Проект “Открывая Россию”, запущенный брендом Land Rover, неожиданно для многих оказался социально значимым – серия путешествий по стране, как выяснилось, не только позволила оценить автомобили и заново взглянуть на природные отечественные ценности, но и вскрыла целый пласт общественно-экономических проблем
Сухие цифры статистики гласят, что три четверти внедорожников вообще никогда не съезжают с асфальта, а из оставшейся части лишь 3% делают это регулярно. И большинство владельцев подобных машин даже не догадывается о потенциале, заложенном в их автомобиль. То есть они понимают, что перед сложным участком дороги он не спасует, но как выглядит этот участок, представляют слабо – то ли глубокая лужа на проселочной дороге, то ли свежевспаханное поле. А потому многие водители теряются перед такими препятствиями, которые даже слегка подготовленный человек без проблем преодолеет на моноприводной машине. Не зная предела возможностей своего автомобиля, люди теряют уникальную возможность познакомиться с местами удивительной красоты, лежащими лежат вдали от традиционных туристических маршрутов.
Чтобы исправить это упущение и “расшевелить” своих клиентов, марка Land Rover дала старт новому проекту “Открывая Россию” – так называется серия экспедиций по самым живописным и удивительным местам нашей страны, о существовании которых многие забывают или попросту не знают. Многие объекты, внесенные в карты этих экспедиций, входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются особо охраняемыми территориями. Учитывая, насколько остро в современном мире стоит вопрос защиты окружающей среды, проект пройдет под эгидой “Года охраны окружающей среды”, так как 2013 г. получил этот статус. Осознавая важность сохранения природы для будущих поколений, Land Rover хочет показать всему миру и особенно россиянам, в какой богатой, красивой и одновременно хрупкой стране они живут. Хрупкой из-за того, что экологическое равновесие требует постоянной поддержки и может нарушиться в любой момент.
Проект “Открывая Россию” стартовал со знакомства с природными богатствами Республики Адыгея. Выбор первого этапа символичен – именно Адыгее присвоен порядковый номер “01” в списке регионов России, которые присутствуют на государственных номерных знаках автомобилей. Адыгея, получившая статус республики в составе Российской Федерации в 1991 г., расположена в центре Краснодарского края. Ее горная часть относится к системе Западного Кавказа. Большая часть горной Адыгеи – это природные комплексы, включенные в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО “Западный Кавказ”. Треть территории Кавказского биосферного заповедника приходится на горы именно этой республики.
Теофил Лапинский, который в середине XIX века три года прожил в этих краях и настолько сроднился с местными жителями, что даже получил имя Теффик-бей, написал книгу, где так описывает коренной народ: “Адыг по натуре храбр, решителен, но не любит бесполезно проливать кровь и не жесток. Ему нравится подвижная жизнь, однако он неохотно остается долго вдали от своей родины. Он больше всего на свете любит свои леса и горы; свою личную свободу он рассматривает как высшее благо; кротостью и убеждением он позволяет собой руководить, как ребенком, и переносит даже строгость, но восстает против всякой несправедливости”.
В Краснодаре, откуда начиналось путешествие, нас ждало несколько Land Rover Discovery 4, на которых предстояло пройти маршрут. Мне повезло: моему экипажу досталась совершенно стандартная машина, которую взяли у местного дилера, где она использовалась для клиентских тестов. Таким образом, фактически мы являемся людьми, на которых и ориентирован проект, а потому можем рассуждать именно с их точки зрения. Хотя причина такого “везения” банально-бытовая: одна из подготовленных машин при перегоне из Москвы получила повреждения и на маршрут ее было решено не выпускать.
Впрочем, не стоит думать, что для экспедиции автомобили были как-то специально подготовлены – вся разница с конвейерными образцами заключалась лишь в установке дополнительной защиты днища и шноркеля (на всякий случай). Даже покрышки на всех машинах оказались самые обыкновенные, с дорожным рисунком протектора. И только два автомобиля инструкторов играли роль “техничек”, а потому экипированы были куда серьезнее – тут и более “злые” шины, и экспедиционные багажники с дополнительным светом, и даже лебедки, которые впоследствии очень пригодились.
Признаюсь, перед стартом ждали, что с разбегу погрузимся в экстрим, но экспедиция началась в духе экскурсий. Машины двигались колонной по дорогам с твердым, хоть и не идеальным, покрытием, а по рации говорили: “Посмотрите налево! Посмотрите направо!”, попутно рассказывая местные истории. При этом выяснилось, что большую часть того, что рассказывают доверчивым туристам местные экскурсоводы, – прикладная мифология, придуманная для пущего драматизма. К счастью, у нас была возможность узнать и реальную версию событий.
