Создавая кроссовер LADA XRAY на базе хэтчбека Renault Sandero Stepway, вазовские дизайнеры и инженеры стремились сделать свой продукт современнее, динамичнее и эффективнее донорской модели. Что получилось в итоге, мы выясняли в ходе трехдневной ездовой презентации в Сочи
Шел второй день российской презентации первого вазовского городского кроссовера, и автожурналисты, собравшиеся в Сочи, с нетерпением ждали запланированного приезда и выступления президента компании Бу Андерссона. Однако неожиданно выяснилось, что швед, с именем которого связывают надежды на возрождение АВТОВАЗа, присоединиться к журналистам не сможет – понадобилось его личное присутствие в Тольятти, где он инспектировал работу линии по производству LADA XRAY. Точно генерал, выбирающий, на какой участок фронта в нужное время бросить свои войска, руководитель АВТОВАЗа решительно определился с приоритетами.
Нужно ли удивляться, что продажи XRAY начались эффектно и точно в запланированный срок – 14 февраля, в День святого Валентина? А общение Андерссона с прессой в Сочи все же состоялось, правда, в формате телемоста. В ходе сессии вопросов и ответов он сообщил, что в этом году завод планирует выпустить около 20 тыс. XRAY, которые можно заказать у дилеров в 124 городах России, пообещал повысить локализацию модели, составляющую на сегодня 50% для версии с двигателем Renault и 65% для версии с двигателем ВАЗ, и, разумеется, впервые озвучил цену на новый кроссовер – 589 000 рублей за базовую комплектацию. По выражению топ-менеджера, это «смелый ценник».
В отсутствие «генерала» Андерссона накопившиеся вопросы о новой перспективной модели адресую стратегам из его «штаба» – руководителю команды дизайнеров Стиву Маттину и шефу проекта LADA XRAY Олегу Груненкову. Первым расспрашиваю британского маэстро, с которым не так давно общался во время презентации седана Vesta в Италии. Стив Маттин доволен результатами работы по превращению хэтчбека Renault Sandero Stepway в кроссовер LADA XRAY. Хотя, по его словам, дизайнерам пришлось побороться с инженерами и компоновщиками за то, чтобы делать не как проще и дешевле, а как эффектнее и гармоничнее. «Мне удалось убедить коллег в своей правоте, признаюсь, я очень упрямый», – резюмирует шеф-дизайнер АВТОВАЗа.
Что получилось в результате? Первое, на что обращаешь внимание: теперь уже фамильный вазовский икс-образный передок и соотнесенные с ним перекрестья выштамповок боковин. Причем это не просто яркие решения, заодно получаем эффективное охлаждение моторного отсека и защиту зеркал и боковых стекол от брызг. Кстати, сочинский тест-драйв показал, что вода и снежная каша с дороги действительно оседают на глубоких выемках бортов, не пробираясь выше. Вот вам и утилитарное преимущество!
Что замечаешь не сразу? Во-первых, то, что вазовская новинка получилась на 85 мм длиннее донорской модели Renault и что там, где у семейства Sandero металл массивных задних стоек, у XRAY прорезаны дополнительные окошки ради лучшего обзора. А еще Стив Маттин поднял подоконную линию заметно выше и придал больший наклон передним стойкам. Благодаря этому силуэт машины стал динамичнее, а фронтальная часть – более обтекаемой.
Перебираюсь в салон. Как говорит Стив Маттин, он особенно доволен тем, что ему удалось убедить коллег поднять 7-дюймовый сенсорный дисплей на центральной консоли максимально высоко, так, чтобы он оказался в поле зрения водителя. Теперь это очевидное преимущество перед компоновкой семейства Sandero, где дисплей размещен заметно ниже.
В целом интерьер производит приятное впечатление – здесь уютно, передняя панель и консоль выглядят современно, оригинально и лаконично. Бюджетные решения не бросаются в глаза, хотя и присутствуют. Большинство из них проистекают из ограничений, налагаемых платформой «бюджетника» Sandero. К примеру, пришлось взять за основу каркасы кресел от Renault, лишь незначительно скорректировав геометрию сидений: последние получили чуть более длинные подушки (спасибо увеличившейся габаритной длине кузова) и более плотный наполнитель. Стало удобнее и просторнее, чем в Sandero, но кнопка обогрева по-прежнему находится в слепой зоне в торце подушки. Французская же архитектура рулевой колонки не позволила снабдить баранку регулировкой по вылету. Однако руль настраивается по наклону, а так как водительское сиденье имеет микролифт с большим ходом, то и водителю без проблем удается найти комфортное положение. А вот плафон освещения второго ряда сидений я бы предложил все-таки установить. Да и регулировка интенсивности подсветки приборной панели, наверное, не помешала бы.
При этом качество сборки вазовской новинки на высоте. Во многом это заслуга того же Бу Андерссона, который потребовал от инженеров уделить внимание точности подгонки элементов кузова и интерьера. Лично меня особенно впечатлил тот факт, что передние двери у XRAY более увесистые, чем у автомобилей линейки Sandero. Как следствие, они закрываются плотнее и с более приятным звуком, а во время езды в салоне ничего не шумит и не скрипит, и это рождает уважение к работе команды инженеров.
