Такие автомобили называют «пожирателями километров». У меня на большие расстояния всегда хороший «аппетит». А каков он у Lexus GS F? Причем, и в прямом, и в переносном смысле
Решено: на этом автомобиле я отправляюсь в Санкт-Петербург. Как раз есть оказия: приглашение на презентацию нового компактного кроссовера. Совмещу, так сказать, приятное с полезным.
Выезжаю накануне дня презентации. В пять часов утра наш тихий двор оглашает одновременный «залп» из всех четырех выхлопных труб «Лексуса». «Вооружение» у него – на славу: пятилитровая атмосферная бензиновая V-образная «восьмерка» мощностью 477 л. с. Отличный «арсенал» для бизнес-седана! Но модификация GS F – это не просто бизнес-седан, она далека от стандартного GS, как Питер от Москвы. По оснащению это действительно «бизнес». По дизайну и поведению на дороге – настоящий спорткар!
Только просьба не путать: на нашем тесте не версия F-Sport, которая имеет лишь спортивные «знаки отличия». GS F – подлинный «F», без натяжек и фейка. Правда, передние сиденья лишь имитируют спортивные «ковши», и ремни безопасности здесь трех-, а не пятиточечные. Но боковая поддержка здесь по-настоящему жёсткая, это отчетливо ощущается при посадке, да и в движении тоже. Жаль, что спинку нельзя установить чуть ближе к вертикали, чем она это позволяет. Приходится располагаться за рулем, если не полулежа, то как бы слегка расслабленно. Регулировки передних кресел электрические, есть память настроек. Руль также регулируется электроприводом. При выключении двигателя сиденье услужливо отползает назад, освобождая огромный проем для выхода. Когда садишься за руль вновь, стоит только пристегнуться ремнем безопасности, как кресло быстро займет зафиксированное в памяти положение.
Настройки занимают минимум времени. Руль, сиденье, подключение смартфона, компакт-диск в слот аудиосистемы, … три, два, один… поехали! Шесть часов утра. Город только просыпается, на улицах и Третьем транспортном кольце непривычно свободно. С удовольствием отмечаю, что расход топлива при движении по городу составил всего 8,8 л на 100 км. Этот автомобиль следует заправлять 98-м бензином, но руководство по эксплуатации допускает и 95-й. На пустых улицах и проспектах разгоняться для опережений нет смысла, но все же замечаю: набор скорости с 60 до 80 км/ч в режиме движения Normal происходит всего за пару секунд. Остальные режимы опробую позже.
В 07:40 достигаю Твери. Выбрал бесплатный участок питерской трассы исключительно из соображений экономии: на платном участке М11 много камер контроля скоростного режима. Впрочем, на бесплатной трассе их тоже полно, как стационарных, так и временных. Радар-детектор постоянно пищит на разные голоса. Без этого прибора на спортивном «Лексусе» лучше на трассы не выезжать. Хотя, конечно, в голову постоянно приходит крамольная мысль: доколе?! Ну, сколько ж еще лет мы будем ездить в Северную столицу со скоростью конной повозки Радищева? Когда наконец здесь появится аналог немецкого автобана, желательно с безлимитными участками? У нас нельзя? Но почему? Разве можно априори записывать всех поголовно владельцев дорогих и мощных машин в преступники?
Скажу больше: четыреста с лишним лошадей под капотом, конечно, провоцируют на разгоны и «прохваты», но на рискованные обгоны и нарушение разметки – совсем нет. Гораздо чаще нарушения совершают владельцы «бюджетных» моделей, рискуя не только своими, но и чужими жизнями. Злорадно отмечаю, что некоторые из них попадаются-таки в «лапы» сотрудников ГИБДД. А агрессивный ослепительно-синий Lexus GS F не остановили ни разу. Даже для проверки документов. Хотя на такой редкий автомобиль могли бы и обратить внимание. В России продается по одной такой машине в месяц (продажи стартовали в марте 2016-го).
Примерно в 10 часов утра достигаю начала участка М11, обходящего Вышний Волочек. Давно уже было сделано объявление, что этот участок стал платным, висит большой плакат с расценками, но… дорога почему-то обходит турникеты. Значит, плату все-таки не ввели? Но почему тогда здесь нет ни одной фуры? Может быть, потому, что на почти 80-километровом отрезке новой трассы нет пока ни одной заправки, а также кафе и мотеля? Действительно, мне встретились всего четыре оборудованные стоянки для отдыха – со столиками, навесами, туалетами. Точно такая же ситуация здесь была год назад.
