На российский рынок выходит обновленный KIA Rio. Не будучи знакомым с предыдущей версией этого автомобиля, я попробовал узнать о нем в Интернете, почитать отзывы владельцев, но увы…
Столкнуться пришлось, прежде всего, с невероятным снобизмом владельцев автомобилей японских и европейских марок. Их комментарии к отзывам о корейской модели отдают высокомерием и даже брезгливостью. «Дурачки» - это еще мягкий эпитет, которым награждают владельцев «кореянок». Основные тезисы критиков таковы. Ездить на трех-четырех корейских машинах подряд невозможно, поскольку в них нет ничего уникального, ради чего их стоило бы покупать снова и снова. Никаких поводов для клиентской лояльности. И вообще, эти автомобили – как фастфуд: вроде, ешь и становишься сытым, а потом начинаются проблемы со здоровьем.
Преимущество «корейцев» в количестве опций также выдается за недостаток. Видите ли, грешно хвастаться многочисленными «наворотами» перед теми, в чьих машинах их нет. В качестве альтернативы богатому оснащению называются лучшие ходовые качества моделей европейских и японских фирм. Как будто недорогой седан В- или С-класса именитого бренда просто-таки априори ездит так же, как спортивное купе той же марки. Далеко не так же, уверяю вас!
Яркий и свежий дизайн корейских моделей, привлекающий всё больше новых покупателей считается минусом. Сдержанный дизайн немецких машин, призванный удержать их приверженцев, выдается за плюс. Агрессивный маркетинг корейских брендов тоже критикуется, хотя и признается, что в нашей стране их стратегия успешна. Несмотря на спад продаж, корейцы не сворачивают производство своих автомобилей в России, не консервируют заводы и не бегут с нашего кризисного рынка. Наоборот, предлагают обновленные модели. Вообще, тем, кто хочет достичь вершин продаж у нас, на мой взгляд, имеет смысл поучиться у корейцев. Или прочитать русскую народную сказку о том, как лиса пригласила на обед журавля.
Нет, я ни в коем случае не хочу подчеркнуть или даже намекнуть, что немецкие или японские автомобили чем-то хуже корейских. Они ничем не хуже, а в чем-то и лучше – но не настолько, чтобы давать поводы для снобизма на грани оскорблений.
Лично мне споры в Интернет о достоинствах и недостатках машин из разных стран, в том числе тех, на которых большинство спорщиков никогда не ездило, мало интересны. У меня на тесте новый седан KIA Rio, - посмотрим, каким он стал.
Повторюсь: я не знаком с предыдущим поколением Rio – но встречал его как на улицах городов, так и на дальних трассах очень и очень часто. Еще бы: ведь машины третьего поколения этой модели с 2011-го года были проданы в нашей стране в количестве уже более 300 тысяч экземпляров! Даже в прошлом, кризисном году своих покупателей нашли более 90 тысяч машин. И, хотя абрис их примелькался, я часто ошибался, принимая седаны Rio за «старшие» KIA Cerato и даже Optima. Дизайнерам удалось придать облику скромного молодежного автомобиля заметную солидность, которая лично для меня перевешивает яркий и слегка вызывающий дизайн соплатформенного Hyundai Solaris. Тут я больше на стороне консерваторов, чем авангардистов. Хотя считаю, что обновленный Rio мог бы стать и чуть ярче, во всяком случае, несколько дополнительных акцентов в облике ему бы не повредили. Все-таки он рассчитан на молодую аудиторию.
Вот новые элементы в экстерьере модели 2015-го года: более «рельефная» фальшрадиаторная решетка и измененные декоративные накладки-«жабры» на передних крыльях. Передний и задний бамперы теперь новой формы. Изменились фары, в них появились «линзы», новыми стали «противотуманки». В бамперы дорогих версий врезаны полоски светодиодных дневных ходовых огней. Появились светодиоды в задних фонарях. Специально для обновленного KIA Rio были разработаны оригинальные легкосплавные колесные диски. А еще стекла дверей получили хромированные окантовки – редкий элемент для автомобиля такого класса. Кузов стал выглядеть значительно наряднее. Кстати, в цветовой гамме Rio появился новый колер – «кофейный металлик». Очень интересный, «дорогой» цвет! А всего лакокрасочное покрытие кузова насчитывает 9 вариантов, и доплата за цвета-«металлики» больше требоваться не будет.