В таком ритме, с остановками для фотосессий, прошел день, другой. Заметив, что путешественники начали скучать, организаторы достали из рукава заранее припасенного “туза” – предложили срезать маршрут, проехав через лес по дорогам, которыми обычно пользуются лишь грузовики-лесовозы. Понятно, что никто не отказался. Вначале все шло довольно гладко – “умеренно-экстремально”. Конечно, в одиночку ни один здравомыслящий человек сюда бы не полез, но нас согревала мысль о наличии в караване двух авто с лебедками. Кроме того, кто-то из инструкторов заметил, что накануне съездили проверить этот маршрут и он оказался вполне проходимым – лишь ближе к концу есть небольшой участок довольно тяжелой дороги. Хотя и ту тропу, по которой мы двигались, легкой назвать было нельзя. Можно уверенно сказать, что 99% владельцев Land Rover Discovery сюда бы забраться не рискнули. А зря! Облик комфортабельного и дорого автомобиля скрывает огромный внедорожный потенциал. И первую скрипку в этом играет установленная на машине фирменная система Terrain Response, зачатки которой появились еще 15 лет назад на втором поколении модели.
Система оптимизирует тягово-скоростные характеристики, максимально увеличивая сцепление колес с дорогой. Простым поворотом переключателя, расположенного на центральной консоли, водитель может выбрать один из предложенных режимов работы. Их пять: движение по обычным дорогам, по скользким дорогам (который получил название “трава/гравий/снег”) и три режима движения в условиях бездорожья (грязь либо глубокая колея, песок, каменистая местность).
Система Terrain Response сама выберет наиболее походящие для имеющихся условий режимы работы электронных систем управления, из тех, что находятся под ее контролем. А она отвечает за выбор высоты положения кузова автомобиля, регулирование крутящего момента двигателя, систему помощи при движении под уклон (запатентованная система Hill Descent Control, которая ограничивает скорость спуска) и противобуксовочную систему Electronic Traction Control, а также за выбор режима работы коробки передач и дифференциала.
Один вид шайбы, с помощью которой водитель выбирает один из пяти предустановленных режимов, вызовет ухмылку у бывалого джипера на каком-нибудь “вездеходе – так профессиональный фотограф, привыкший выставлять все параметры съемки руками, смотрит на интерфейс массовых фотоаппаратов-“мыльниц”. Однако надо отдать должное британским инженерам – система работает, да еще как! Land Rover Discovery 4 на обычной шоссейной “резине” проходит там, где теоретически пройти не должен. И вскоре у нас появилась возможность в этом убедиться, так как посередине маршрута начал накрапывать дождик.
Подсохшая было адыгейская грязь вдруг стала очень липкой и скользкой, а у инструкторов на лицах появилось озабоченное выражение – в отличие от нас они знали, как выглядит финальная часть маршрута. Еще немного, и мы тоже увидели. Больше всего это было похоже на фотографию в какой-то из книг, посвященных Camel Trophy, разве что там фоном служили тропические джунгли. Затяжной спуск, весь прорытый многочисленными следами лесовозов, которые оставляли после себя колею глубиной где-то по колено. Двигаться надо очень осторожно, буквально по миллиметру – малейшее неверное движение рулем, и машина, у которой протектор шин полностью забит грязью, сползает в колею (в этом довелось убедиться лично). Вот тут-то и пригодились лебедки, так как без посторонней помощи выбраться было невозможно.
Среди участников нашей экспедиции нашлись опытные джиперы, участники многочисленных внедорожных ралли-рейдов. Их вердикт был однозначен: “Бывали места и хуже, но на дорожной резине я сюда бы не сунулся”. Однако “Мы сделали это!” – так или почти так было написано на табличке, которую вручали на финише каждому участнику Camel Trophy.
В финале принято подводить итог, но, боюсь, он не будет бравурным. В Адыгее, как и во многих других южных регионах России, очень слабо развита промышленность, а потому остро стоит вопрос безработицы. Местное население может выжить только за счет увеличения потока туристов, чего ждут и боятся одновременно. Боятся потому, что республика испытывает острый дефицит энергетических мощностей, который тем сильнее заметен, чем выше забираешься в горы.
Впрочем, эту проблему обещают решить скоро – в ходе подготовки к сочинской Олимпиаде. А вот как решать проблему номер два, пока никто толком не знает. Возросший поток туристов, вместе с деньгами в бюджет республики принесет с собой горы как бытовых, так и прочих отходов жизнедеятельности. Существующая сегодня канализационная система просто не готова работать с большей нагрузкой, да и мусороперерабатывающие предприятия в республике отсутствуют. Приведение этих систем к современным стандартам требует огромных денег, которых в бюджете Адыгеи попросту нет. Но делать это надо обязательно, в противном случае есть риск превратить уникальный природный заповедник в одну большую свалку.
Наконец, третья важная задача. Заснеженные склоны гор и бурные реки, стремительно несущиеся среди гранитных скал, одинаково прекрасны как в Адыгее, так и в соседних республиках. Но при выборе места отдыха туристы привыкли ориентироваться на “раскрученные” курорты с развитой инфраструктурой – такие как Домбай или Красная Поляна. А потому, чтобы убедить сограждан провести отпуск именно в Адыгее, нужно очень постараться.