Топливо в баке, между тем, подходит к концу. Отмечаю, что в начале участка трассы М11 остаток топлива в баке позволял проехать 103 километра. Значит, гнать на всю катушку здесь не стоит. Включаю круиз-контроль и устанавливаю значение скорости 125 км/ч. «Круиз» здесь активный, догоняя идущий впереди автомобиль, «Лексус» притормаживает, а когда я направляю его на опережение, он некоторое время «видит» препятствие и не желает разгоняться. Но спустя секунду-другую подхватывает, да так, что…
А на самом деле – как? Согласно паспортным данным, 100 км/ч с места GS F набирает за 4,6 секунды. Ускорение с 80 до 120 км/ч в режимах ECO и NORMAL происходит, по моим подсчетам, примерно за 4 с, а в режимах SPORT и SPORT+ - всего за 3 с! Обороты двигателя практически мгновенно взлетают с 2000 до 6000, четырехтрубная система выхлопа производит «залп», и… и вы уже летите. Лететь, кстати, наиболее комфортно со скоростью около 150 км/ч, проверено на длинных перегонах, где отсутствовали камеры. Без всякого «круиза» я почему-то подолгу поддерживал скорость 147-148 км/ч. Педаль «газа» здесь не «легкая», и в то же время не «жёсткая», ускорение развивается без усилия и, что интересно, без характерной «паузы» в первое мгновение после нажатия, каковая часто встречается на автомобилях спортивного толка. «Лексус» бросается в бой, особо не задумываясь.
Благодаря «круизу» я существенно экономлю топливо, и в конце платного участка М11 под Вышним Волочком у меня остается бензина еще на 73 километра. А участок-то все-таки платный, турникеты на выезде работают, поездка на «Лексусе» обошлась мне в 200 рублей.
Пора искать АЗС, лучше, конечно, крупную, брендовую. Как назло, они не встречаются. Включаю навигатор и функцию поиска POI (Points Of Interest). Ага, вот то, что мне нужно, только в 30-ти километрах. Ничего, дотянем. При остатке топлива на 30 км бортовой компьютер выдал предупреждение о низком уровне бензина в баке, но отсчитывать оставшиеся километры не перестал. Вот и АЗС, только что ж здесь такие огромные ямы на въезде? Не могли заасфальтировать? Видимо, и не собирались – столь нужная мне заправка закрыта на ремонт. С досады делаю на площадке боевой разворот, толкнув руль влево и вдавив педаль «газа» в пол. При этом чуть не влетаю в яму, поскольку спрогнозированный занос не состоялся: система контроля тяги мощно осадила автомобиль, и он совершил поворот по математической траектории.
Через несколько километров заливаю-таки полный бак, этого мне с лихвой хватит до Питера. До него остается еще около 380 км, время к полудню, пора бы подзаправиться и мне. Для этого сворачиваю с трассы сначала на Боровичи, а затем, почти сразу, в сторону красивейшего Иверского монастыря на озере Валдай. Навигатор прорисовывает, что монастырь стоит практически на острове, скорее всего, узкая полоса земли, которая соединяет его с материком, когда-то была насыпана вручную. Сейчас по ней ведет асфальтированная дорога, местами извилистая. Скорость на ней ограничена 50 км/ч, но у нас с «Лексусом» не получается меньше 80-90. Мы с ним получаем истинное удовольствие от прохождения поворотов, благодаря низкому центру тяжести автомобиль липнет к дороге и почти не кренится, а уж как великолепно слушается руля! Усилие на «баранке», совершающей 2 ¾ оборота от упора до упора, можно слегка увеличить, сменив режим управления Standart на Slalom, но, честно говоря, кроме несколько «потяжелевшего» руля, других изменений при этой настройке я не почувствовал (на самом деле, при этом еще меняется степень «поджатия» электронноуправляемого дифференциала в приводе задних колес).
Перед поворотом в сторону монастыря я обратил внимание на грунтовую площадку слева от дороги. На ней стоял чей-то автомобиль, а когда я возвращался назад, на трассу, он исчез. Отлично! Сейчас мы, наконец-то, опробуем все возможности «бизнес-спортсмена» Lexus GS F!