Обновления затронули и интерьер. Дизайн торпедо был слегка осовременен, в отделке появились новые, более качественные и приятные на ощупь материалы. Изменилась панель приборов. Борткомпьютер теперь постоянно показывает температуру за бортом. Как стало известно, этого «показателя» почему-то не хватало владельцам. Вообще, элементы для обновления выбирались не случайно, а на основе опросов владельцев и потенциальных покупателей: что бы они еще хотели видеть в своих KIA Rio? Так появились электрообогрев всей площади ветрового стекла, подогрев форсунок стеклоомывателя (очень полезная штука для зимы!), датчик света, более современный ключ-брелок и, соответственно, кнопка пуска/остановки двигателя.
Ну и, в дополнение, стали более эргономичными органы управления микроклиматом в салоне, появилось новое рулевое колесо с более удобными кнопками, «заведующими» мультимедийными функциями и системой круиз-контроля. Кстати, руль теперь можно регулировать не только по углу наклона, но и по вылету. Этот элемент, как и подогрев рулевого колеса, достался Rio от «старшей» модели cee`d. По совпадению, отправляясь на тест-драйв обновленного седана Rio, организованного в районе Кавказских Минеральных вод, я добирался до аэропорта «Шереметьево» на такси KIA cee`d. И, честно говоря, пригляделся бы к этому автомобилю внимательнее, так как он поделился с Rio многими дизайнерскими решениями. Создается ощущение, что планка оснащения и качества растет с каждой новой модификацией даже бюджетных моделей, и если Rio по набору опций сегодня догоняет cee`d, то каких же благ цивилизации следует нам ждать от старшей модели при ближайшем рестайлинге?
Многие участники автомобильных Интернет-сообществ пишут, что нынешние цены на Rio уже далеко не «бюджетны», особенно для регионов. Советую им посмотреть на ценники моделей-одноклассниц. Подорожало ВСЁ, и очень существенно. Минимальная цена нового Rio, объявленная 1 апреля (и это, к сожалению, не шутка), теперь превышает 550 тысяч рублей. За версию «Comfort Теплые опции» придется заплатить 579 900 рублей, за «Comfort Аудио» – 609 900 рублей, стоимость версии Luxe начинается с 639 900 рублей, Prestige – от 709 900 рублей, а максимально оснащенная комплектация Premium обойдется в 809 900 рублей. Еще вчера за такие деньги можно было подыскать себе приличный кроссовер, пусть даже переднеприводный и в базовой версии. Сегодня – нет: все аналогичные модели также подорожали, а большинство кроссоверов перекочевало в сегмент «для миллионеров». Просто мы пока не привыкли к таким «бюджетам», но, если мировая ситуация и курсы валют не изменятся, придется привыкать.
В максимальную комплектацию обновленного Rio входит бесключевой доступ в салон. Забираюсь внутрь – и обнаруживаю, что места здесь в избытке, по крайней мере, по сравнению с Hyundai Accent. Когда-то мне пришлось отказаться от покупки этого популярного «корейца» лишь из-за того, что я едва помещался между рулем и сиденьем. Насколько же в Rio свободнее! Настолько, что я даже забываю отрегулировать руль по вылету. Мне хватило регулировки по высоте. Из недостатков эргономики отмечаю лишь небольшую длину подушки сиденья. Профиль же кресла, в целом, удачный, есть боковая поддержка, ощущается поясничный подпор.
Эргономика отличная, всё под рукой и ни капельки не тесно. Вообще кажется, что сидишь в автомобиле классом выше. Не чувствуется нарочитой экономии, уменьшения размеров приборов и органов управления в угоду малому классу. Вставки под карбон выглядят отлично! Впрочем, даже если бы не было никаких вставок, мне бы здесь понравилось.
На рулевое колесо современного дизайна вынесены клавиши дистанционного управления основными мультимедийными функциями. На центральной консоли – новые органы управления микроклиматом в салоне (в нашем автомобиле установлен климат-контроль). Слева от руля – кнопки включения его подогрева, а также включения подогрева всей площади ветрового стекла. Помню, как порадовала меня эта функция в Jaguar XF, а также в Range Rover Evoque. Теперь она есть в сравнительно недорогом KIA Rio. Вновь возникает вопрос, а чего бы такого еще пожелать? Натуральной кожи и псевдо-деревянных вставок? По мне, без них даже лучше. Иногда они выглядят очень уж «псевдо».
