Кроссовер Hyundai ix35 и шины Continental ContiCrossContact Viking позволили нам съездить из Москвы в Европу и увидеть, как Польша готовится к чемпионату континента по футболу. Полякам есть чем гордиться.
Причуда жребия: сборная России проведет групповой этап грядущего 14-го чемпионата Европы по футболу не на безвизовой Украине, а в “евросоюзной” Польше, куда без шенгенской визы не попасть. Первый матч нашей команды состоится 8 июня на новеньком стадионе Вроцлава, причем на нем ожидается президент Чехии Вацлав Клаус, который решил лично поболеть за свою команду в игре с “любимым соперником”, как назвал чешский президент Россию. Второй матч со сборной Польши, хозяйкой турнира, запланирован на 12 июня и состоится на Национальном стадионе в Варшаве. Там же 16 июня пройдет и третий матч с Грецией. “Группа жизни” вовсе не гарантирует, что первый этап турнира станет для России легкой прогулкой, и если наша команда займет второе место, то в четвертьфинале ей предстоит матч с победителем группы “В”, которым, скорее всего, будет сборная Германии. В этом случае игра на великолепной арене в Гданьске начнется… 22 июня в 20:45.
Так должны будут развиваться события, чтобы сборная России сыграла на всех трех стадионах, о которых пойдет речь в этом репортаже.
Магистраль М1 от Москвы до Бреста удивительно хороша, а на территории Белоруссии просто великолепна, если не считать отсутствия отбойников вдоль обочин и слегка волнистого покрытия. Зато содержится трасса в идеальном порядке. Газон на разделительной полосе такой, что не на всяком российском стадионе увидишь: можно в гольф играть, не говоря о футболе. Шоссе М1 в Белоруссии платное, но деньги берут лишь с грузового транспорта. Легковые автомобили пропускают бесплатно. Еще один плюс: на белорусских заправках можно расплачиваться российскими рублями, причем бензин в этой стране, как ни странно, дешевле, чем в России.
А вот в Польше бензин дороже. И дороги хуже. До недавнего времени классических автобанов в этой стране вообще не было. Весь транспортный поток тянулся по двухполосным дорогам местного значения через бесконечные города и веси, поэтому колейность здесь такая, какую и в России я редко видел. Недаром прибалты называют Польшу “наш барьер на пути в Евросоюз”.
Однако ситуация меняется в буквальном смысле на наших глазах. И причина этих перемен – грядущий чемпионат Европы по футболу. Страна решила привести свою транспортную инфраструктуру в соответствие с требованиями времени. На всем пути от Варшавы до Вроцлава, от Вроцлава до Гданьска и обратно до Варшавы кипит грандиозная стройка. Те участки, где работы закончены, дают представление о том, какими замечательными будут эти магистрали. Проблема лишь в том, что сроки сорваны и к началу чемпионата полякам никак не успеть с окончанием строительства. Болельщикам-автомобилистам это надо учитывать: их путь может превратиться в медленную пытку в колонне фур между бесконечными ограждениями колоссальной стройки. Характерно, что на пути от Бреста до Варшавы поляки не строят ничего.
Невзгоды дальней дороги нам скрашивал автомобиль. Прежде всего хочется отметить отличное сочетание 184-сильного 2-литрового дизеля с 6-диапазонным “автоматом”. При довольно скромном расходе топлива (у нас за время пути он в среднем составил 7,9 л на 100 км) мотор обеспечивал вполне приличную динамику (разгон до 100 км/ч за 10,1 с), а главное – это отсутствие какого-либо “тугодумства” со стороны “автомата”. Любой приказ правой ноги Hyundai ix35 выполнял почти без промедлений, ни малейшего недовольства его моторно-трансмиссионная группа не выказывала. Подвеска показалась мягковатой, но на дорогах такого качества это нас не сильно огорчило: энергоемкости шасси хватало, чтобы справиться с любыми колдобинами. Очень хороши кожаные сиденья топовой комплектации Style: все 3800 км пути не вызвали никаких неприятных ощущений в области спины.