Поначалу и настраивать ничего не хочется. Автомобиль четко прописывает круги между асфальтированной дорогой и выложенными в ряд валунами, зачем-то разграничивающими просторную площадку. Система контроля тяги TRC мигает своим значком вовсю, но при этом позволяет спорт-седану слегка «распускаться». Отключаю ее – и становится еще лучше! В это трудно поверить, но автомобиль становится послушнее! Мне отлично удается контролировать его «газом», кажется, он готов выписывать уже не круги, а «восьмерки», но близость валунов заставляет проявлять осторожность.
Коллега-журналист позже поделился со мной впечатлениями от заездов на Lexus GS F по сочинскому автодрому. Похоже, мы испытали приблизительно одинаковые ощущения. С той лишь разницей, что он провел за рулем всего несколько часов, а я – суммарно за три дня – больше суток. Но у него было больше простора для спортивных маневров, плюс фирменные инструкторы. Понятно, что на трассе общего пользования так не разгуляешься.
Наряду с настройками Standart и Slalom в «Лексусе» есть еще настройка Track, которую я по ошибке перевел как «трасса», но оказалось, что она для гоночного трека. По-моему, в этом режиме у автомобиля слегка повысилась курсовая устойчивость. Но его и так нельзя было уличить в ее недостатке. Хотя, конечно, колейность покрытия он улавливает мгновенно и начинает рыскать. Но в этом случае держать его «в узде», поддерживая нужный курс, даже приятно, хотя подобным, да и более дешевым моделям за такое отношение к колеям хочется попенять.
Вспоминая осенний тест Lexus RC 350, я попытался уловить те же ощущения, что возникали у меня тогда при сбросе «газа» и легких притормаживаниях на высоких скоростях. Купе начинало демонстрировать неожиданные рыскания, которые я назвал «силами третьего порядка». Тогда мне хотелось утяжелить передок купе, чтобы подобных неприятных ощущений не возникало. А на седане GS F их и не возникает. Пожалуй, лишь однажды я почувствовал нечто подобное при торможении, да и то в течение доли секунды. А сбрасывать «газ» можно было вообще без опаски, седан как стоял на курсе, так и продолжал стоять. Полное ощущение надежности!
Но сброс сбросом, а на этой модели интереснее, конечно же, набор скорости. Кто-то из журналистов, описывая впечатления от Lexus GS F, упомянул об оперативном переходе «автомата» при кик-дауне на две ступени ниже. Да нет, господа, не на две! Этот «Лексус» дает уникальную возможность проследить, как меняются передачи в автоматическом режиме, достаточно лишь вызвать на экран соответствующую диаграмму. Вообще-то, при движении по трассе, когда ее ни вызовешь, практически всегда обнаруживаешь, что включена высшая, 8-я передача. Пробую резко нажать педаль «газа», и… вы говорите, минус две передачи? Четыре! А если добавить «газ» еще резче, то коробка сбросит пять передач! Но это в режиме NORMAL, а в SPORT+ действительно сбрасываются только две передачи. Потому что в этом режиме коробка даже при высоких скоростях, в основном, оперирует пятой передачей и лишь изредка – шестой.
Я не верю ни своим глазам, ни ощущениям. С восьмой передачи – на третью, да еще мгновенно, да еще практически без толчка… При этом обороты не взлетают до красной зоны тахометра, максимум – до отметки 6000 об/мин, то есть, чуть выше заявленной «полки» максимального крутящего момента (530 Нм при 4800-5600 об/мин). Только предварительно надо подготовиться, но не к процессу разгона, а к его цифровому анализу, разобравшись с экранами бортового компьютера. Мы же с «Лексусом» не на треке, а на трассе, в боевых, так сказать, условиях. Здесь полно внешних объектов для наблюдения, а борткомпьютер готов выдать вам просто-таки массу разнообразной информации. Вы знаете, что здесь ЧЕТЫРЕ комбинации приборов? Панель – электронный дисплей, и для каждого из режимов предусмотрено свое изображение. В режимах Sport и Sport+ главенствует, конечно, тахометр, но в Sport+ дополнительно укрупняются указатели температуры охлаждающей жидкости и моторного масла. Вдруг вы захотите использовать этот режим на протяжении нескольких сотен километров? Пожалуй, за этими приборами стоит последить. Кстати, даже при относительно спокойном движении по трассе я замечал, что температура масла слегка колеблется.
