Мое первое знакомство с «Ягуаром» (это была модель XF) сократил навалившийся на Москву под конец 2014-го года снегопад. Общение с новейшим кроссовером F-Pace также оказалось коротким. Получасовая презентация-инструктаж, заезд по треку, два заезда по площадке для маневрирования – вот практически и всё… А запомнить надо было много, очень много всего – этот автомобиль богат внутренним содержанием
F-Pace – первый кроссовер от Jaguar, вышедший в свет аккурат в год 80-летия компании. А ведь мог и не выйти, очень близок был к этому! Видите ли, поклонники марки воспротивились появлению нестандартной для Jaguar модели. Мол, негоже джентльменам расхаживать в кроссовках – только в строгих туфлях. Но маркетологи настояли на выпуске: кроссоверы сейчас в тренде, на подъеме спроса, нельзя упускать момент и отставать от премиальных конкурентов. Вон, Porsche предлагает и Cayenne, и Macan…
На самом деле, скажем по секрету, Cayenne – это всё-таки не совсем Porsche по своим повадкам (Macan – тот да, на ступеньку, а то и на две выше, на треке он заткнет Cayenne за пояс). Видимо, именно этого опасались приверженцы «Ягуара» - дескать, английский кроссовер планируется как конкурент именно Cayenne, а значит, престижный лейбл может получить совершенно не соответствующий ему автомобиль, не способный ездить по-«кошачьи».
Этого не произошло. Создатели F-Pace создали «кроссовки», достойные ног джентльменов. Ведь те иногда меняют строгие лакированные туфли на теннисные, верно? Или без стеснения переобуваются в ботинки для игры в гольф. Кроссовер от Jaguar получил двойную дозу «спорта» из обозначения SUV (Sport Utility Vehicle), в компании его называют SSUV или S+UV. Построенный на той же платформе iQ[Al], что и седан XE, новый автомобиль получил очень много элементов от модели F-Type AWD, в том числе трансмиссию с многодисковой гидравлической межосевой муфтой. Правда, момент у кроссовера и спортивного хэтчбека распределяется между осями по-разному. У полноприводного кроссовера в обычных условиях движения 90 процентов тяги передается назад. На скользких покрытиях электронноуправляемая муфта за считанные миллисекунды способна заблокироваться, и тяга начнет распределяться между осями поровну. При нестабильных дорожных условиях 90 процентов тяги получают передние колеса.
Автомобиль способен контролировать даже поверхность, по которой движется. Его система ASPC имеет много общего с системой Terrain Response, применяемой на автомобилях Land Rover. На F-Pace она получила дополнительные режимы – для движения по глубокому снегу и гравию. Теперь автомобиль способен уверенно стартовать и управляться даже на отчаянно скользких поверхностях, и во время теста мне доведется это ощутить. Доверив контроль «газа» и подтормаживание колес электронике (она способна автоматически поддерживать выбранную вручную скорость в диапазоне от 3,6 до 30 км/ч), водитель может сконцентрироваться на управлении.
Подвески F-Pace – двухрычажная пружинная спереди, и многорычажная Integral Link сзади, такая была впервые применена на спортивной модели F-Type. Мощные задние рычаги хорошо видны, если заглянуть под автомобиль. Как и передние, они выполнены из алюминия. Амортизаторы могут быть трех типов: Comfort, Sport и Adaptive Dynamics, у последних характеристики жесткости которых меняются в зависимости от того, гладкое покрытие под колесами или не очень. Контакт с дорогой обеспечивается при любом ее состоянии, и заслуга в этом не только электронноуправляемых амортизаторов, но и особой формы рычагов подвески.
В рулевом механизме присутствует электроусилитель EPAS. Именно присутствует, поскольку вступает в действие лишь по мере необходимости. Это не только помогает экономить электроэнергию и топливо, но и дает возможность водителю почувствовать, что управляет «Ягуаром» именно он, а не «умная» электроника.
Это – важная особенность автомобилей бренда. Его философия остается неизменной – создание автомобилей для водителя. Многочисленные продвинутые системы, примененные в F-Pace, помогают и страхуют, обеспечивают и даже гарантируют – и все же управляете автомобилем именно вы, и именно вам он подчиняется полностью. Можно было бы сказать – как надежный верный конь, если бы ягуар не был котом. В природе коты обычно не любят подчиняться и склонны гулять сами по себе. В автомобильном мире всё немного по-другому.
