Издревле вода для современных Бельгии и Нидерландов играла особую роль. Море, каналы и реки обеспечивали независимость, попутно придавая городам неповторимый колорит и романтическую ауру. Чтобы ощутить всю прелесть этих стран, мы для контраста отправились туда на новейшем кроссовере Hyundai ix35
Достаточно одного взгляда на карту Северо-Западной Европы, чтобы понять, зачем в середине прошлого века три страны этого региона – Бельгия, Нидерланды, Люксембург – объединились в экономический союз, название которого сложилось из начальных букв участников – Бенилюкс. На суше их сдавили две крупнейшие державы континента – Франция и Германия, а через Северное море нависает третий “монстр” – Великобритания. И каждая из них в разы превосходит весь Бенилюкс по территории, численности населения и прочим показателям.
В таких условиях только одно и остается – выживать сообща. Именно так граждане трех стран и поступили, создав в 1958 г. экономический союз, который предусматривал единый рынок, свободное движение лиц, товаров, капиталов и услуг, координацию экономической, финансовой и социальной политики. Вам это ничего не напоминает? По-моему, тут не что иное, как мини-модель сегодняшней Европы – с одной валютой, отсутствием границ, общими интересами и колоссальными возможностями для людей.
Но так было не всегда. Та же Голландия в средние века была не прочь повоевать с соседями, да и заморские колонии к рукам прибирала с удовольствием. Не лыком шиты и бельгийцы: чего только стоила хитроумная комбинация с взяткой Талейрану, благодаря которой в 1834 г. у голландцев был оттяпан самый большой город Фландрии – Антверпен, с тех пор вошедший в состав Бельгии. Вместе с тем важнейшие порты этого региона – Амстердам, Роттердам, Антверпен – на протяжении веков являлись центрами притяжения для предприимчивых и смелых людей со всего мира, и это гарантировало городам и странам высокий уровень в любой из сфер жизни – торговле, промышленности, архитектуре, искусстве. Сейчас, спустя столетия, их наследие воспринимается с особым интересом.
Казалось бы, для путешествия по старой Европе напрашивается автомобиль европейской марки. Но мы отказались от шаблонов и выбрали корейский кроссовер Hyundai ix35. Во-первых, это модель 2010 г., и нам хотелось опробовать новинку на длинном маршруте (его общая протяженность составила почти 1500 км), ведь спрос на такой класс машин растет, и важно оценить потенциал автомобиля. Во-вторых, несмотря на азиатские корни, ix35 скорее “европеец”: он нарисован бывшим дизайнером BMW, производится в Словакии и ориентирован во многом на жителей Старого Света. В-третьих, Бельгия и Голландия – страны многонациональные, привыкшие к смешению рас и стилей, а потому подобная машина не должна выглядеть в них чужеродной. Вместе с тем Бенилюкс, как мы уже заметили, невелик, а на дорогах действуют различные ограничения. Поэтому для чистоты эксперимента мы стартовали из Германии с ее скоростными автобанами, и в этой же стране – во Франкфурте, где расположен немецкий офис Hyundai Motor Co., свою экспедицию завершили. Однако обо всем по порядку.
Получив ключи от автомобиля, знакомимся с ним. На вид вроде бы невелик, хотя это впечатление обманчиво: длина кроссовера свыше 4,4 м, ширина – более 1,8 м. Значит, хорошо поработали дизайнеры, создавшие сбалансированный кузов. Свою роль играют и отдельные элементы – затянутые на крылья задние и передние фары, придающие экстерьеру динамичность, сужающаяся к “корме” линия окон, выштамповки на дверях. Открыв машину, убеждаемся, что внутри просторно, а эргономика всех пяти мест почти идеальна. Например, сев позади водительского кресла, я обнаружил очень много места для коленей. Здесь же – подстаканники в откидном подлокотнике, карманы и динамики аудиосистемы в дверях, кнопки включения подогрева задних кресел. Но если пассажир всего один, а груза много, то и без того немаленький багажник может увеличиться почти в два с половиной раза: спинки второго ряда складываются вровень с полом, образуя громадный отсек. А ведь под полом багажника лежит также полноразмерная “запаска”, домкрат и набор инструментов.