К пятнадцати часам я достиг Санкт-Петербурга. 10 часов от одной столицы до другой – конечно, далеко не рекорд, но следует сказать, что я не раз останавливался, заправлялся, принимал пищу, делал фото, менял режимы движения, отслеживая поведение автомобиля в каждом из них, делал записи в блокнот… В общем, можно было бы, наверное, преодолеть эти семьсот с небольшим километров и быстрее, особенно используя мощностной потенциал спорт-бизнес-седана Lexus GS F. Но… не в добрый час получили мы на тест этот автомобиль. В связи со скандалами последнего времени (гонки «мажоров» на крутых тачках) на трассах резко ужесточился контроль скоростного режима, да и в обществе, как мне кажется, усилился настрой против таких людей и их автомобилей тоже.
Я нисколько не оправдываю такое поведение и не приветствую опасные уличные гонки, а обгоны через сплошную линию разметки, повороты и развороты в неположенных местах для меня табу. И все же я выступаю за либерализацию скоростного режима, особенно на трассах вдали от населенных пунктов. Во всем мире строятся великолепные скоростные магистрали, с отличными знаками и указателями, четкой разметкой, инфраструктурой. Растет качество и мощность автомобилей, повышается комфорт и скорость путешествий – и только у нас дороги воспринимаются, как какое-то немыслимое благо и одновременно головная боль. А контроль скоростного режима превратился не в борьбу за порядок на дорогах, а в элементарное добывание денежных средств.
Мне наверняка придут «письма счастья» за мое 1800-километровое автопутешествие из Москвы в Санкт-Петербург и далее в Псков, Пушкинские Горы, Великие Луки и снова в Москву. И будет очень обидно, потому что, стараясь всеми силами соблюдать существующий скоростной режим, я десятки раз становился свидетелем грубейших его нарушений, а также опасных обгонов и других маневров. И не только на трассе – какие гонки по ночам происходят в самом Питере, на Невском проспекте! Причем, для участия привлекаются все желающие: за деньги вас могут прокатить, например, на дорогом мощном мотоцикле…
Ну, здравствуй, Питер! Сколько раз я добирался сюда на автомобилях, а вот за один день доехал впервые. Хотя приходилось преодолевать и более длинные расстояния. Просто так получилось. Окраинные улицы Северной столицы быстро напомнили мне о подвеске «Лексуса», к которой моя «пятая точка» уже привыкла. Подвеска у этого седана (спереди и сзади – независимая «многорычажка») бескомпромиссно жёсткая, что для модели бизнес-класса, конечно же, чересчур, но для спортивного автомобиля – в самый раз. Именно поэтому GS F так чувствителен к колеям, а уж насколько – к выбоинам и буграм, а также рельсам трамвайных путей на окраинах Санкт-Петербурга… Да еще и спортивное кресло жёсткое…
По-моему, немного более «жёстким» здесь стало и еще одно устройство, знакомое мне по другим моделям Lexus. Это джойстик-«грибок» управления мультимедиасистемой. Кажется, двигать его в разных направлениях стало немного «труднее», но зато теперь легче избежать случайных нажатий, и перемещение курсора по 12,3-дюймовому дисплею системы стало более целенаправленным. Набрать адрес следования на экране системы навигации оказалось проще простого даже на ходу. Правда, с парой оговорок.
Во-первых, слишком «умная» система при введении адреса потребовала от меня выбрать не только нужную улицу, но еще и район Санкт-Петербурга, в котором она расположена. К сожалению, я не настолько хорошо знаю этот город, пришлось гадать. Чудом определил, что мне нужен именно Центральный район, а не какой-то другой. Их, между прочим, здесь даже не десяток - больше.
