Создатели первого гибридного компакт-хэтчбека в премиум-сегменте столь уверены в своем детище, что на вопрос “А будет ли подобная модель с обычным приводом?” категорически отвечают: нет, мы станем бить конкурентов именно этой новинкой
Согласно статистике, 10% европейских владельцев моделей Toyota ежегодно переходят на более высокий уровень – приобретают тот или иной автомобиль класса “премиум”. Но только каждый десятый из них выбирает Lexus, некогда созданный тойотовцами. Почему? Ответ прост: модельный ряд этого бренда до сих пор начинался с машин достаточно больших и, соответственно, дорогих, в то время как у конкурентов – Audi, BMW, Volvo – хэтчбеки “гольф”-сегмента уже были. И спрос на них весьма высокий: в прошлом году жители Старого Света приобрели почти 588 тыс. таких машин, в 2011 г., согласно прогнозам, объем продаж может превысить 637 тыс. единиц. Ходить мимо столь лакомого куска пирога глупо, а потому Lexus создал наконец и свой “входной билет” в мир “премиума” – CT 200h. При этом, дабы отличаться от соперников, японцы сделали ставку на гибридный привод.
Имея виды на все основные рынки мира, дизайнеры этого автомобиля сделали его космополитом: CT 200h выглядит стильно, но вместе с тем вполне органично впишется в поток машин практически в любом уголке мира, будь то Америка, Европа или Азия. Вынесенная далеко вперед решетка радиатора, передний спойлер, длинный капот и выраженный наклон лобового стекла обеспечивают машине динамичный вид. Той же цели служит и фирменное – лексусовское – оформление боковых окон, равно как и длинная крыша в сочетании с плавными линиями дверей и задней оптики. Впрочем, все это преследует цели не только эстетические, но и вполне практические – коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля составляет всего 0,29, и это является одним из ключевых факторов снижения расхода топлива и уровня шумов.
Однако назвать кузов “зализанным” все-таки нельзя. И мощные арки колес (особенно задних), и объемный бампер спереди, и заостренные углы фар вкупе со светодиодными ходовыми огнями в форме наконечника стрелы визуально придают машине “мускулистость” и маневренность. Такой шаг тоже несет смысловую нагрузку: создатели CT 200h полагают, что большинством его покупателей станет молодежь, и именно на нее рассчитан решительный облик.
Идея прослеживается и внутри машины. Спортивные нотки бросаются в глаза практически в каждом элементе интерьера: в плотном ободе трехспицевого рулевого колеса, в сиденьях с выраженной боковой поддержкой, в стильной прострочке кожаной отделки козырька над приборной панелью… Это ощущение усиливается, когда садишься в водительское кресло. Во-первых, оно расположено очень низко – по-гоночному (хотя диапазон регулировок во всех направлениях довольно велик). И это опять не случайно: добиваясь наилучшей управляемости и устойчивости хэтчбека, конструкторы стремились сместить центр его тяжести максимально вниз, в том числе – опустив точку бедра водителя и переднего пассажира. Во-вторых, вся передняя зона салона однозначно “заточена” под водителя. Так, высокая стенка на центральном тоннеле создает ощущение кокпита, и одновременно она заменяет правый подлокотник. А обзор как вперед-назад, так и по бокам следует признать отменным. Наконец, на спортивный лад настраивает отделка – вставки из металла и дерева, отполированные ручки дверей, стильный, удобно ложащийся в руку селектор трансмиссии, четкие шкалы приборов.
При этом конструкторы и дизайнеры Lexus в целом смогли обеспечить отменный комфорт и создать атмосферу роскоши. Говорю “в целом”, поскольку нашел, к чему придраться. В частности, места для ног задних пассажиров, на мой взгляд, маловато (кстати, второй ряд рассчитан лишь на двоих). Не балует салон и различными емкостями для мелочей: и бокс на центральном тоннеле, и “бардачок” невелики, в спинке задних сидений нет откидного подлокотника, ставшего уже привычным в современных автомобилях (правда, сами спинки складываются вровень с полом багажника). Нет также полочек, куда можно пристроить мобильник или монеты. И это притом, что на переднем ряду кресел чрезвычайно просторно, водитель и пассажир чувствуют себя очень вольготно и, я бы сказал, вальяжно. Еще бы, все материалы отделки на ощупь чрезвычайно приятны (чувствуется, что тактильным ощущениям уделили особое внимание), двери и кнопки срабатывают с сочным, мягким звуком, качественный фон создают аудиосистемы, имеющие в зависимости от комплектации по шесть или тринадцать динамиков.
А ведь есть еще, например, стекла “с секретом”. В частности, один из слоев лобового стекла препятствует попаданию внутрь машины ультрафиолетовых лучей. Та же технология применена в передних боковых окнах, но они имеют еще и водоотталкивающее покрытие. Однако и это не все: электростеклоподъемники передних дверей настроены так, чтобы при опускании стекол на протяжении последних 15 см хода они замедлялись, и то же самое (на последних 11 см) происходит во время подъема. Благодаря этому нет резких звуков, “хлюпаний”. Как говорится, мелочь, а приятно! Чем, собственно, класс “премиум” и отличается от масс-сегмента.