Наконец, отдельно нужно сказать о щедром базовом оснащении новой модели. Две подушки безопасности, система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», ABS, ESP, аудиосистема с четырьмя динамиками и 16-дюймовые литые диски – лишь часть благ, предлагаемых штатно для начальной комплектации Optima. Жаль только, что кондиционера и обогрева сидений в базовом XRAY нет и заказать их дополнительно нельзя. Из оснащения «верхних» комплектаций отмечу мультимедийную систему с наглядной и быстродействующей навигацией, камеру заднего вида, климат-контроль, датчики дождя и света, а также обогреваемое лобовое стекло.
Завод-изготовитель оснащает все комплектации LADA Vesta и LADA XRAY системой
экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Блок управления ею встроен в штурманский светильник на потолке. Если в момент ДТП сработали подушки безопасности, система формирует минимальный набор данных – координаты, параметры движения автомобиля, время, VIN-код машины и другую информацию, – необходимых для экстренного реагирования, и передает его оператору системы. После производится автоматический дозвон оператору для осуществления голосовой связи. Звук магнитолы при этом программно приглушается. Чтобы осуществить экстренный вызов вручную (при выключенном зажигании), следует нажать клавишу SOS на блоке освещения салона и удерживать ее не менее двух секунд.
О том, почему XRAY позиционируют на АВТОВАЗе как кроссовер, а не хэтчбек, беседую с Олегом Груненковым. Оказывается, причин несколько. Прежде всего, это внушительный дорожный просвет 195 мм (такой же, как у Sandero Stepway), небольшие свесы и, соответственно, «внедорожные» углы въезда и съезда. Но гораздо важнее то, что автомобили семейства XRAY (как минимум версия XRAY Cross, премьера которой намечена на текущий год) получат в перспективе полный привод – об этом на АВТОВАЗе уже неоднократно объявляли официально. Тем не менее есть одно «но». Буквально в ноябре на итальянском тесте LADA Vesta г-н Груненков рассказал мне, что полноприводная трансмиссия может быть позаимствована у кроссовера Renault Duster, базирующегося на той же платформе B0. Однако теперь у директора проекта XRAY уже нет в этом полной уверенности. По его словам, трансмиссию можно заимствовать как у Renault, так и у какого-либо другого автопроизводителя. Так что следим за интригой.
Моторная линейка XRAY призвана стать его ключевым преимуществом. Сегодня в «обойме» модели имеются два отечественных и один импортный силовой агрегат. Последний – это 1,6-литровый мотор Альянса Renault-Nissan, сертифицированный на 110 л.с. (фактически – 114 л.с.) и работающий в паре с 5-ступенчатой «механикой» Renault. При этом в разговоре с глазу на глаз представители автозавода признаются: вышеупомянутый двигатель H4M обходится дорого. А тут еще шеф Бу Андерссон ставит задачу довести уровень локализации по LADA XRAY до 75%. Так что осмелимся предположить, что 110-сильный двигатель Renault-Nissan в перспективе выпадет из моторной линейки кроссовера из Тольятти. Тем более что в распоряжении вазовцев имеется отечественный аналог с близкими характеристиками. Речь об 1,6-литровом 106-сильном бензиновом моторе, также сочетающемся только с 5-ступенчатой «механикой» Renault и предлагающемся лишь для машин в начальном исполнении Optima (увы, на сочинском тесте они представлены не были). Наконец, третий вариант – 1,8-литровый 122-сильный двигатель вазовского производства, агрегатирующийся с 5-ступенчатым «роботом» AMT (также собственной разработки тольяттинцев). Две наиболее мощные модификации XRAY удалось испытать на сочинском тесте.
Сварка и окраска кузова LADA XRAY производится на оборудовании, отвечающем международным стандартам Альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ. Для обеспечения современных требований по пассивной безопасности и снижения массы в конструкции кузова применены новые марки стали повышенной прочности. Кардинальным образом улучшена также антикоррозионная защита кузова автомобиля (в первую очередь за счет широкого применения оцинкованных сталей). Все лицевые детали изготовлены из двухстороннего горячеоцинкованного проката отечественного производства. Эта технология, как и применение катафорезной грунтовки, позволяет значительно снизить риск возникновения коррозии.
По словам Олега Груненкова, XRAY адресован более молодой аудитории, чем Sandero Stepway. Отсюда не только более яркий и современный дизайн, но и заметно более плотная подвеска. Я убедился в этом, поездив в течение трех дней по сочинским дорогам. При движении по хорошему асфальту машина собранна, точна в управлении, не рыскает на высокой скорости, несмотря на относительно короткую колесную базу, и четко следует заданной траектории на прямой и в виражах. Крены в поворотах на удивление малы, информации на руле достаточно (лишь при преодолении ям и дорожных стыков на ободе ощущается мизерный информационный пробел). Шумоизоляция тоже на уровне, и дело тут не только в том, что инженеры установили дополнительные изолирующие маты в районе моторного отсека, дверей и колесных арок: не поскупились они также на тихие 16-дюймовые шины Pirelli, полагающиеся всем без исключения XRAY. Тем не менее стоит съехать на разбитую проселочную дорогу, как кроссовер начинает отрабатывать ямы и бугры звучно и жестко, причем основной дискомфорт испытывают пассажиры заднего ряда. Впрочем, до пробоев ходовой дело не доходит, энергоемкость ходовой части здесь высокая.