Разглядываю уютный салон – и не нахожу поводов для его критики. Он выглядит не так строго, как у «немцев» и «чехов»? Может быть – но в то же время в нем нет ничего игривого, кричащего, вычурного, словом, никакой «азиатчины». Лично мне не нравится ярко-красная подсветка части приборов. Но я представляю себе, какой шквал негатива обрушился бы на маленькую модель, если бы эту подсветку сделали синей, зеленой или какой-нибудь фиолетовой. Впрочем, уверен, что при следующем рестайлинге ее заменят на белую.
Большую часть теста я провел за рулем, но не преминул и сесть назад. Здесь, конечно, не океанский простор, но все же «сам за собой» я разместиться сумел, колени не уперлись в спинку водительского кресла. Хотя места для ступней было маловато, впрочем, как и для головы: при моем росте 182 см потолок оказался близко к макушке. Части спинки заднего дивана складываются, но в сложенном виде возвышаются небольшой ступенькой над полом багажника. Под этим самым полом, кстати, разместилась полноразмерная запаска на литом диске. Кстати, Rio комплектуется 15- и 16-дюймовыми колесами, а ведь еще не так давно «бюджетникам» полагались диски поменьше. 500-литровый багажник Rio показался вместительным и удобным по конфигурации, но глубоко выступающие петли могут осложнить погрузку высоких предметов. В дорогих комплектациях крышку багажника седана можно теперь отпирать дистанционно – кнопкой на ключе-брелоке.
Под капотом обновленного бестселлера остались прежние проверенные временем агрегаты. «Младшие» версии комплектуются 1,4-литровым бензиновым двигателем мощностью 107 л. с. в сочетании с пятиступенчатой механической коробкой передач либо с четырехдиапазонным «автоматом». Другой вариант – 1,6-литровый бензиновый мотор мощностью 123 л. с., работающий в паре либо с шестиступенчатой «механикой», либо с шестидиапазонным «автоматом».
Жалоб на двигатели Rio у владельцев, судя по отзывам в Интернете, не много. Чаще всего они замечают, что оба мотора – «крутильные», любящие обороты. Мол, у конкурентов двигатели охотнее тянут с «низов». А вот у меня сложилось впечатление, что 123-сильный двигатель начинает тянуть чуть не с 1500 об/мин, но лишь тянуть, если же хотите азарта, то следует раскрутить движок хотя бы до 3000 об/мин и ощутить заметный подхват, продолжающийся где-то до 4500 об/мин (пик крутящего момента в 155 Нм достигается при 4200 об/мин). Разумеется, при наличии «автомата» оценить все преимущества двигателя сложнее, желательна «механика». Но зато удалось оценить качества «автомата», который перебирает передачи очень плавно, почти незаметно. В городском режиме, когда трафик не слишком интенсивен и скорости невелики, это особенно приятно.
Но в Пятигорске и Кисловодске, где был организован тест обновленного Rio, живут особенные водители. Их хлебом не корми – дай только выделиться на дороге каким-нибудь агрессивным маневром, да и вообще недоброжелательным поведением. Нам необходимо левым поворотом выехать на оживленную улицу, но желающих пропустить нас нет и нет, сплошной поток машин индифферентно катится мимо. Приходится совершить поворот направо, затем сразу же налево, в узком проезде развернуться и выбраться на нужную нам трассу в попутном направлении. Дело, в общем, пустяковое, но почему же водители других автомобилей так настойчиво пытаются не пропустить нас, помешать? Похоже, им просто не симпатичны машины на московских номерах. Приходится иногда совершать маневры «по-грузински», как я это называю. Газ в пол – и мы в потоке. Немного неудобно перед теми, кто сзади, но пусть тогда совесть имеют.
