Большинство мировых автопроизводителей после кризиса стало агрессивно выводить на рынок всевозможные новинки, от серийных автомобилей до концепт-каров, обновлять модельный ряд. Общей посткризисной тенденцией является рост стоимости автомобиля. Однако уверенности в устойчивости автомобильного рынка в среднесрочной перспективе нет.
Своим видением будущего автомобильного рынка с порталом Motorpage.ru поделилась директор по маркетингу Jaguar Елена Плотникова.
- На мой взгляд, пока рано говорить о полном преодолении кризиса, но мы выходим из него быстрее, чем можно было бы ожидать еще полгода назад. Сейчас спрос опережает предложение, у многих брендов не хватает на складах автомобилей. Поставки расписаны на несколько месяцев вперед. Это, конечно не может не обнадеживать.
Если раньше мы прогнозировали восстановление рынка на докризисном уровне к 2015 году, то сейчас мы скорректировали прогноз до 2013 года.
Так же следует отметить, что в последние три месяца происходит постепенное возвращение к кредитным схемам приобретения автомобиля, которые были практически сведены к нулю во время кризиса. В том числе этому способствует снижение кредитных ставок банков.
- Но в России рост автомобильного рынка во многом обусловлен действием программы утилизации и спросом на модели бюджетного сегмента.
- Не скажите. Премиальный сегмент рынка тоже растет гораздо быстрее, чем ожидалось. Каждый месяц мы констатируем прирост продаж таких автомобилей. Jaguar, BMW, Mercedes, Lexus – все растут. Проблема дефицита сейчас характерна не только для бюджетного сегмента, но и для премиальных брендов. Возобновление кредитных программ и их удешевление привлекает и покупателей дорогих автомобилей.
- А рынок дорогих, престижных автомобилей в России не перенасыщен? Как вы оцениваете конкуренцию между премиальными брендами?
- Борьба за покупателя ведется всегда, уровень технического оснащения автомобиля, уровень применяемых технологий очень высок у всех участников этого рынка. Поэтому сейчас речь идет о приверженности бренду, - в том числе это борьба дизайнов. Сейчас премиальный автомобиль это еще и способ самовыражения для владельца, его позиционирования. Это как модный костюм, сумка, компьютер, телефон…
- То есть для российских покупателей премиальных автомобилей вопрос цены не стоит?
- Он стоит всегда. Конечно, хочется получить достойное качество за достойные деньги. Российский покупатель хорошо подкован, он умеет считать деньги и готов платить только реальную стоимость за конкретный продукт. И я хочу заметить, что в премиальном сегменте у нас рынок в этом отношении хорошо сбалансирован. Позиционирование каждого бренда четко соответствует определенной ступеньке на ценовой лестнице, и между этими ступеньками очень небольшое расстояние. Ценового разрыва между эксклюзивными продуктами разных брендов практически нет.
- У Jaguar в линейке была «бюджетная» модель X-type, однако от нее отказались. Почему? Ведь модель была популярна.
- Да, мы ушли из сегмента среднеразмерных автомобилей, который давал большой объем и не только в продажах, но и в обслуживании. Сейчас Jaguar перешел в другую категорию. У нас три модели – это роскошные быстрые автомобили с выдающимся дизайном, стоимостью от 2 млн. Если говорить в целом о доле рынка Jaguar, то она конечно снизилась, но доля рынка в премиальном сегменте выросла. Особенно это заметно с появлением модели XJ. Мы планируем к концу года увеличить долю рынка на 2%. X-type просто не сочетался с современным модельным рядом Jaguar. Модель производилась почти десять лет. Соответственно надо было либо создавать совершенно новую модель, которая бы соответствовала остальному модельному ряду, либо отказываться от нее.
- Российский рынок демонстрирует рост. Однако летом европейский рынок продемонстрировал снижение. В мировой экономике достаточно вызовов, которые могут привести к новому витку кризиса. Есть ли у вас в связи с этим опасения? Насколько устойчив российский рынок?
- Конечно, есть опасности, но до конца этого года вряд ли мы увидим какие-то негативные явления на российском рынке. К концу года начнется традиционный всплеск спроса. Автопроизводители его поддержат новыми спецпредложениями. А вот в начале следующего года какие-то негативные движения возможны.