Можно было бы продолжить рассказ о новом F-Pace, ведь различных систем и опций у него – поистине выше стеклянной панорамной крыши. Возвращаясь с теста в центре Jaguar Land Rover Experience, я прихватил на память тяжёленький рекламный проспект «ягуаровского» кроссовера. Этот «фолиантик» насчитывает больше 100 страниц, и далеко не все они посвящены премиальным деталям и материалам внутренней отделки, цветам кожи сидений и дизайну шестнадцати вариантов колесных дисков диаметром от 18 до 22 дюймов. Всё же владелец «Ягуара», какого бы он ни был образования и статуса, должен быть немного «технарём», способным оценить преимущества алюминиевых сплавов с добавлением кальция и кальция с магнием, а также отличать недостаточную поворачиваемость от избыточной.
Известно, что недостаточная поворачиваемость характерна для переднеприводных автомобилей (в повороте передние управляемые колеса стремятся в положение для прямолинейного движения), а избыточная – для заднеприводных (задние колеса под тягой стремятся наружу поворота, и автомобиль как бы ввинчивается в него). Jaguar F-Pace в «базе» заднеприводный, но такая версия в России пока не продается, у нас предлагаются только полноприводные варианты. Кроме того, наши покупатели пока не получат и кроссоверы с «механикой», все F-Pace для российского рынка оснащены восьмидиапазонным автоматом ZF.
Что до двигателей, то в нашей стране этот автомобиль будет представлен с тремя агрегатами. «Младшая» версия британского премиального кроссовера оснащается двухлитровым турбодизелем Ingenium мощностью 180 л. с. Этот мотор развивает 430 Нм и позволяет F-Pace достигать 100 км/ч с места за 8,9 с. Другой дизель, шестицилиндровый, рабочим объемом 3,0 л предлагает 300 л. с. мощности и разгон до сотни за 6,2 с. Бензиновые двигатели имеют конфигурацию V6, рабочий объем 3,0 л и приводной нагнетатель. Мощность – 340 л. с., а у версии First Edition – 380 л. с. Разгон до «сотни» - соответственно, за 5,8 и 5,5 с. Максимальная скорость у дизельных версий составляет 208 и 241 км/ч, у бензиновых она искусственно ограничена отметкой 250 км/ч.
Высокий темп разгона обеспечивается, в том числе, сравнительно небольшой снаряженной массой кроссовера: от 1665 до 1861 кг. А она, в свою очередь, достигнута благодаря высокой доле алюминиевых сплавов в конструкции кузова – 80 процентов. К тому же, дверь багажного отделения выполнена из композитного материала, а в основе передней панели лежит магниевая поперечина. Об алюминиевых рычагах подвески мы уже говорили.
Ощущает ли водитель небольшую массу автомобиля? Чувствуется ли, что он именно «легкий», а не «тяжелый»? Пожалуй, что нет. Многие мощные автомобили на ходу кажутся массивными, но есть и такие, которые при сопоставимых показателях массы и мощности ощущаются как легкие. Jaguar F-Pace находится где-то в середине. И центр тяжести у него, по ощущениям, ни внизу, ни вверху. А ровно там, где он и должен быть у премиального кроссовера. Этот автомобиль не напугает вас отчаянными кренами в поворотах, но и железобетонной неколебимостью не восхитит.
Он, кстати, умеет тонко намекнуть на ваш статус. На короткий тест мне досталась двухлитровая дизельная версия, и выяснилось, что она лишена многих премиальных устройств. Здесь нет, например, проекционного дисплея, отображающего параметры движения на ветровом стекле перед глазами водителя. Нет панорамной крыши и люка. Не будем оглашать весь список стандартного и дополнительного оборудования, он и у базовой модели имеет изрядную длину. Одна из общих «примочек», характерных для всех версий, которые представлены в России, это электронная панель приборов, которую можно «индивидуализировать» по своему вкусу, выбрав из четырех вариантов. Честно говоря, я бы обошелся минималистичным, он меньше всего перетягивает ваше внимание с дороги на красивую картинку. Но это, повторяю, дело вкуса.
Вообще, если вы захотите персонифицировать, то есть, настроить под себя этот автомобиль, у вас уйдет на это немало времени. В нашей ситуации, во время короткого тест-драйва, его, конечно же, не хватило. Да и инструктор порой затруднялся выбрать ту или иную настройку или меню, уж очень много всего в этом кроссовере. У покупателя уйдет не один день, чтобы во всем разобраться, и, наверное, не одна неделя, чтобы запомнить, где что «лежит». А это важно, ведь благодаря изменению электронных настроек можно существенно изменить поведение автомобиля в поворотах или, например, на скользком покрытии.
