Компактный кроссовер Jaguar E-Pace, впервые представленный публике в июле прошлого года, наконец-то доступен для более близкого знакомства. Спешим сообщить вам некоторые технические подробности его конструкции и свои первые впечатления от этой модели
Смирно! На первый-второй рассчитайся! Первый, второй, первый, второй... И так далее. Впрочем, «так далее» не будет. E-Pace – первый в истории марки компактный кроссовер Jaguar, и второй, опять же, за все время существования компании, переднеприводный автомобиль в линейке. Если с компактностью все ясно – E-Pace заметно меньше уже знакомой нам модели F-Pace, то второй тезис требует пояснения. До сих пор единственным автомобилем Jaguar с приводом на передние колеса и, соответственно, с поперечным расположением двигателя был седан (или универсал) X-type, но его истинные ценители марки и за Jaguar не считали, мол, фордовская платформа и все такое... Теперь появился второй, причем, на этот раз, уже самый настоящий, породистый британец.
Здесь надо внести ясность, почему я заговорил про передний привод. В случае с Jaguar E-Pace он возможен, но только в самой дешевой базовой версии, которая будет продаваться в Европе. В нашу страну станут поставлять только полноприводные модификации. По крайней мере, пока. Но даже на автомобилях с трансмиссией 4х4, по умолчанию приоритет в реализации крутящего момента будет за передней осью. Хотя, даже здесь возможны варианты. Я вовсе не случайно написал «по умолчанию». В случае необходимости, например, при полной потере сцепления передних колес с дорогой, почти вся тяга двигателя может быть перенаправлена назад.
Так работает полноприводная трансмиссия большинства версий Jaguar E-Pace, оснащенных двухлитровыми дизелями мощностью 150 или 180 л.с., или 249-сильным бензиновым двигателем. В случае же с флагманскими версиями, которым положен бензиновый мотор, выдающий 300 л.с., ил 240-сильный дизель, все сложнее. На такие машины ставится более сложная, «революционная» трансмиссия Active Driveline. По словам представителей компании JLR, «впервые в истории позволяет сочетать превосходное сцепление с поверхностью и непревзойденный характер заднеприводного автомобиля». Что же в ней такого революционного?
Вся хитрость заключается в том, что на задней оси такого автомобиля расположены два независимых электронно-управляемых пакета фрикционов, позволяющих трансмиссии оперативно перераспределять крутящий момент не только между осями, но еще и между колесами задней оси. В экстренной ситуации, например, в быстром повороте, когда сцепные свойства шин уже практически полностью выбраны и автомобиль приобретает недостаточную поворачиваемость, система может перенаправить до 100% тяги на одно единственное заднее колесо – внешнее, по отношению к центру поворота. Это моментально «довернет» автомобиль вовнутрь и не даст ему распрямить траекторию. В случае, если электроника распознает угрозу возникновения избыточной поворачиваемости, читай – заноса, моментально заблокируются обе муфты, что будет эквивалентно «зажатому» заднему дифференциалу на машине с традиционной схемой трансмиссии. Автомобиль при этом, понятное дело, будет куда проще стабилизировать.
Впрочем, как вы понимаете, возможны и промежуточные варианты с частичной блокировкой фрикционов. Они позволяют довольно эффектно проходить скользкие виражи в управляемом заносе. Если вы, конечно же, умеете. Но самое главное качество трансмиссии Active Driveline заключается, пожалуй. В том, что при прямолинейном движении по трассе Jaguar E-Pace фактически переднеприводный. Это позволяет ему сохранять лучшую стабильность на высоких скоростях и заметно экономить топливо.
Вне зависимости от мощности двигателя и типа полноприводной трансмиссии, все версии E-Pace, которые будут доступны в России, станут оснащаться автоматической КПП. Механической коробки передач не предусмотрено в принципе! Да и зачем, в общем-то, она нужна? Девятискоростной автомат от компании ZF настолько хорошо справляется со своей работой, что ему лучше в этом не мешать. Нет, если вы считаете себя самым умным и умелым, вы можете пощелкать подрулевыми лепестками и попереключать передачи вручную. Такая возможность изначально предусмотрена. Но, прежде чем начать активно командовать работой АКПП, учтите, что передач здесь девять! Щелкать придется много и в процессе несложно запутаться.
Кстати, полный привод на Jaguar E-Type вовсе не чисто «асфальтовый», как вы могли бы подумать. Тесты показывают, что на бездорожье этот автомобиль вовсе не выглядит беспомощным. Конечно, 20-сантиметровый дорожный просвет не позволит вам творить чудеса на пересеченной местности, но по меркам своего класса такой показатель выглядит вполне достойно. Такая напасть, как диагональное вывешивание автомобилю с трансмиссией Active Driveline не грозит в принципе. Его даже чисто теоретически невозможно вывесить так, чтобы не одно из колес, на которые приходится практически весь крутящий момент, не имело бы контакта с поверхностью. Единственно, на что в принципе можно пожаловаться, это недостаточно большие ходы подвески и излишняя жесткость амортизаторов, отмеченная многими коллегами во время теста.
А еще в технических характеристика Jaguar E-Pace заявлено, что глубина преодолеваемого им брода составляет 500 мм. На деле возможно даже больше. Во время тестов автомобили уверенно двигались вперед даже тогда, когда вода доходила им до уровня лобового стекла. Это возможно благодаря тому, что система подачи воздуха в двигатель здесь устроена также, как на «пятом» Discovery – через специальные полости в капоте. Таким образом, минимизируется вероятность «гидроудара» даже если все подкапотное пространство оказывается под водой. Понятно, что к созданию компактного кроссовера от Jaguar приложили руку инженеры Land Rover. А уж они-то знают толк в езде по буеракам! Да и если вникнуть в детали, то у этой модели явно прослеживается родство с Land Rover Discovery Sport... Что ж, тем интереснее будет провести внедорожный тест нового E-Pace, который мы запланировали на самое ближайшее время. Надеюсь, что он состоится еще до того, как сойдет снег. Следите за нашими публикациями!