По производительности силовых агрегатов вазовцы утерли французским коллегам нос. Ведь начальный и самый мощный двигатели Sandero Stepway выдают лишь 82 и 102 л.с. соответственно. И, разумеется, мощностное преимущество «россиянина» прослеживается не только на бумаге. LADA XRAY со 110-сильным агрегатом и «механикой», конечно, не стоит записывать в спорткары, но стартует и ускоряется автомобиль очень живо, а механическая трансмиссия ему в этом активно помогает. К тому же мотор достаточно эластичен, а коробка передач отличается приличной избирательностью и относительно небольшими ходами. В общем, если выберете такую версию для эксплуатации в городе и на трассе, останетесь довольны.
Новый 1,8-литровый вазовский бензиновый двигатель предлагается пока только в сочетании с роботизированной коробкой AMT, сконструированной на базе вазовской 5-ступенчатой «механики» при участии специалистов компании ZF. Автомобиль в таком исполнении впечатляет прежде всего достойной динамикой, которой от машины с отечественными мотором и коробкой, честно говоря, не ждешь. Ускорения с любых скоростей даются такому XRAY легко, педаль «газа» очень острая, на мой взгляд, даже избыточно. Придраться же можно к специфическому звуку, который двигатель издает, работая на «верхах», а также к эпизодическим толчкам и подергиваниям, их коробка демонстрирует при активной езде. И хочется рекомендовать доработать также систему удержания автомобиля на склоне. На сегодня задействован следующий алгоритм: чтобы машина не откатилась вниз, нужно сильно нажать на педаль тормоза и удерживать ее в течение как минимум трех секунд. Противооткатная система пасует также, если угол уклона меньше четырех градусов. К таким настройкам придется приноравливаться.
Что же у нас в сухом остатке? Пожалуй, тольяттинцам удалось сконструировать и вывести на рынок весьма современный и конкурентоспособный автомобиль, за который мне, как россиянину, не стыдно и который я готов рекомендовать своим друзьям и знакомым. Думаю, уже совсем скоро новенькие XRAY буквально заполонят наши дороги.
Технические характеристики Lada XRAY 1.8 AМТ5 | |
---|---|
Габаритные размеры, мм | 4165х1764х1570 |
Колесная база, мм | 2592 |
Дорожный просвет, мм | 195 |
Объем багажника, л | 361 |
Снаряженная масса, кг | 1185 |
Диаметр разворота, м | н/д |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1774 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 122/6050 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 170/3750 |
Привод | передний |
Трансмиссия | 5-ступенчатая роботизированная |
Макс. скорость, км/ч | 183 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,9 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 7,1 |
Объем бака, л | 50 |
И правда данное авто достойно внимания. И дизайн хорош и оснащено уже по последнему слову техники. А что за ESP? Какая функция у этой системы? В наших уже во всех моделях будет устанавливаться?
Ответить
ESP - это система курсовой устойчивости автомобиля. Она помогает при заносах удержать машину. На наших машинах за частую ее просто нет, только в новых моделях 2016 года начинают устанавливать и в люксовых комплектациях ставят. Поэтому при выборе авто я бы рекомендовал на это обратить внимание.
Ответить
Наконец-то в России стали делать нормальные автомобили, за которые не стыдно. А эта новая лада — отличная модель с богатой начинкой. У немцев ещё в середине нулевых стали производить машины с камерой ночного видения, электронной панелью. Наверняка наши машины тоже скоро выйдут на этот уровень. Радует, что уже дошли до установки систем ЕСП. Для наших дорог она особенно актуальна, ведь большинство аварий происходит как раз из-за заносов. Хотел бы и я покататься на такой, всё таки болею душой за наш автопром.
Ответить
Круто, что есть ABS и ESP, особенно последняя. Эта система мне машину уберегла, а может даже и жизнь. Короче, на даче я машину взял покататься, пока отец с друзьями-соседями что-то отмечали. Ну и какой русский не любит быстрой езды! А дороги-то все грунтовые, кое-где грейдером сделанные, местами щебнем посыпанные. Ну вот я лечу себе лечу, давлю на газ и начинает плавный поворот влево, и через время чувствую, что машина перестаёт слушаться, и её тянет за пределы дороги в кювет. Судорожно пытался вывернуть руль, но машина вдруг сама сбрасывает газ и как-бы помогает вернуться на путь. Когда отошёл от шока понял, что это система ЕСП сработала. Никому не советую гонять по щебёнке, как это делаю я.
Ответить