Но кое-что остается неизменным, хотя и неожиданным. До этого я трижды оказывался за рулем различных «Ягуаров», и в каждом из трех ловил себя на ощущении паузы при резком старте с места. Автомобили словно брали какой-то внутренний «разгон» и лишь потом бросались вперед. Странное дело – двухлитровый дизельный Jaguar F-Pace ничего подобного не демонстрировал, реакция на добавление «газа» при старте у него была мгновенной. Ни малейшей задержки! Опять же, попытался расспросить об этом инструктора, но четкого ответа не получил. Вроде как, модели XF и F-Type AWD не грешат такими «провалами». Да не грех это, на самом деле, просто какая-то особенность настроек… В общем, тоже надо запомнить и при длительном тесте проверить.
По скоростному овалу мы, конечно, летим, я наслаждаюсь цепкостью покрышек, но инструктор меня сдерживает – и не напрасно. У виража с сильным наклоном внутрь стоит знак ограничения скорости «40», и желательно не сильно превышать этот лимит, иначе на выходе даже цепкий F-Pace устремится наружу поворота. Законы физики никто не отменял. Точно так же инструктор предупреждает о том, что не следует срезать повороты, лихо выскакивая на участки красно-белой разметки. Эти полосы скользкие, и пару раз я улавливаю срабатывание системы стабилизации.
Вообще – какова поворачиваемость кроссовера Jaguar с постоянным полным приводом? Ее определяет «умная» электроника – на основе сигналов от датчиков пробуксовки колес, угла вращения автомобиля вокруг вертикальной оси, угла поворота рулевого колеса и поперечного ускорения. Возник снос передних колес или занос задних? Мгновенно задействуется система стабилизации. Впрочем, водитель и сам может выбирать режимы работы силового агрегата и шасси, используя систему Configurable Dynamics.
Новинка от британской марки позиционируется, как модель для поклонников активного отдыха. Но эта активность должна реализоваться, в основном, на асфальте. Для «природы» этот кроссовер, как утверждается, предназначен меньше. Поэтому на внедорожный участок комплекса Jaguar Land Rover Experience мы не выезжаем, не штурмуем подъемы и не лезем в воду, даже зная броды. Но пара чисто кроссоверных упражнений участникам теста все же предлагается. Первое из них – металлическая горка-эстакада, с таким уклоном, что при подъеме видно только небо. Этот уклон кроссовер преодолевает на «автоматической» тяге, причем, скорость подъема задается водителем (естественно, здесь мы устанавливаем минимальную, на уровне 1 км/ч), а автомобиль поддерживает ее. Аналогично и на спуске – но в момент выполаживания его следует все-таки дополнительно придержать Jaguar штатным тормозом, чтобы не произошло «клевка носом». Второе экстремальное упражнение – мини-эстакада, при въезде на которую под левым передним и правым задним колесом автомобиля оказываются ролики. Ни дать, ни взять, диагональное вывешивание! Без вспомогательной электроники любой кроссовер «шлифовал» бы здесь до бесконечности. «Ягуару» требуется от силы пара секунд на анализ проблемы, после чего автомобиль подтормаживает нужное, по его мнению, колесо и справляется с ловушкой. Водителю при этом необходимо лишь держать ровный «газ» и удерживать руль в положении для движения прямо.
Таким образом, окажись премиальный кроссовер в условиях отсутствия твердого покрытия под колесами, он справится и с песком, и с раскатанным снегом, и с жидкой грязью. Кстати, дорожный просвет у него не так уж мал – у любой из версий он составляет 213 мм.
Наконец, мы переходим к самым «профильным» дисциплинам для этого автомобиля – упражнениям на асфальте. Для начала он мастерски прописывает «змейку», ловко огибает каждый конус и не делает даже намека на «разматывание», хотя скорость относительно высока, а движения рулем резкие и знакопеременные. Затем необходимо разогнаться на прямой до максимально возможной скорости (успеваю мельком заметить, что мы достигли примерно 110 км/ч) и затормозить, продавив педаль до пола. Автомобиль мгновенно замедлился до полной остановки, причем, я бы сказал, именно замедлился, а не затормозил, поскольку это слово больше ассоциируется с «юзом». Здесь же колеса даже не намекнули на блокировку, и курс кроссовера при замедлении таким же прямым, как и при разгоне.
Понятно, что без вмешательства тончайше настроенной ABS дело не обошлось, но водитель может определить это лишь умозрительно, зная, что без ABS так замедлиться невозможно. При этом, никакого ощущения вибрации педали лично у меня не было. Но… у нас есть возможность предложить «интеллектуалу» F-Pace более сложную задачу: замедление на мокром асфальте. Да не просто мокром – в настоящей луже, пусть не глубокой. Я думаю, вы догадались, что при этом произошло. Совершенно верно – ничего. Ничего нового по сравнению с замедлением на сухом покрытии.
