5 2.0” разумно приобретать только в том случае, если часто приходится ездить под серьезной нагрузкой в четыре-семь человек. Иначе нет смысла платить лишние деньги - смело берите “Mazda 5 1.8”.
В ГОРАХ как-то само собой получилось, что я поехал быстро. Можно сказать, нахально быстро. Вообще-то добропорядочные микроминивэны так водить не принято даже в шальной России. Но “Mazda 5” сама подстрекала подлететь к повороту на резком торможении, повернуть руль в тот момент, когда передние колеса еще загружены, при необходимости - коротко сбросить газ, чтобы автомобиль “занырнул” в вираж, утопить акселератор на выходе...
На спинках передних сидений установлены откидные столики.
В потолок встроен DVD-проигрыватель с откидным экраном.
Превосходная подвеска, цепкая даже на неровном асфальте! Прецизионное рулевое управление, с адекватно нарастающей в поворотах “тяжестью”. Вдобавок - четкое возвращение “баранки” в нулевое положение. Несмотря на отточенные, во многом спортивные манеры, нет никакого конфликта с комфортом. Подвеска настроена умеренно-жестко. Что-то мне это напоминает... Разумеется! Хэтчбеки “Ford Focus” и “Mazda 3”, с которыми новый микроминивэн разделил платформу.
Только шасси “Mazda 5” настроено чуть-чуть по-иному, более безопасно и ненавязчиво, что ли...
Если перебрать со скоростью в повороте, микроминивэн начинает скользить немного раньше, чем родственные хэтчбеки. Зато мягче вновь восстанавливает сцепление. И кренится “Mazda 5” чуть глубже, чем легковые модели, - высокий кузов, ничего не поделаешь. Да и высокая посадка за рулем усиливает субъективное ощущение того, что автомобиль наклоняется в поворотах.
Все эти нюансы вместе взятые - логичное продолжение идеологии современного микроминивэна. За рулем “Mazda 5” можно ехать быстро, но опасно - никогда. Автомобиль заранее “предупредит”, что его возможности в повороте исчерпаны, что скоро начнется скольжение и вступит в действие противозаносная система. Разумеется, до этого дело лучше не доводить. Зачем, когда у тебя за спиной сидит вся семья, проверять быстроту срабатывания шести подушек безопасности? В стандартном оснащении “Mazda 5” - две фронтальные “air bag”, две боковые и пара надувных “штор” во весь борт.
ОСТАНОВИВШИСЬ передохнуть на горном перевале, углубляюсь в изучение возможностей по трансформации салона. Именно “углубляюсь”, позабыв о времени и графике движения...
Для начала открываю задние сдвижные двери, которые представители “Mazda” с гордостью именуют новинкой для вэнов компактного класса. Японцы, видимо, забыли, что их соотечественники из “Nissan” впервые применили подобные двери на схожем по размерам минивэне “Прерия” еще в далеком 1984 году...
Сдвижной механизм позволил сделать дверной проем необычайно широким - 70 см. Таким образом, пассажирам удобно садиться не только на “средние” задние кресла, но и на сиденья третьего ряда. Правда, там с комфортом разместятся только двое детей, но большего от микроминивэна и не требуется.
Обитателям второго и третьего рядов обеспечен полный сервис: начиная от розеток, к которым можно подключить видеоигру или плейер, и заканчивая DVD- проигрывателем с откидывающимся с потолка экраном (последнее устройство устанавливается за доплату).
При желании на место центрального сиденья можно откинуть дополнительный столик.
Подушка для среднего сиденья второго ряда выдвигается из-под левого кресла.
Третий ряд сидений при необходимости складывается, и багажник становится воистину огромным. Любопытная особенность его двери: сначала она открывается на небольшой угол - даже невысокий человек легко дотянется до ручки, чтобы закрыть багажник. Но стоит толкнуть дверь дальше вверх, как она распахнется еще шире - теперь грузить поклажу в “Mazda 5” будет удобно даже человеку баскетбольного роста.
Самое интересное в салоне “Mazda 5” - это средний ряд сидений. На первый взгляд, кресел там всего два. И почему-то между ними расположена еще какая-то суррогатная узенькая спинка с отдельным подголовником. А под ней - только ровный пол салона. Такое впечатление, что при сборке на машину просто забыли поставить небольшую подушку среднего креслица...
На самом деле, эта узенькая спинка - одна из составляющих инновационной системы трансформации салона “каракури”. Помните, в переводе с японского это означает “удивление”? Меня интерьер микроминивэна, пожалуй, даже изумил. Я радовался, как ребенок, обнаруживая все новые и новые возможности системы “каракури”. Гениальность и простота решений в ней ходят рука об руку.
Во-первых, если вышеупомянутую спинку откинуть вперед, она превращается в подлокотник.
Пусть вас не обманывает внушительный внешний вид минивэна: базой для него послужила компактная “Mazda 3”.
По совокупности ходовых качеств “Mazda 5” - один из лучших представителей класса.
Во-вторых, спинка поворачивается в сторону - между креслами среднего ряда открывается проход и детей на третьем ряду можно проведать прямо на ходу.
В-третьих, спинка отнюдь не “висит в воздухе”. Есть там и скрытая подушка, извлекаемая на свет весьма хитрым образом. Так два кресла второго ряда превращаются в трехместный диван. А под ним - большой кофр.
А еще есть откидные столики с подстаканниками, незаметные на первый взгляд сетчатые карманы под бумаги и атласы, возможность перевозить на микроминивэне один-два горных велосипеда.
...Не автомобиль, а воплощенное “каракури”. У него в крови талант к искусству удивления.
Краткая техническая характеристика “Mazda 5” | ||
1.8 | 2.0 | |
Габаритные размеры, см | 450,5х175,5х161,5 | |
Cнаряженная масса, кг | 1.470 | 1.475 |
Двигатель | 4-цил., рядный, 1,8 л | 4-цил., рядный, 2 л |
Мощность | 115 л.с. при 5.300 об/мин | 145 л.с. при 6.000 об/мин |
Крутящий момент | 165 Нм при 4.000 об/мин | 185 Нм при 4.500 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч | 182 | 196 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 11,4 | 10,8 |
Средний расход топлива, л/100 км | 7,9 | 8,2 |
Запас топлива, л | 60 | 60 |