Между прочим, на «газ в пол» Rio с «автоматом» может среагировать не слишком оперативно. То есть, одну передачу сбрасывает быстро, а когда нужно две – слегка задумывается. При обгонах следует помнить об этом. На те случаи, когда хочется или необходимо «зажечь», у этой коробки есть режим ручного выбора передач. Правда, подрулевых «лепестков» нет, приходится толкать туда-сюда селектор, передвинув его влево из положения D. Но на эти движения коробка отзывается охотно, и скидывает передачи очень оперативно. Причем, с «защитой от дурака»: три передачи точно не скинет, просто не отреагирует на лишнее перемещение селектора.
1,6-литровый Rio с «автоматом» по паспорту ускоряется с места до 100 км/ч за 11,2 с (с механикой – на секунду быстрее). Похоже на правду. Разгон с хода при двух пассажирах в салоне на «автомате» примерно таков: с 80 до 100 км/ч за 15-16 секунд. Для бюджетного седана – вполне ожидаемый результат. Правда, двигатель приходится раскручивать «до звона», при оборотах свыше 4000 он изрядно «голосист». Вообще же шумоизоляция нового Rio радует. Салон у автомобиля «негромкий», посторонних шумов, скрипов, «сверчков» даже на неровных дорогах обнаружено не было. Только двигатель на «верхах» шумноват, но главное – ОЧЕНЬ ЗВОНКО барабанят камушки по задним аркам! В отношении акустического комфорта автомобилей я не привереда, но здесь этот звук здорово бросается в уши. А каменистых дорожек нам выпало немало: организаторы тест-драйва постарались и проложили для нас маршрут, «богатый» разнообразием покрытий дорожного полотна.
В предкавказских городах центральные улицы имеют достойное покрытие, вот только повсюду здесь висят знаки ограничения максимальной скорости, и видеокамеры, а также стражи порядка (в том числе «лежачие») строго следят за соблюдением установленных лимитов. Иногда приходится резко тормозить перед неожиданно возникшей впереди искусственной неровностью, а иногда – проявлять чудеса маневренности, ведь многие боковые улочки здесь следуют рельефу местности и то круто поворачивают, то меняют подъем на крутой спуск и наоборот. Rio в городе – как рыба в воде, маневрировать на нем легко, автомобиль чутко отзывается на действия рулевым колесом, хотя руль у него, конечно, «дамский»: очень легкий и малоинформативный. Опять же, стоит ли на это сетовать в автомобиле такого класса? По-моему, нет: конкуренты если и рулятся получше, то очень ненамного. До спорткаров тех же брендов им, как до Луны, и возводить их рулевые механизмы в превосходную степень нелепо.
Итак, поплутав по «горным» улицам Пятигорска и Кисловодска, мы выбираемся на трассу, ведущую в Карачаево-Черкессию. Справа оказывается знаменитая гора Кольцо: ветры выдули в отроге из песчаника огромную арку. Не остановиться и не посмотреть на достопримечательность невозможно, ведь «кольцом» эта гора была и во времена Лермонтова. К сожалению, современные «туристы» сильно испакостили памятник природы различными надписями, да и мусора вокруг полно. Обидно. Как и то, что стоянка для автомобилей поблизости отдана под рынок кавказских сувениров, парковаться приходится где попало. Нам попало переехать промытое дождями углубление в грунте, и автомобиль чиркнул днищем. Дорожный просвет у Rio неплохой для легковушки: 160 мм. Но, как видим, злоупотреблять им не следует.
Далее по трассе можно было бы идти и с неплохой скоростью, качество покрытия сносное, однако мешает, что вдоль дороги на многие километры тянутся селения, переходящие одно в другое. По дороге может лениво двигаться стадо коров или отара овец, приходится держать в поле зрения многочисленных собак, а также детей и пожилых людей. Похоже, автомобили для них до сих пор в диковинку, и они могут, игнорируя все правила и инстинкт самосохранения, с легкостью начать переход трассы в любом удобном для них месте.
На границе с Карачаево-Черкессией – пункт досмотра, остановка обязательна. Но досматривают машины выборочно и нас не задерживают. Миновав многокилометровую цепь селений, наконец «раскочегариваем» Rio до приличных скоростей. Дорога в сторону перевала Гумбаши и далее городов Карачаевска и Черкесска пока сохраняет относительное качество полотна, но оно уже далеко не «центральное». Самое время проверить поведение подвески: к ней, как выяснилось из отзывов в Интернете, у владельцев автомобиля накопилось немало претензий.
