Создание настоящих внедорожников это искусство. За свою более чем шестидесятилетнюю историю компания “Jeep” неоднократно это демонстрировала. И значит, вовсе не случайно презентация нового флагмана компании “Jeep Commander” состоялась перед входом в Музей изящных искусств города Филадельфии (штат Пенсильвания). А вот то, что на этом самом месте снимался один из эпизодов фильма “Рокки” (не припомню, какого по счету), о чем свидетельствует соответствующий памятный знак, это уже случайность. Хотя, кто знает, возможно, и нет. Облик у “Коммандера” вполне под стать героям голливудских боевиков...
ДО НЕДАВНЕГО времени “самым главным джипом” считался легендарный “Grand Cherokee”. И с этой почетной ролью он бы еще долго справлялся. Ведь только весной прошлого года на свет появилось абсолютно новое, третье, поколение этой модели. Но рынок диктует свои законы. Маркетологи утверждают, что покупатели внедорожников премиум-класса зачастую склоняются к семиместным моделям. Иметь в запасе третий ряд сидений стало модно. Не из практических соображений, а просто так, на всякий случай. Но “Grand” как всегда был, так и остался пятиместным, удлиненных версий никогда не выпускалось. Чтобы “перекрыть” эту нишу на рынке, компании “Jeep” понадобился более вместительный автомобиль, способный успешно конкурировать с такими признанными лидерами, как “Toyota Land Cruiser”, “Range Rover” и “Mitsubishi Pajero”. “Grand Cherokee” до этого уровня как-то недотягивал. Во-первых, мелковат и тесноват (естественно, лишь по сравнению с вышеперечисленными моделями), во-вторых, недостаточно солиден и престижен, а в-третьих, водитель “Гранда” ощущал себя скорее за рулем приземистой “легковушки”, чем на “командирском месте” большого внедорожника. Для России эти факторы даже важнее, чем дополнительный ряд сидений.
Новый внедорожник было решено проектировать не с “чистого листа”, а на базе уже существующей платформы, с использованием существующих моторов и трансмиссий. На шасси от “Grand Cherokee” поставили новый семиместный кузов. Получившуюся модель назвали “Commander”. Звучит несколько нескромно, но статус новинки в модельном ряду отражает верно. Да и о какой скромности может идти речь, когда на карту поставлены кошельки покупателей в самом престижном сегменте рынка внедорожников!
ДИЗАЙН новинки подчеркнуто традиционен. Он выполнен с оглядкой на проверенные временем образцы. Прототипом стал классический прежний “Jeep Cherokee”, который выпускался с 1981-го по 2001 год. Все возвращается на круги своя угловатые формы сегодня вновь востребованы. При этом “Commander” отнюдь не выглядит старомодным, а скорее создает впечатление чего-то добротного, основательного и даже брутального. В его внешности явно читается героическое военное прошлое компании. Эдакий настоящий мужской автомобиль в лучших традициях американского патриотизма (ну как тут опять не вспомнить культовые киноэпопеи про Рокки или Рэмбо!). Для полноты образа недостает только наклейки на заднем бампере с развернутым звездно-полосатым флагом и надписью “Protected by Colt” (мол, лучший иммобилайзер это взведенный револьвер в кармане), иллюстрирующей основополагающие жизненные принципы владельца.
Ощущение монументальности внедорожника усиливает и повторяющаяся повсюду тема мощных винтовых соединений. Это роднит облик автомобиля с образцами военной техники, где во главу угла ставятся функциональность и ремонтопригодность. Блестящие головки болтов “под внутренний шестигранник” нарочито выставлены напоказ. Так крепятся к кузову расширители колесных арок, так соединяются между собой детали приборной панели. Повторяется этот стилистический прием и на рулевом колесе, и на селекторе АКПП, и даже внутри стильных прямоугольных фар.
Настоящие болты (не бутафорские, а имеющие функциональное назначение) используются только на элементах внешнего обвеса. Видимо, с его помощью производители хотели подчеркнуть внедорожную сущность “Коммандера”. Действительно, если вообразить, что будущему владельцу придется частенько продираться на внедорожнике по лесу (на самом деле вряд ли), то защищающий кузовные детали пластик станет расходным материалом, который при повреждении должен легко сниматься и заменяться на новый.
Во время презентации устроители для пущей наглядности выставили в один ряд всю линейку моделей компании “Jeep”, начиная с “Wrangler” и заканчивая новым флагманом. Присутствующие могли воочию убедиться, что внешне “Commander” смотрится значительно крупнее и солиднее, нежели “Grand Cherokee”. Хотя стоит заглянуть в техническую спецификацию, как становится ясно, что реальная разница в размерах не столь существенна. По сравнению с “Грандом” он прибавил всего-то неполные 5 см в длину, зато стал заметно выше на целых 10 см.