Впрочем, нас больше интересуют передние места, где предстоит провести несколько дней. Однако и здесь придраться не к чему. Приятный глазу и на ощупь бежево-шоколадный кожаный салон, панель приборов с мягкой бело-голубой подсветкой, информативный дисплей бортового компьютера, расположившийся между “колодцами” тахометра и спидометра, четырехспицевый руль с кнопками управления “музыкой”, телефоном и круиз-контролем. Понятно и удобно расположены и остальные элементы управления: в одном блоке кнопки включения полного привода, системы помощи при спуске и ESP, в другом – обогрева кресел и лобового стекла, отдельно – панель двухзонного климат-контроля.
И всюду – маленькие и большие емкости и ниши: помимо “бардачка” есть бокс между сиденьями, в дверях – карманы и держатели бутылок, а за селектором коробки передач – площадка, куда можно положить, например, телефон или ключ от автомобиля, благо он и заводится, и открывается с помощью кнопок. Есть также пара подстаканников на центральной консоли и очечник под потолком – там, где тумблер управления передним люком в крыше (задний не открывается, его можно лишь задернуть шторкой). Что ж, осталось настроить с помощью электропривода зеркала, отрегулировать по высоте и вылету руль, сиденья – и в путь. Наш первый 460-километровый марш-бросок – на Амстердам, неоднозначную и многоликую столицу Нидерландов.
“Вы на машине?” – портье в гостинице изумленно вскидывает брови. “Вы в самом деле приехали в Амстердам на автомобиле? – он все еще не понимает, зачем так поступили два русских журналиста. – А знаете, тогда я сделаю вам скидку на отель – по десять евро каждому. Ведь за парковку отдадите больше. Амстердам – город не для автомобилистов”. В последнем мы уже успели убедиться: прежде чем попасть в гостиницу, пришлось сделать три круга по району, но места, чтобы приткнуть кроссовер, так и не нашлось. Так что были вынуждены въехать в многоэтажный паркинг, и, как позже выяснилось, это оказалось единственным решением. Правда, оно обошлось в 50 евро за ночь.
Подобное “недружелюбие” голландской столицы в отношении автомобилей уходит корнями в глубь веков, когда местный люд пытался отвоевать сушу у воды. Строители возвели мощную дамбу на реке Амстел и начали ставить дома на островах. Как результат, практически весь город по сей день находится на 3 м ниже уровня моря, а его здания стоят на сваях высотой от 12 до 20 м, вбитых в искусственную “подушку” из песка, ила и бычьих шкур. Так, Центральный вокзал покоится на трех искусственных островах и более чем 9000 свай, а фундамент Королевского дворца лежит на 13 659 столбах.
Отсюда весь облик города: он пронизан каналами общей протяженностью около 100 км, которые в былые века выполняли функцию улиц. По воде к домам доставляли людей, скарб, товары, и до сих пор под крышами видны перекладины, с помощью которых канатами к окнам поднимали грузы. Так было выгодно еще и потому, что прежде амстердамский налог на недвижимость взимался по ширине фасада, в результате чего дома строились очень узкими (рекордсмен – фасад шириной всего 1 м), и такими же тесными были лестницы внутри них. Сохранилась еще одна странность этих строений: они наклонены в сторону каналов, и сделано это с одной целью – чтобы поднимаемый груз не царапал стены.
Все это можно увидеть, совершив прогулку по городу. Причем способ передвижения приемлем любой: пешком, на лодке, на велосипеде и даже автомобилем, поскольку при всей сложности дорожной структуры Амстердам все-таки оказался достаточно приспособленным для поездок на машине. Благодаря почти 600 мостам здесь неплохо продумана система одностороннего движения, разумно расположены светофоры, а при желании можно найти парковку, пусть и платную. Хотя большинство горожан все же предпочитает велосипеды: их здесь десятки или даже сотни тысяч, на двухколесных машинах передвигаются все – офисные клерки, молодые мамаши, пенсионеры, подростки. И всюду проложены велодорожки – широкие, ровные, со светофорами и велопарковками.