Что мы имеем в конструкции? Спереди – стойки «Мак-Ферсон», сзади – торсионную скручиваемую балку. У ранних выпусков третьего поколения Rio подвеска была недвусмысленно жесткой, это вызывало жалобы, поэтому со временем ее «смягчили». Но владельцы дорестайлинговых машин все равно считают их «железными табуретками». И при этом жалуются на пробои! Не вяжется одно с другим? К сожалению, вяжется: у подвески короткий ход. Не удивлюсь и тому, что владельцы принимали за пробои «отдачу» от ударов на неровностях на весь кузов. Но, повторюсь, на предыдущих версиях Rio я не ездил.
В то же время владельцы предыдущих версий не ездили на новой, это было никак невозможно, мы участвуем, что называется, в премьерном показе автомобиля. Поэтому утверждать, что подвеска жесткая, они могут только в отношении своих автомобилей, то есть, по крайней мере, прошлогодних. У нынешних подвеска была изменена в сторону большего комфорта, но с максимально возможным сохранением энергоемкости. Были применены амортизаторы и пружины с иными характеристиками, заменены опорные подшипники передних стоек и ступичные подшипники. В итоге большинству из нас подвеска показалась жесткой, но в меру, и, чтобы в этом убедиться, надо попробовать. Автомобиль действительно потряхивает, но не до «замыкания» зубов водителя и пассажиров. В то же время, он не настолько жёсткий, чтобы «переставляться» на неровностях, а «замыкания» элементов подвески мы не ощутили ни разу, хотя дорога к перевалу по мере набора высоты становилась все хуже и хуже.
Постепенно от набранных 120-130 км/ч приходится отказаться, хотя долгое время было приятно поддерживать высокую скорость, используя режим ручного выбора передач и входя в повороты при повышенной тяге на передних колесах. Крены кузова при этом незначительны, склонности к заносу задней оси не наблюдается. На некоторых виражах начинала помаргивать контрольная лампа системы курсовой устойчивости ESС: следит за нами, однако! Ощутимого воздействия на автомобиль этой системы я не почувствовал, видимо, не достиг критических режимов. А затем скорость пришлось сбросить. На дороге начали все чаще появляться места, на которых асфальт отсутствовал вообще. С какой целью были оставлены эти участки, неясно. Кроме того, кое-где в изобилии были разбросаны скользкие коровьи «лепешки». На обочинах их было значительно больше, к тому же они дополнялись битыми бутылками.
В общем, не раз и не два пришлось прибегнуть к резким торможениям, и к «плюсам» автомобиля была причислена работа ABS. Система не спешила начать стрекотать, а действовала, что называется, сообразно обстановке. И на твердых покрытиях, и на рыхлых, и на обоих одновременно (под разными бортами автомобиля) корейский седан замедлялся уверенно, не сходя с курса.
Со стороны Кисловодска дорога к перевалу Гумбаши ведет вдоль реки Подкумок. Перевал – водораздел. После видовой площадки, устроенной на его высшей точке (ужасно загаженное место, не возникло абсолютно никакого желания остановиться и попытаться разглядеть с него великий Эльбрус), дорога начинает спускаться в долину реки Мара, отсюда и второе название перевала – Маринский. Его максимальная высота 2100 м над уровнем моря. Не ахти какой перевал, особенно со стороны Кисловодска: дорога взбирается наверх лишь с легкими изгибами. А вот с другой стороны, в направлении аулов Верхняя и Нижняя Мара, основанных, как выяснилось, в конце XIX века, трасса начинает спускаться настоящим серпантином. И тут в копилку Rio добавились два «минуса». Во-первых, оказалось, что автомобиль не слишком-то интенсивно тормозит двигателем в режиме ручного выбора передач. Сбрасываешь ступень за ступенью, обороты растут, а заметного эффекта не чувствуется.
А во-вторых, показались не слишком «цепкими» тормоза. Тоже своего рода парадокс: ABS понравилась, система в целом – не очень. Не старается Rio закопаться в асфальт, как делают многие ее соперницы. Между прочим, владельцы это не критикуют, что странно, ведь многие из них, как выяснилось, не прочь и перегрузить машину, используя объем багажника на полную катушку. По идее, при этом тормозная динамика должна существенно снизиться, однако на пробои подвески жалобы есть, а на тормоза – почему-то нет.
