На протяжении последних трех лет продажи новых иномарок в России каждый год фактически удваивались. Причем самая плотная конкуренция наблюдается в сегменте недорогих автомобилей гольф-класса. Вскоре она еще обострится: иранская компания “Iran Khodro” выводит на наш рынок сразу две модели гольф-класса седаны “Samand” и “Peugeot Pars”. Поскольку у этих машин много общего, мы решили познакомиться с ними в паре.
Ходовые качества “Pars” уже отстают от требований в плане комфорта и точности управления.
“Khodro Samand” на ходу плавнее и мягче, чем его собрат.
“IRAN KHODRO” это что? постоянно интересовались в день проведения тест-драйва сотрудники ГИБДД, работники автомоек, соседи по паркингу, увидевшие незнакомое название марки на иранских машинах. Пока у нас мало кто знает, что “Iran Khodro” один из крупнейших автопроизводителей на Ближнем Востоке и самый крупный иранский. И откуда знать, если до недавнего времени эта компания поставляла машины только на внутренний рынок, выпуская по лицензии устаревшие модели “Peugeot” и давно забытой английской “Hillman”. За сбыт можно было не переживать: из-за огромных таможенных сборов (200%) импорта автомобилей в Иран практически не было. Сейчас ситуация изменилась. Ввозные пошлины снижены до 120%, а через пару лет должны упасть до общепринятых 15-30%. Это значит, что вскоре иранцы начнут активнее покупать иномарки и компания “Iran Khodro” может столкнуться с проблемой продаж. Выход поиск новых рынков. В числе приоритетных сразу был выбран российский. Во-первых, он динамично растущий. Во-вторых, в гамме “Iran Khodro” сразу две машины гольф-класса. А такие сейчас у наших соотечественников наиболее востребованы. Между прочим, модели “Peugeot”, послужившие образцами для иранских, в свое время относились к “семейному” классу. Но с тех пор критерии изменились, и автомобили их размера переместились в иерархии на ступень ниже. Зато их по справедливости можно назвать крупным гольф-классом.
Салон “Samand” собран хорошо, но раздражает обилие дешевых панелей “под дерево”.
По дизайну и качеству материалов салон “Pars” не уступает французскому бестселлеру прошлых лет.
ЧТО СОБОЙ представляют “Samand” и “Peugeot Pars”? Последний лицензионный вариант французского седана “Peugeot 405” конца 80-х годов. Прекрасная для того времени машина, покорявшая своими строгими формами. Но сейчас... Почтенный возраст модели не в силах скрыть ни раскосые передние фары (в стиле более свежего, но тоже снятого с производства “Peugeot 406”), ни переработанная форма капота и крышки багажника, ни измененные бамперы.
Это уже классика, удрученно промямлил я, глядя на “Pars”.
А это? отозвался мой напарник Павел Ёлшин, кивая на стоящий рядом седан “Samand”. На его фоне “Pars” смотрелся более выигрышно.
Казалось бы, автомобиль, вставший на конвейер лишь в 2003 году, просто обязан выглядеть современно. А здесь набор дизайнерских решений, актуальных в минувшие десятилетия. Например, вид передней части “Саманда” навевает ассоциации с “VW Passat” начала 90-х и “Renault 19”. Симпатичные были машины, но сегодня такой дизайн кажется несколько старомодным.
Кстати, иранцы называют “Samand” собственной разработкой (хотя за его основу был взят “Pars”). Поэтому в его названии нет слова “Peugeot”.
К-к-ххх! Водительская дверь на обоих седанах “Iran Khodro” открывается с неблагозвучным скрежетом. Здесь производители, похоже, что-то недоработали: один наш коллега, немало поездивший на чистокровных “405-х” и ранних “406-х”, уверяет, что там двери открывались и закрывались вполне благозвучно.
Зато интерьер “405го” создатели “Pars” скопировали с похвальной точностью, включая и достойное качество материалов. Изменений в салоне почти нет, за исключением появившейся псевдодеревянной отделки. Классический стиль, но уже немного устаревший.
Интерьер “Samand” живо напоминает “Peugeot 406”. На фоне “Парса” его салон кажется более современным. Здесь логичнее размещены клавиши управления, удобнее расположена рукоять пятиступенчатой “механики”. Качество материалов неплохое, но неприятно удивила плохо подогнанная отделка “под дерево”, обрамляющая центральную консоль: кое-где она отслаивалась от мест крепления. Кроме того, производитель почему-то поскупился на высоту спинки передних кресел. По крайней мере, для меня она оказалась явно короткой. После трехчасовой поездки на “Samand” больше всего хотелось нанести визит в массажный кабинет.
Были и приятные сюрпризы. Настоящий шок я испытал, когда бортовой компьютер заговорил на русском языке. Вот это да! Уважили. Родную речь от машины прежде доводилось слышать только за рулем “Ford Focus II” всеволожской сборки... Похоже, иранцы всерьез настроены покорить наш рынок, если научили бортовую электронику говорить по-русски. Багажник можно отпереть либо клавишей в салоне, либо дважды нажав специальную кнопку на брелоке. Крышка багажника у обоих седанов с внутренней стороны сияет голым железом (никакой отделки не предусмотрено), зато поклажи внутри поместится немало: 500-литровый отсек редко встречается в гольф-классе. Это у “Samand”.