А затем меня постигло легкое разочарование. Нет, не в автомобиле. Я стремился на этот тест ради того, чтобы испытать F-Pace на «ледяной» площадке полигона Jaguar Land Rover Experience. Как она понравилась мне (да, уверен, не только мне) во время церемонии открытия этого центра примерно год назад! Трудно поверить, но, двигаясь по этому уникальному покрытию, даже в жаркий день вы ощущаете, что под колесами лед, покрытый тонким слоем воды! Вода, впрочем, настоящая, ее подают специальные установки, а лед – искусственный, пластиковый.
К сожалению, за прошедшее с тех пор время лед этот успел изрядно «подтаять». Белое покрытие заметно стерлось, и во многих местах проступил асфальт. С одной стороны, это радует: значит, «ягуар-лендроверовский» центр не простаивал, и посетители как следует поработали над этой площадкой. Но, с другой стороны, было обидно, что на F-Pace не удалось выехать на настоящий «каток». То, что оказалось во время теста под его колесами, было просто-таки гандикапом, детскими игрушками. Ну, да, при добавлении и сбросе «газа» он пытался, к удовольствию водителя, «подыграть» задней осью… Но заданный круг описывал без труда, и хотелось большей сложности, значительно большей. Надеюсь, впоследствии уникальное покрытие будет восстановлено в полном, как говорится, «объеме», и это позволит посетителям подмосковного центра мгновенно переноситься из лета в зиму и обратно.
Упражнение «переставка» после ледяного (хоть и наполовину) круга, честно говоря, мне вообще не запомнилось. Шершавый асфальт под колесами – как за него не цепляться-то? Да еще при многочисленных активных электронных «помощниках»… Пожалуй, на F-Pace стоило бы рискнуть и попробовать «переставиться» на ледяном участке. Но, видимо, из соображений безопасности, организаторы теста нам этого не предложили.
И, честно говоря, осталось не так много времени, чтобы покопаться в многочисленных системах этого автомобиля. А в нем есть встроенный жесткий диск на 60 Гб, а также доступ в Интернет и функция «раздачи» WiFi для восьми устройств одновременно. Естественно, присутствует система навигации. Аудиосистема Meridian, правда, в автомобилях для России насчитывает всего 11 динамиков (а в европейских комплектациях их 17).
Центральный дисплей, в зависимости от модификации, может быть либо восьмидюймовым при установке информационно-развлекательной системы InControl Touch, либо 10,2-дюймовым при наличии системы InControl Touch Pro. Качество изображения в любом случае – высочайшее. Обратите внимание на картинку с видеокамеры, направленной вперед: какая высокая детализация! Но у этой камеры есть еще одно преимущество – она в буквальном смысле умеет заглядывать за угол. Взгляните на две наших фотографии. На той, что передает картинку с камеры, видно, что за стоящим справа автомобилем притаился велосипед (или велосипедист). А теперь посмотрите на фотографию, сделанную через ветровое стекло с места водителя. Вы видите велосипед? Вот и я его тоже не увидел.
Итак, подведем итоги блиц-теста нового премиального кроссовера Jaguar F-Pace. Британцам, без сомнения, удалось сделать кроссовер, причем, особой «стати», он не соперничает с моделями Land Rover, а играет даже не в другом дивизионе – в другую игру. При этом, он премиален без малейшей натяжки. И еще – это настоящий Jaguar, и по дизайну, и по логике управления, и по ходовым качествам. Поклонники марки могут быть спокойны: никакого отступничества от незыблемых канонов не случилось. Поэтому они могут смело браться за приручение новорожденного кота, которого, впрочем, и приручать-то незачем, он послушнее иного верного коня. Другое дело, что повадки у него очень уж разнообразны, на знакомство с ними уйдет не один день, на освоение – пожалуй, не одна неделя.
Нам бы тоже хотелось лучше освоить их, если не все, то хотя бы большую часть. Поэтому мы с нетерпением ждем возможности длительного теста этого автомобиля. Не беда, что, возможно, он придется на зимние дни, со снегопадами – это будет даже лучше.
Осталось добавить, что цены дизельных версий Jaguar F-Pace в России начинаются, соответственно, с 3,2 млн и 3,6 млн рублей, а стоимость бензиновых составляет примерно 4,5 – 5,1 млн рублей. На фоне конкурентов – очень привлекательное предложение!