Что ж, с комфортом “в статике” мы разобрались – в данном компоненте CT 200h вполне конкурентоспособен. Теперь нужно проверить, каков автомобиль в движении: насколько быстр и послушен, устойчив ли в поворотах, надежно ли тормозит и как маневрирует, уверенно ли держит дорогу. Все это особенно любопытно потому, что, с одной стороны, самый маленький Lexus имеет тот же привод, что и гибрид Toyota Prius третьего поколения, который к числу самых динамичных моделей не относится; с другой – во всем остальном CT 200h практически целиком оригинален: у него собственные платформа и кузов, иные габариты, свои подвески и другие элементы шасси, есть новые системы управления гибридным приводом.
Сажусь за руль, жму синюю кнопку “Power”, и автомобиль оживает: вспыхивает панель приборов и окошко “климата”, поверх передней панели всплывает большой цветной монитор, который не только демонстрирует навигацию и вид с камеры заднего хода, но и позволяет (в том числе на русском языке) управлять “музыкой”, телефоном, настройками еще целого ряда систем. При этом звука двигателя нет и, разумеется, быть не может: полногибридный хэтчбек на скорости до 45 км/ч движется лишь на бесшумном электрическом моторе (кстати, так он может непрерывно ехать до 2 км – идеальный вариант для пробок). Но мне хочется понять, сколь уверенно этот автомобиль будет соперничать, например, с Audi A3 или BMW 1-й серии, коих считают конкурентами сами японцы. А значит, педаль в пол – и на шоссе да в горы, где машину можно погонять в разных режимах.
В числе первых ощущений – не слишком резвый разгон. Вспоминаю, что в характеристиках он обозначен как 10,3 с до 100 км/ч. Видимо, так и есть. Вместе с тем 136-сильный CT 200h и не претендует на звание “самой заводной и агрессивной” модели, выдвигая в качестве своих главных аргументов иные качества: комфорт, управляемость, экономичность (шутка ли, в среднем потребление бензина может составлять всего 3,8 л). Но мне этот показатель оказался не по зубам – расход топлива все время колебался около 6 л, иногда снижаясь до 5,7–5,8 л. Но это и неудивительно, задачи сохранить бак полным я не ставил. Зато удалось разогнать хэтчбек до заявленных производителем 180 км/ч (благо португальские дороги это позволяют) да опробовать режим движения “Sport”, которого нет у Toyota Prius.
Должен признать, он существенно меняет поведение машины: не скажу, что CT 200h выстреливает как из катапульты, но ощутимый “пинок” чувствуется. В этот момент, чтобы увеличить мощь автомобиля, электроника мгновенно повышает напряжение в системе на 150 В (до максимальных 650 В), и отдача электрического двигателя возрастает. Одновременно сокращается время отклика бензинового мотора на нажатие педали “газа”, его обороты держатся на более высоком уровне, изменяются настройки электроусилителя руля и ослабевают “ошейники” ряда электронных систем – в частности, противобуксовочной и курсовой устойчивости. Результат особенно заметен при обгонах – если у вас есть сомнение в быстром опережении при езде в иных режимах (“Normal”, “Eco”), то режим “Sport” их сразу снимет. Кстати, о его включении сигнализирует подсветка приборной панели – она из стандартной синей переходит в красную, и взамен индикатора гибридного привода на экране появляется тахометр.
А вот к поведению машины на дороге никаких вопросов нет. На прямой автомобиль стоит как влитой и столь же уверенно входит в повороты (причем как на сухом асфальте, так и в проливной дождь, под который я попал во время теста). Маневрирует в потоке тоже без проблем, тормозит надежно. Словом, выражение “спортивные повадки” здесь вполне уместно. И это притом, что плавность хода тоже на весьма высоком уровне – не скажешь, что вы едете в хэтчбеке С-класса длиной всего 4,32 м. Выходит, не зря инженеры целенаправленно снижали центр тяжести автомобиля и противодействовали кренам и кивкам, для чего, в частности, облегчили многие узлы и детали: бамперы, элементы шасси, усилитель руля и даже аудиосистему. При этом удалось решить еще одну сложную задачу: увеличив жесткость кузова, свести к минимуму уровень вибраций.
Сработает ли этот план? Сказать трудно. Дело в том, что он заметно отличается от общеевропейской тактики и стратегии бренда. Там в нынешнем году намерены продать 19 тыс. Lexus CT 200h, а в следующем довести объем реализации уже до 25 тыс. единиц. Но в Старом Свете ставка (кроме молодежи) делается и на другие группы потребителей: во-первых, на корпоративных покупателей; во-вторых, на зажиточных пенсионеров, желающих получить автомобиль престижный, комфортабельный, экономичный и экологически безвредный. И именно два последних фактора могут стать решающими: кроме фантастически низких показателей выброса вредных веществ и расхода топлива этот хэтчбек (за счет особенностей конструкции) дает возможность экономить и на многих запчастях, а также на техобслуживании. Плюс бонусы от государства или налоговые льготы тем, кто покупает гибриды, – в зависимости от страны они могут составлять от 1000 до 4000 евро.
В России таких преференций нет. Тем занимательнее интрига. Уже совсем скоро мы увидим, как поведет себя первый компактный гибрид премиум-класса в схватке с бензиновыми и дизельными конкурентами.
Технические характеристики Lexus CT 200h | |
Габариты, мм | 4320х1765х1440 |
Колесная база, мм | 2600 |
Объем багажника, л | 375–985 |
Снаряженная масса, кг | 1485 |
Тип двигателя | бензиновый L4 + электромотор |
Рабочий объем, куб. см | 1798 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 99/5200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 142/4400 |
Суммарная макс. мощность, л.с. | 136 |
Трансмиссия | бесступенчатая с электронным управлением |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 180 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,3 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 3,8 |
Объем бака, л | 45 |