На редкость хороши оказались и 18-дюймовые шины ContiCrossContact Viking. На территории Польши в марте по нашим понятиям уже почти лето, и зимние качества этой “резины” там не пригодились, а вот в начале экспедиции и на ее заключительном этапе с российской снежно-грязевой слякотью покрышки справлялись отлично. Да и участки с гололедицей, встречавшейся нередко по утрам, шины, специально разработанные для суровых скандинавских и российских зим, преодолевали играючи – ни сносов вам, ни заносов, ни каких-либо пробуксовок. На любом покрытии кроссовер двигался и тормозил уверенно. Причем пару раз проверили мы шины и на прочность, налетев в темноте на ямы: спасибо немецким конструкторам – обошлось. Кстати, их надо бы поблагодарить и за малый расход топлива – в этом прямая заслуга шин Continental, имеющих весьма низкий коэффициент сопротивления качению.
И еще несколько впечатлений: если вы едете по Польше на автомобиле, питайтесь только в частных придорожных ресторанах. Они весьма живописны, попадаются часто, а главное – еда там вкуснее, а меню богаче, чем в туристических центрах городов. При этом порции в два раза больше, а цены почти во столько же раз меньше. О неприятном: таковым сюрпризом стала ночевка на пограничном мосту через Буг на обратном пути. Поляки пропустили нас быстро, а вот на въезде в Белоруссию мы встали хорошо и надолго. Причина – в массе белорусских “коробейников”, которые возвращались из Польши с покупками, требовавшими внесения в таможенную декларацию. Прибыв на пограничный пункт “Тересполь” в 23:30, в Брест мы въехали лишь в 4:30 утра. С учетом двухчасовой разницы во времени это означало, что мы провели на границе три часа. Ранее при въезде в Польшу субботним утром мы потратили на все формальности ровно вдвое меньше времени.
Наконец мы в Варшаве. Звание “город-герой” ей очень бы подошло. Недавно прочитал размышления одного польского писателя, который с чисто национальной (в стиле полонеза Огинского) тоской мечтал о том, “какой была бы наша родина, если бы с востока ее омывало море, а с запада окружали неприступные горы”. Мы здесь не будем вспоминать в подробностях 1612 г., но нельзя не признать, что политическая география вкупе, разумеется, с позой, в которую с упрямым постоянством вставали польские вожди, сыграла с этой страной дурную шутку. Трагедия Польши отразилась и на судьбе Варшавы.
В 1939 г. население города составляло 1,3 млн человек. В 1945-м – всего 422 тыс. Город был разрушен почти полностью. Например, Вечный огонь над могилой неизвестного солдата горит под странным сооружением, которое оказалось единственным уцелевшим фрагментом огромного Саксонского дворца.
В сегодняшней Варшаве насчитывается чуть больше 1,7 млн жителей, ее центр выглядит вполне старинным, но большинство зданий и дворцов выстроены заново практически на пустом месте. Варшава внесена в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, но не сама по себе, а как образец научной реставрации.
Однако и современность берет свое. В этом плане россиянину интересно будет взглянуть на один не столь древний дворец. Речь о Дворце культуры и науки, 231-метровой сталинской высотке, подаренной СССР польскому народу в 1955 г. и на момент возведения ставшей самым высоким зданием в Европе. Кстати, до Первой мировой войны самым высоким зданием в Варшаве также был подарок России: Александро-Невский собор. Но если, например, аналогичный храм в Хельсинки стоит до сих пор, то поляки свой “памятник царизма” снесли в 20-е годы. То же самое планировалось сделать и с Дворцом культуры, но уж больно велико оказалось сооружение. Ограничились лишь демонтажем скульптуры “Дружба народов”, ну а чтобы слишком уж характерный шпиль не колол глаза свободолюбивым варшавянам, был разработан другой план: окружить высотку современными небоскребами, чтобы уменьшить ее доминирующую роль. Так возник современный деловой центр.
Но самое эффектное современное сооружение в нынешней Варшаве – это, наверное, новый Национальный стадион. Он построен на месте старого стадиона “Десятилетие”, который в 90-е годы превратился в крупнейший рынок города, страны и, как утверждают поляки, Европы. Новый стадион словно парит над Вислой и виден отовсюду. Средства на строительство в размере 500 млн евро были выделены правительством Польши, так что владельцем арены является государство, а не город, поэтому ни для одного из двух топовых варшавских футбольных клубов – “Легии” и “Полонии” – это поле не будет считаться домашним. Варшавяне здесь станут проводить лишь самые важные игры. По этой же причине нам запретили фотографировать на фоне “национального символа” автомобиль. Впрочем, в ходе переговоров выяснилось, что за определенную плату это возможно.