Каких-то 80–90 км, и мы можем попасть в следующий пункт нашего путешествия – Роттердам. Это второй по величине после Амстердама, но едва ли не главный с точки зрения экономики город Нидерландов. Как и столица, он возведен на заболоченных берегах реки Ротте и тоже был огражден от ее капризов дамбой. Однако с тех времен здесь осталось немного: в ходе Второй мировой войны город разрушили, и теперь он славится совсем иной архитектурой – в стиле авангарда, в стенах многих из таких зданий расположены штаб-квартиры крупнейших международных корпораций. Хотя есть здесь и художественный музей, хранящий картины Рембрандта, Рубенса, Тициана, и “домашняя площадка” знаменитого роттердамского симфонического оркестра.
Но это впереди. А пока вводим в навигатор, интегрированный в Hyundai ix35, путь из Амстердама в Роттердам и… на несколько мгновений впадаем в ступор. Система предлагает три маршрута продолжительностью от 40 минут до двух с лишним часов. Ошибка? Нет. Просто это расстояние можно пролететь по скоростной автостраде, а можно отправиться в буквальном смысле огородами – через поля и деревни. Выбираем второй вариант, и ничуть об этом не жалеем. Сравнивая с родиной, понимаешь, что сельская глубинка – это не обязательно всеобщая разруха, грязь, покосившиеся дома и отсутствие дорог. Напротив, голландские фермеры живут так красиво и чисто, как в России умеют не все олигархи. Аккуратные домики с гаражами и лодками, вылизанные палисадники с английскими газонами, цветами и скульптурами, водоемы с фонтанчиками и лилиями… А ведь рядом и коровы пасутся, и теплицы стоят, и трактора в полях тарахтят.
Удовольствия от поездки добавляет машина. Еще на первом участке – из Германии в Нидерланды – мы в полной мере оценили ее комфортабельность и динамику. Двухлитровый 184-сильный турбодизель оказался на редкость приемистым, позволяя играючи совершать обгоны на трассе, идти в затяжные подъемы на скорости до 170 км/ч, ровно и уверенно двигаться по равнине. Самые лучшие впечатления остались и от новой 6-диапазонной автоматической трансмиссии, которая обеспечивает плавное и своевременное, без каких-либо рывков переключение передач. А если нужно резко ускориться, то можно перейти и в ручной режим.
На узких проселочных дорогах Голландии кроссовер ix35 проявил и другие положительные качества. Автомобиль хорошо держится в поворотах и, несмотря на свой немалый “рост” (1,67 м), почти не кренится. Он хорошо маневрирует как в потоке машин, так и на узких парковках – тут неоценимым помощником становится камера заднего вида, имеющая цветную шкалу расстояния до препятствий. Удобными (достаточно крупными и правильной формы) оказались и боковые зеркала.
В общем, несмотря на тесные дороги с множеством светофоров и ограничений, переезд до Роттердама зарядил позитивом. Добавили его и знаменитые ветряные мельницы, и каналы, по которым постоянно движутся катера да яхты, и многочисленные разводные и подъемные мосты, и домики местных жителей с причалами для лодок.
А потом был Европорт – самый крупный порт Старого Света, еще шесть лет назад считавшийся и самым большим в мире (сейчас его обошел Шанхай). Вдоль берега роттердамский порт вытянулся на 40 км, площадь составляет 105 кв. км. Через его терминалы ежегодно проходят миллионы тонн самых разнообразных грузов: нефть и нефтепродукты, промышленное оборудование, сырье, машины. Мы видели микроавтобусы и легковушки, на одно из судов грузились фуры дальнобойщиков. Зрелище завораживающее, причем доступное каждому: в порту есть площадки для туристов, где можно припарковать машину, побродить, сфотографироваться. Отсюда же за 69 евро вы можете совершить мини-круиз на три дня в Англию. Что же до самого Роттердама, то и его жизнь во многом обусловлена “большой водой”: в городе немало пристаней, красивых мостов, каналов, на которые приятно любоваться из окон деловых небоскребов и уютных жилых кварталов.