“Commander” - самый большой “Jeep”. По монументальности он поспорит с “Land Cruiser” и “Range Rover”.
Гамма двигателей, которыми может комплектоваться “Commander”, в точности такая же, как у нового “Grand Cherokee”. Самый скромный мотор V6 объемом 3,7 л, далее идет V8 (4,7 л), а для самых бескомпромиссных ценителей (черт с ним, с расходом топлива!) могучая форсированная “восьмерка” знаменитой серии “Hemi” объемом 5,7 л. Впоследствии появится и 3-литровый дизель, но, само собой, только для европейских версий модели, которые будут выпускаться в Граце, на австрийском заводе компании.
Коробка только “автомат”. Зато на выбор предлагается два варианта полноприводной трансмиссии. Для 4,7-литрового мотора базовой считается система “Quadra-Trac” второго поколения, а с самым мощным двигателем сочетается “Quadra-Drive II”. Обе они обеспечивают внедорожнику постоянный полный привод, когда в обычном режиме движения 52% крутящего момента приходится на задние колеса и 48% на передние. В случае необходимости весь момент целиком может передаваться на любую из осей. Обе трансмиссии имеют понижающую передачу, а различаются они тем, что на более продвинутой “Quadra-Drive II” применяется новейшая высокоскоростная электронная система управления блокировками дифференциалов ELSD (Electronic Limited Slip Differentials). Автомобиль, оборудованный такой системой, позволяет блокировать и межколесные, и межосевой дифференциалы. На сегодняшний день таким арсеналом обладают очень немногие профессиональные внедорожники. Причем благодаря “умной” электронике все происходит автоматически, без какого-либо участия водителя. “Quadra-Drive II” ощутимо повышает проходимость в условиях сложного бездорожья.
Комплектации по-американски более чем богаты. Как и на младшем “Grand Cherokee”, возможно все, вплоть до систем навигации и мобильных кинотеатров. В списке предлагаемых опций недостает только турельного пулемета и бронирования, хотя бы по второму классу.
Окна в потолке над сиденьями второго ряда входят в стандартное оснащение.
ДОВОЛЬНО сложно прогнозировать, какая версия “Jeep Commander” больше придется по нраву российским покупателям. С одной стороны, автомобиль с мотором 5,7 л наверняка будет ощутимо дороже. А с другой значительная прибавка мощности по сравнению с 4,7-литровым V8 (326 сил против 231) для большого и тяжелого внедорожника лишней явно не станет. Поэтому, так и не определившись с наиболее предпочтительным двигателем, для первой поездки мы выбирали автомобиль исключительно по окраске. Больше всего приглянулся “Commander” цвета хаки, наиболее соответствующего стилю “милитари”. На нем и остановились. Он оказался с мотором 5,7 л ну и замечательно, максимализм этому автомобилю явно к лицу.
За руль я садился с некоторой опаской. Казалось, что такой мастодонт больше подходит на роль личного автомобиля для человека, привыкшего к “баранке” ракетного тягача или рычагам танка “Абрамс”. Однако ходовые качества и управляемость “Commander” оказались весьма достойными для большого и тяжелого джипа с жестким задним мостом. Конечно, ощущения не те, что на легковой машине, тем не менее джип уверенно держит скоростную прямую, достаточно чутко реагирует на повороты руля и даже на разбитом асфальте почти не требует корректировок траектории. Впрочем, это я увлекся: не всегда требует так будет точнее.
Вот где “Коммандер” в своей стихии так это на бездорожье. Инструкторы компании “Jeep” продемонстрировали нам, как лихо можно проезжать там, где даже пешком следует передвигаться с опаской как бы не переломать ноги. Конечно, внедорожная трасса явно была заранее тщательно промерена до миллиметра внедорожники буквально “причесывали” брюхом валуны, так ни разу серьезно и не зацепившись. Но, несмотря на это, увиденное все равно впечатляет.
Болты крепления передней панели нарочито выставлены напоказ это часть стиля
Не понравилась мне в машине только динамика разгона с места. Антипробуксовочную систему якобы можно отключить, но на самом деле это лишь немного отодвигает момент ее срабатывания. В таком “полусонном” состоянии она все равно начеку и сводит на нет любую попытку эффектно рвануть с места. Разгоняется “Commander” достаточно быстро, но, по водительским ощущениям, чересчур степенно, с о-оочень большим чувством собственного достоинства. Но это, повторю, когда трогаешься с места. На трассе джип словно забывает о своей солидности и, выходя на обгон, охотно “выстреливает” с общепринятых в США 55 миль/ч до абсолютно криминальных на территории Штатов 100 миль/ч... Черт возьми, откуда взялся впереди этот полицейский? Откуда они вообще берутся в самый неподходящий момент?! Замедляюсь, уныло прикидывая, хватит ли денег на карточке, чтобы заплатить астрономический штраф. Между тем патрульный жестами дал понять, что не стоит так лихачить, а потом... улыбнулся и показал поднятый вверх большой палец. Не думаю, что похвала относилась к моей манере езды. Больше похоже на то, что копу понравился новенький, еще с заводскими номерами, внедорожник.
