Судя по официальной отчетности компании по МСФО за 2014 год, к концу прошлого года общий объем задолженностей отечественного автогиганта досгиг 35,923 млрд рублей. Речь идет о банковских займах, ограничительные финансовые условия по которым не были выполнены в срок. В частности, долгосрочная задолженность на сумму 22,347 млрд рублей не включена в состав краткосрочных обязательств. При этом размер краткосрочных кредитов и займов ОАО «АвтоВАЗ» в период с 31 декабря 2013 года по 31 декабря 2014 года увеличился на 68,8%, до суммы в 39,248 млрд рублей, а долгосрочные кредиты и займы за тот же период выросли на 24,4%, до 29,116 млрд рублей.
Отметим, что в конце 2014 года «АвтоВАЗ» получил гарантии об отказе от досрочного востребования задолженности по кредитам в сумме 3,550 млрд рублей от ОАО АКБ «Росбанк», ЗАО КБ «Гарантии Банк — Москва» и Societe Generale. Как поясняется в вышеупомянутом отчете, срок действия этих гарантий составляет меньше 12 месяцев после истечения отчетного периода.
Сейчас руководство концерна ведет переговоры о возможном рефинансировании долга в 2015 году. При этом, по состоянию на 27 марта 2015 года (дата подписания финансовой отчетности компании) ни банки, ни кредитные организации не предъявляли к «АвтоВАЗу» требований о досрочном погашении задолженности.
Представители «АвтоВАЗа» пояснили, что основной причиной долгов стал экономический кризис в России. Сейчас компания реализует свою антикризисную стратегию, которая подразумевает увеличение выручки за счет роста доли рынка в России, а также рост объема экспорта автомобилей Lada зарубеж. Кроме того, компания делает ставку на возможное расширение своей дилерской сети за счет «смещения интереса дилеров от иномарок (в связи с высокими ценами и низкими объемами продаж)».