Бельгия – одна из самых небольших стран Европы, ее площадь всего 30,5 тыс. кв. км. Но и в этом королевстве есть собственные жемчужины. Прежде всего – Антверпен и Брюгге. Первый часто называют алмазной сокровищницей страны, поскольку он остается одним из мировых центров торговли драгоценными камнями. Но он же и второй (после роттердамского) порт Старого Света. И это притом, что город отстоит от Северного моря на добрых 80 км. Однако ширина реки Шельда в этих местах достигает почти полукилометра, а глубина – 10 м, что позволяет заходить в Антверпен даже морским судам. В свою очередь система каналов обеспечивает сообщение с Брюсселем и другими мегаполисами.
Подобное расположение позволило городу активно развиваться со времен Средневековья, привлекая сюда торговцев, предпринимателей, а также художников и представителей других искусств со всего света. Именно здесь в 1608 г. решил навсегда обосноваться Рубенс, здесь же творил Ван Дейк. Все это отразилось и на облике Антверпена. В числе его достопримечательностей – замок Стен, выстроенный в 1502 г., городская ратуша и фонтан Брабо, собор Антверпенской Богоматери, Фламандская опера, множество музеев. Впрочем, весь исторический центр города можно назвать музеем под открытым небом – уютные улочки, будто игрушечные дома, кафе под зонтиками и неторопливые фиакры, катающие туристов, придают ему какое-то особое очарование.
Однако еще более притягателен для туристов Брюгге. Въехав в него через одни из средневековых ворот, вы моментально улетаете на несколько сотен лет назад. Здесь расположен кафедральный собор Святой Богоматери, построенный в XII–XIV веках, сохранена базилика Святой Крови Христовой, заложенная в XIII столетии, открыт для посетителей старейший в Европе госпиталь Святого Иоанна, основанный в XII веке. И все это – в окружении домов, многим из которых тоже 300–400 лет. Причем весь масштаб можно оценить с высоты птичьего полета, взобравшись на обзорную площадку сторожевой башни Белфорт, 50 колоколов которой ежечасно вызванивают новую мелодию. Снизу к ней ведет узкая и крутая винтовая лестница из 366 ступеней, 220 из которых каменные, а затем, ближе к макушке, деревянные. Но совсем неплох город и снизу. Тут вам и уютные средневековые улочки, и маленькие кафе, и множество шоколадных магазинчиков. Ведь Брюгге носит титул “шоколадной столицы” – здесь ежегодно проходит фестиваль “шоколадной жизни”, есть музей лакомства.
Кстати, без воды не обошлось и тут: фламандское слово Bryggia, давшее имя городу, переводится как “гавань”. Именно таким он был в 852 г. С тех пор ландшафт изменился, Брюгге теперь отстоит от Северного моря на 15 км, но внутри него соединились три больших и множество мелких каналов. Благодаря им появились озеро Любви с множеством лебедей и уток, большой парк, около 80 средневековых мостов.
…Признаться, покидать этот романтический город не хотелось. Но срок командировки истекал, и оставался еще самый длинный перегон: 560 км до Франкфурта. Однако Hyundai ix35 справился с ним безупречно. Где можно, автомобиль развивал максимальные 194 км/ч, где нужно, шел на круиз-контроле или петлял в дорожных развязках. Но главное, кроссовер оказался комфортабельным. Как показатель: ни у кого из нас за время путешествия спина ни разу не устала, а это большой плюс. При этом топлива мотор потреблял умеренно, на весь маршрут хватило чуть более двух баков. Климат-контроль спасал от летней духоты, а охлаждаемый “бардачок” исправно поставлял холодные напитки. Последним испытанием кроссоверу стал ливень, разразившийся в Германии. Однако и в сплошных потоках воды автомобиль чувствовал себя уверенно, позволив завершить вояж на мажорной ноте.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Hyundai ix35 2.0 D AT 4WD | |
Габариты, мм | 4410х1820х1670 |
Колесная база, мм | 2640 |
Объем багажника, л | 591–1436 |
Снаряженная масса, кг | 1525 |
Тип двигателя | дизельный L4 с турбиной |
Рабочий объем, куб. см | 1995 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 184/4000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 392/1800 |
Трансмиссия | автоматическая 6-диапазонная |
Привод | полный |
Макс. скорость, км/ч | 194 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,1 |
Расход топлива (средний) | 7,1 |
Объем бака, л | 58 |