...Проблема пятничного вечера в Америке мало чем отличается от российской. Подавляющее большинство хайвэев, ведущих за город, так же, как и у нас, превращается в вялотекущие пробки. За полчаса досконально изучив помятый бампер впередиползущего старенького “Понтиака” и гримасы ребятишек за его задним стеклом, уступаю руль коллеге. Возьму-ка я в придорожной забегаловке стакан кофе, коробку донатсов и пойду тестировать заднее сиденье.
Высокая ступенчатая крыша “Коммандера” позволила разместить пассажирские места амфитеатром, как на стадионе или в кинотеатре. Второй ряд сидений заметно возвышается над передними креслами, а третий стоит еще выше. Довольно непривычно, сидя позади водителя, смотреть на дорогу поверх его макушки. В потолке над головами пассажиров второго ряда сделаны два небольших окошка, которые можно закрыть от палящих лучей солнца специальными сдвижными шторками. Здорово, когда видишь небо над головой, создается дополнительное ощущение простора. Без этого крыша казалась бы низковатой. Между окошек проходит потолочная консоль. В нее встроены “бардачки” для мелочевки и даже (в самой богатой комплектации) откидной жидкокристаллический монитор, на котором пассажиры “Коммандера” могут наслаждаться очередным голливудским боевиком ультра-патриотической тематики. Бортовой DVDпроигрыватель с чейнджером позволяет иметь наготове целую обойму подобных произведений искусства.
На третий ряд без насущной необходимости лучше не забираться. Хотя телевизор оттуда тоже хорошо виден, но сидеть тесно. Коленками упираешься в спинки кресел второго ряда, а головой в крышу. С боков подпирают колесные ниши. Но, как уже сказано, дополнительные места вряд ли будут кем-нибудь активно эксплуатироваться. Зато, несмотря на это, там (видимо, в порядке компенсации за тесноту) имеются собственный комплект подстаканников, собственная панель регулировки климата и персональное гнездо прикуривателя, правда, закрытое заглушкой. Кстати, ни одной пепельницы во всем салоне “Jeep” я тоже не обнаружил в Штатах положительные герои не курят. А отрицательные пусть ездят на автомобилях другой марки.
Идея создания большого внедорожника, заметно превосходящего по размерам существующий “Grand Cherokee”, давно уже витала в умах инженеров компании “Jeep”. Но прежде чем приступить к разработке, маркетологи прощупывали настроения рынка и предпочтения покупателей. Так, пару лет назад публике был представлен концептуальный внедорожник “Rescue”.
НА ВЫСТАВОЧНОМ стенде экспериментальный “Jeep” заметно возвышался над остальными моделями. Официальные лица компании сообщали, что разработчики подумывают о возврате к концепции большого рамного внедорожника (флагманский на тот момент “Grand Cherokee” имел несущий кузов), который должен будет со временем возглавить существующий модельный ряд.
Дизайн концептуального джипа объединил в себе угловатые формы кузова старого “Jeep Cherokee” и скругленную переднюю часть, выполненную в новом корпоративном стиле.
Подвеска “Rescue” задумывалась как полностью независимая, но с применением “особо прочных” (цитирую по пресс-релизу) рычагов. Использование в шасси пневматических элементов позволяло оперативно повышать и без того нешуточный клиренс внедорожника. А для преодоления особо тяжелых участков вязкого бездорожья, таких как рыхлый песок или болото, система изменения давления в шинах позволяла стравить из них “лишний” воздух. До этого такое решение применялось только на профессиональных армейских вездеходах.
Краткая техническая характеристика “Jeep Commander” | |||
Габаритные размеры | 479х190х183 см | ||
Снаряженная масса | 2.170 кг | 2.290 кг | 2.360 кг |
Двигатель | V6, 3,7 л | V8, 4,7 л | V8, 5,7 л |
Мощность | 210 л.с. при 5.200 об/мин | 235 л.с. при 4.500 об/мин | 330 л.с. при 5.000 об/мин |
Крутящий момент | 319 Нм при 4.000 об/мин | 393 Нм при 3.600 об/мин | 508 Нм при 4.000 об/мин |
Запас топлива | 78 л |