А во-вторых, доведя меня до цели моей поездки, система заявила, что выполнила свою миссию, и… отключилась! Между тем, нужный мне объект совершенно не бросался в глаза, и пришлось немало покрутиться по центру города, прежде чем я его нашел. А искал я небольшую автостоянку, выгороженную на участке пешеходной улицы. Впрочем, на самом деле, мне просто сообщили неверный способ подъезда, а вообще навигационная система «Лексуса» сориентировалась в городе просто отлично и вполне могла бы «запарковать» автомобиль с первой же попытки. Кстати, «автопарковщика» у этого бизнес-седана нет, есть только «ассистент», расставляющий на центральном дисплее при движении задним ходом флажки-указатели и вычерчивающий динамические и статические направляющие. Картинка с камеры, как на всех «Лексусах», не слишком высокого качества, но яркая и сочная, даже днем она не меркнет и отлично помогает при парковке. А еще при движении задним ходом автоматически складывается солнцезащитная шторка заднего стекла.
После почти 12-ти часов дороги, как ни странно, совсем не хочется расслабляться, поскольку почти не устал. Хочется лишь побродить пешком, размять ноги и спину. Подумалось: а если бы сейчас от Москвы до Питера пролегал автобан, и я провел бы в дороге не десять часов, а, скажем, пять-шесть? Неплохо – но тогда впечатлений было бы в несколько раз меньше.
Расход топлива на трассе составил около 10 л на 100 км. При движении по городу, в котором встречались и небольшие пробочки, Lexus увеличил потребление бензина примерно на пол-литра на «сотню»,
Через день начинается вторая часть моего большого путешествия в компании «Лексуса». Мощный «залп» выпускной системы огласил питерский двор в половине шестого утра – и хорошо, что он один! Потому что одновременно с двигателем активировалась и музыкальная система Mark Levinson: 12 ее динамиков одновременно выдали мощные аккорды Electric Light Orchestra. Но шумоизоляция у салона GS F отменная, снаружи звук музыки практически не слышен. А внутри… можно было бы сделать и потише, но дело в том, что достоинства аудиосистемы Mark Levinson раскрываются только при высокой громкости. Выкрутите на минимум – ничего не услышите. Покажется, что в автомобиле установлена «музыка» за пару сотен долларов – а это ну совершенно не так.
В голове до сих пор звучат строчки из музыкальных композиций, которые я прослушивал в дороге. Причем, именно так, как они звучали в «Лексусе». Я использовал их в качестве подзаголовков, возможно, кому-то они покажутся знакомыми. Парадоксально, но в этом «заводном» автомобиле мне чаще хотелось включить какую-нибудь серьезную музыку, в том числе классическую. Простые ритмичные композиции просто не вязались с окружающей меня обстановкой: кожа сидений, алькантара на торпедо, вставки под карбон на центральном туннеле. Здесь лучше звучало что-то торжественное, например, плавные песнопения Эммы Шапплин, обладающей неповторимым тембром голоса. А вот Иоганн-Себастьян Бах «не пошел» совершенно. Под него на трассе отчаянно захотелось спать. Автомобиль распознал это, и на панели приборов замерцал оранжевый символ в виде чашечки кофе.
Он «разговариал» со мной в течение всего путешествия! Система навигации то и дело предлагала: «Перейдите по текущей дороге!». Звучало немного по-японски, но, в целом, было понятно, чего она от меня хочет. А когда, по мнению «Лексуса», я слишком поздно начинал замедляться, догоняя попутный автомобиль, в комбинации приборов вспыхивала надпись: «Тормозите!» Ну что ж ты так пугаешь меня? Ситуация вполне «гражданская», ничего страшного, я пока не сплю и полностью контролирую процесс. Зачем тормозить-то?
А на самом деле – зачем тормозить? Ведь можно, точно рассчитав траекторию обгона, плавно замедлиться, если впереди снова оказался более медленный автомобиль. И что вообще можно сказать о тормозах «Лексуса»? Только одно: они всегда обеспечивали именно то замедление, которое требовалось мне. От мягкого притормаживания до «закапывания в асфальт» и мгновенного срабатывания ABS, лишь только под колесами оказывался, например, песок. При этом в подавляющем большинстве случаев я совершал лишь экспериментальные торможения, чтобы опробовать те или иные условия, в процессе же движения к педали тормоза приходилось прибегать крайне редко. А если совсем не хотелось – можно было включить ручной режим «автомата» и сбрасывать скорость, нажимая на «лепесток» с символом «-». На четвертой, третьей и более низких передачах GS F мощно тормозит двигателем.