Багажник “Pars” чуть меньше 470 л, что тоже можно считать хорошим показателем. Добавим в мед капельку дегтя: спинки задних диванов не складываются, так что длинные предметы (скажем, скатанный ковер) в иранских седанах не перевезешь. В качестве откупа владельцу предлагается лишь лючок в спинке заднего дивана, в который можно просунуть, допустим, лыжи или удочки. Справедливости ради заметим, что на седанах гольф-класса вообще-то и не принято развозить рулоны линолеума и т.п.
...Чтобы выехать со стоянки автосалона “Гермес”, пришлось маневрировать среди плотно припаркованных машин. На поворот руля до упора вправо гидроусилитель и того, и другого седана откликается недовольным подвыванием. Это отнюдь не значит, что он барахлит, ведь “баранка” остается упругой. Просто, видимо, особенность такая. Производителю стоило бы об этом подумать. Смею утверждать, что у марок гольф-класса, с которыми у нас придется соперничать “иранцам”, усилители руля посторонних звуков не издают.
“Samand” поставили на конвейер недавно, однако его дизайн все равно далек от современности.
Иранцы чуть подретушировали внешность “405-го”. Автомобиль получил, в частности, зауженные фары в стиле “Peugeot 406”.
И вновь о хорошем. Под капотом моего “Pars” трудился 16-клапанный 1,8-литровый мотор мощностью 110 сил, который позволял уверенно разгоняться даже со 100 км/ч, отнюдь не чувствуя себя лишним человеком на левой полосе шоссе. Курсовая устойчивость при таком темпе движения тоже была на неплохом уровне. Несусь по МКАД впереди справа в мой ряд порывается перестроиться “Волга”, которая едет заметно медленнее. Хочу посигналить разине и привычно шлепаю рукой по ступице руля, но клаксон безмолвствует. Ах да, сигнал у “Pars” по-французски включается нажатием кнопки в торце левого “поворотника”. Несколько необычно, но привыкаешь быстро.
Сложнее, да и не хочется, привыкать к тому, что при движении под 100 км/ч начинает вибрировать правое боковое зеркало. Раздражает, знаете ли. А когда начался дождь, сквозь стекло в районе этого зеркала смотреть стало невозможно: на его поверхности бились ручейки воды. Похоже, что-то не в порядке с аэродинамикой кузова.
При резких перестроениях и “Pars”, и “Samand” охотно меняли полосы движения... пока это происходило на сравнительно малых по нынешним меркам скоростях примерно до 50 км/ч. Стоило увеличить темп, как начинали стонать покрышки. У современных автомобилей этот порог отодвинут намного дальше.
“Pars” мне показался автомобилем более отзывчивым на команды водителя, он резче откликается на руль. “Samand” на ходу вальяжнее, плавнее и мягче. 100-сильный 8-клапанный мотор объемом 1,8 л тянет прилично, но резкие ускорения не его стихия. Скажем, чтобы с обочины вклиниться в поток машин, надо дожидаться большого “окна”. Иначе “Samand” может не успеть разогнаться до необходимой скорости.
ПОКА “Samand” и “Peugeot Pars” на наш рынок не поставляются. Начало продаж запланировано на конец осени. Точная стоимость еще неизвестна, но, по прогнозам, вилка цен на обе модели составит $12.50014.000. При этом в стандартное оборудование обоих седанов входят гидроусилитель руля, электропакет, кондиционер, CD/mp3-проигрыватель. Неплохо. В более богатые комплектации будут добавлены легкосплавные колесные диски, фронтальные подушки безопасности, АБС, подогрев передних кресел.
Итак, иранцы просят сравнительно небольшие деньги за довольно крупные и достойно оснащенные автомобили. Однако примерно за ту же цену можно купить близкие по размерам седаны “Ford Focus II” и “Kia Spectra” более современные (особенно это касается “Форда”) и качественно сделанные. Несмотря на хорошую комплектацию, иранским моделям конкурировать с ними будет непросто. Единственный способ привлечь покупателей на свою сторону повышение качества. Во время недавнего MIMS ‘2005 представители компании “Iran Khodro” проводили анкетирование посетителей стенда. Замеченные россиянами недостатки были систематизированы и направлены на завод. Возможно, часть недочетов вскоре будет исправлена.
С другой стороны, эти машины дебютировали отнюдь не вчера, и все их изъяны вроде гудящего гидроусилителя наверняка известны специалистам “Iran Khodro”. Кто им мешал уже давно устранить лежащие на поверхности дефекты? Если иранцы все же доведут “Samand” и “Peugeot Pars” до ума, то их, несо-мненно, будут покупать те россияне, которые ценят в машине утилитарные качества и не склонны переплачивать за современный имидж и престижность марки. Если нет у этих седанов вряд ли будут шансы на большой успех.
Краткая техническая характеристика Iran Khodro | ||
“Peugeot Pars” | “Samand” | |
Габаритные размеры, см | 449,8х170,4х141 | 441х172х146 |
Снаряженная масса, кг | 1.200 | 1.200 |
Двигатель | рядный, 4-цил., 1,8 л | рядный, 4-цил., 1,8 л |
Мощность | 110 л.с. при 5.500 об/мин | 100 л.с. при 6.000 об/мин |
Крутящий момент | 155 Нм при 4.250 об/мин | 153 Нм при 3.000 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч | 195 | 185 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 11 | 11,9 |
Средний расход топлива, л/100 км: | 8,28 | 8,5 |
Запас топлива, л | 70 | 70 |