Как бы то ни было, тестовый автомобиль прекрасно справился с преодолением перевала, и единственное, о чем я жалею, это то, что обратный путь для нас был проложен по ровной степной местности и прямым гладким асфальтовым трассам. Стемнело, достопримечательностей не видно, есть лишь практически пустая трасса в ближнем или дальнем свете фар (хороший, кстати, свет). И так – на протяжении около сотни километров.
На таком перегоне со сравнительно небольшой скоростью (около 100 км/ч) автомобиль должен был продемонстрировать максимальную экономичность. И он ее продемонстрировал: средний расход 92-го бензина в трассовом режиме составил около 7,5 л на 100 км. Для сравнения, в горных условиях расходомер демонстрировал 9-литровый расход, а в городских – даже 11-литровый. На нашем фото вы можете заметить расход более чем в 13 л на 100 км. Он мог быть связан с тем, что автомобили с работающими двигателями длительное время ожидали нас на стоянке в Пятигорске, где в это время температура воздуха едва превышала 0 градусов.
Так случилось, что во время подготовки статьи я свел недолгое знакомство с одним из конкурентов KIA Rio. Осмотрел кузов, салон, оценил ходовые качества. И, честно говоря, даже при обнаруженных различиях не нашел решающих аргументов в пользу европейской модели. Да, подушка у водительского сиденья подлиннее, но само кресло менее комфортабельное и «ухватистое». Сидишь, как на стуле. Между передними сиденьями возвышается крайне неудобный подлокотник, лучше бы его не было вовсе. Значительных различий двух автомобилей в плане управляемости и жесткости подвески я не ощутил. Да, отметил, что в европейском автомобиле лучше звучала аудиосистема. Даже при моей любви к прослушиванию музыки в дороге это вряд ли стало бы решающим доводом в пользу покупки, случись мне выбирать один из двух седанов.
Мне могут сказать, что выбор в этой ситуации может быть только один, и о втором варианте даже думать нелепо. Но тогда чем объяснить такой невероятный успех модели Rio на нашем рынке? Столько людей у нас оказалось «зомбировано» корейскими маркетологами, столько повелось на «красивую оболочку, под которой ничего хорошего нет» (так выражаются об автомобиле его оппоненты)? 96 процентов опрошенных владельцев довольны своим приобретением, 93 процента готовы рекомендовать его другим. Пусть это относительные показатели – но давайте еще раз вспомним абсолютные: 300 тысяч автомобилей продано за четыре года, 90 тысяч – за один только прошлый кризисный год. Магия?
Да, бюджетные «корейцы» уже далеко не бюджетны. Но ведь и конкуренты их тоже не особенно заботятся о наших с вами кошельках. При этом, за сопоставимые деньги KIA Rio действительно предлагает больше опций, чем ее соперницы, а плюс к тому – и самый мощный мотор. Пусть компания и лукавит, и в «арсенале» Rio нет, к примеру, навигационной системы, а у некоторых других моделей она есть, все равно корейский седан в этом состязании явно побеждает по очкам.
Что касается надежности, то она в значительной мере зависит от условий и характера эксплуатации автомобиля. Сомневаетесь в грузоподъемности корейского седана? В проходимости? В его способности противостоять российским дорогам и бездорожью? Тогда ваш выбор – УАЗ «Патриот», который стоит сопоставимых денег. Не стоит обольщаться надежностью и долговечностью японских и европейских моделей В-класса: варварская эксплуатация способна «убить» и их тоже. А корейский производитель предлагает еще и надежную «страховку» - пятилетнюю гарантию на свои автомобили.
Владельцев «немцев» и «японцев» задевает то, что не их автомобили, а корейские становятся лидерами рынка? Так, выходит, лидерство-то заслуженное, скажем так, аргументированное. В маркетинговых кругах на этот счет говорят: народ не ошибается!
1,6-литровый Rio с «автоматом» по паспорту ускоряется с места до 100 км/ч за 11,2 с (с механикой – на секунду быстрее). Похоже на правду. Разгон с хода при двух пассажирах в салоне на «автомате» примерно таков: с 80 до 100 км/ч за 15-16 секунд. Для бюджетного седана – вполне ожидаемый результат.???????????
Ответить
с 80 до 100 км/ч за 15-16 секунд.
Ответить