Если аудиосистема «Лексуса» раскрывает свои таланты на высокой громкости, то система контроля полосы заметнее проявляет себя на высокой скорости. Активировав ее, я поначалу не почувствовал никакого эффекта. И лишь набрав примерно 120 км/ч, наконец, ощутил – подруливает, точно отслеживая не только хорошо видимые, но и едва заметные линии дорожной разметки! Казалось бы, можно вообще не отключать ее, но… Однажды система сработала на плавном повороте шоссе во время дождя. Ощущение было такое, будто в автомобиль ударил внезапный порыв бокового ветра. Согласитесь, в мокрую погоду это не очень приятно. Тем более, что высокоскоростные покрышки Pirelli P-Zero весьма чувствительны к воде, и первыми «всплывают» передние. Именно в дождь GS F может слегка рыскать при торможении с высокой скорости и при сбросе «газа» - но только слегка, совсем не так, как купе RC 350.
Путешествуя из Москвы в Санкт-Петербург я, честно говоря, опасался за колёса «Лексуса». Дело в том, что они на модели GS F разные на передних и задних колесах: шины спереди имеют размер 255/35R19, а сзади – 275/35R19. А запасное колесо, кожух которого образует огромный «горб» в багажнике и ужасно мешает погрузке (большой чемодан здесь не разместишь), несмотря на свои размеры, не полноразмерное.
Автомобильные журналисты, познакомившись с этой моделью «Лексуса», как я заметил, часто задаются вопросом: для кого и для чего она предназначена? Даже не модель, а модификация с приставкой «F», поскольку «обычный» GS давно и прочно любят в народе. Это стопроцентный бизнес-седан с соответствующими статусу атрибутами и комфортом. Но спортивный GS F – нечто совершенно особенное. Ведь по характеристикам, оснащению и цене он готов конкурировать с такими «грандами», как Mercedes E63 AMG, BMW M5, Audi S6 и даже Porsche Panamera. Его просто пока не сравнивали, поскольку не принимали всерьез – точно так же, как не принимают всерьез китайские модели. Есть пока такой предрассудок.
Насчет пункта «бизнес» в резюме этой модели я, честно говоря, сомневаюсь. Lexus GS F, безусловно, долго будет «звездой» на парковке около делового центра самого высокого уровня. Но как отнесутся ваши партнеры к поездке на нем? Ведь он же недвусмысленно жёсткий, да вдобавок еще и не слишком просторный внутри: сзади точно усядутся только двое, а при посадке «за собой» я обнаружил всего-то 25-сантиметровое пространство для коленей. Да и водитель должен быть ОЧЕНЬ увлечен управлением, чтобы ценить жесткость подвески и пренебрегать комфортом пассажиров. Впрочем, здесь для них предусмотрена своя зона климат-контроля с пультом управления в центральном подлокотнике. С помощью этого пульта можно управлять и аудиосистемой.
Семья тоже вряд ли разделит чувства владельца GS F. Все-таки комфорт в этом автомобиле не первенствует, удобство для пассажиров и практичность в плане перевозки вещей у него невысоки. А вот пункт «спорт» в резюме GS F должен быть не только выделен, но вынесен на самое первое место. Владельцем этой версии должен быть богатый эгоист (возможно – эгоистка), ценящий не только динамику и управляемость, но и дизайн, атрибуты роскоши, ценитель музыки и любитель дальних путешествий. Ведь Lexus GS F – это спортивный, но все же «гражданский» автомобиль, способный быть и «острым», и вполне «послушным». На нем приятно и на треке день провести (правда, за это можно поплатиться комплектом недешевой «резины»), и сотню вёрст от МКАД до загородного дома отмотать. Правда, для него такое расстояние ничто, пустяк. За это время и один компакт-диск не прослушаешь. Другое дело – от Москвы до Питера…
Только вот в плане путешествий Lexus GS F – как пришелец из будущего. Из того будущего, когда у нас наконец появятся отличные дороги с высоким скоростным лимитом, таким, который позволит раскрыть «таланты» и «Мерседесам» AMG, и BMW с литерой «М», и «Ягуарам» с «Панамерами». В этом времени, отправляясь в дальнюю дорогу, человек будет больше озабочен тем, какую музыку ему взять с собой, а не тем, как не попасться в объективы камер контроля скорости. Пожалуй, тогда время в пути от Москвы до Питера я точно смог бы сократить вдвое. Удастся ли попробовать?