Проект стадиона разработан немецким архитектурным бюро Gerkan, Marg and Partners, которое перестраивало стадион “Олимпийский” в Киеве и разработало проект будущего стадиона “Динамо” в Москве. С появлением полимерных материалов вошло в моду закрывать тяжеловесную бетонную основу стадионов полупрозрачными фасадами. В Варшаве внешнее покрытие напоминает плетеную корзину в национальных цветах, а роль прутьев выполняют стальные колонны, поддерживающие крышу. Пестро, но не навязчиво. При желании эту конструкцию можно назвать короной.
Вместимость арены – 58 500 зрителей на футбольных матчах и 72 900 на концертах. Дело в том, что крыша раздвижная и может превращать стадион в концертный зал. Ее конструкция напоминает велосипедное колесо и представляет собой систему стальных тросов, поддерживающих центральную “ось”, на которой крепится раздвижной матерчатый полог и табло (аналогичную конструкцию имеют стадионы во Франкфурте и Ванкувере). Думаю, и в России без подобных стадионов любые переходы на систему “осень-весна” превратятся лишь в издевательство над зрителями и футболистами. Тем обиднее, что в проекте стадиона “Динамо” от этого элемента решили отказаться.
Для посетителей созданы максимальные удобства. Восстановлена расположенная неподалеку железнодорожная платформа и открыта новая станция метро. Для прибывающих на автомобилях планируется построить парковку на 8000 мест на территории стадиона, и еще на 4000 – в непосредственной от него близости. Однако сейчас никаких парковок нет, и что-то не очень видно, где их можно разместить. Есть, правда, VIP-парковка прямо под стадионом, простым же болельщикам рекомендуем добираться на общественном транспорте. Для интересующихся футбольными подробностями: размер поля – 105х68 м. Траву для него два года выращивали в Нидерландах и перевезли сюда в виде 630 рулонов весом 800 кг каждый.
Завершив “инспекцию” футбольной Варшавы, мы отправляемся во Вроцлав. Тут вновь делаю мысленную “зарубку”, насколько комфортны современные шины. В том числе – с точки зрения акустики. ContiCrossContact Viking “резина” хотя и зимняя, “суровая”, однако на асфальте ведет себя безукоризненно: в пути мы замечаем, что нам не досаждает шум, частенько издаваемый зимними покрышками, а выбоины и стыки полотна продукция Continental проходит весьма мягко. Думаю, проехать здесь на летних шинах этой марки будет еще более приятно. Хорош и Hyundai ix35. В его салоне понимаешь, почему компакт-кроссоверы сейчас становятся все более популярными. С одной стороны, высокая посадка придает водителю уверенности и обеспечивает замечательный обзор, с другой – ездоки чувствуют себя как в легковой модели: на любом месте удобно, есть много мест для мелочовки, а сама машина динамична на шоссе и маневренна на городских улочках.
Вроцлав, как и Гданьск, о котором речь впереди, – это уже другая сторона польской истории. Сторона, за которую поляки почему-то забывают сказать спасибо России. Исконно славянский, этот город долгое время назывался Бреслау и был столицей Силезии, а также крупнейшим текстильным центром Германии. Он тоже вполне достоин звания героя, хотя признавать это не очень хочется. Немецкое население Бреслау героически обороняло этот форпост немецкого духа на востоке, родину “красного барона” фон Рихтгофена, от наступающих советских войск. Уже и Берлин пал, а Бреслау все еще сопротивлялся и сдался лишь 6 мая 1945 г.! Итог невеселый – разрушено две трети зданий, потери гражданского населения, включая фольксштурм и гитлерюгенд, – 80 тыс. человек.
До войны население Бреслау на 95% было немецким. Теперь здесь проживает 630 тыс. поляков (четвертый по населению город в стране), и надо отдать им должное: к истории Вроцлава они относятся трепетно, а его центр восстановлен с любовью и тщанием. Через город протекает пять рек: Одра и четыре ее притока. До войны в городе было 303 моста, сейчас осталось 202. Но и этого достаточно, чтобы создать необычную атмосферу.
Но нас интересовал в первую очередь новенький Городской стадион. Проект, разработанный JSK Architekci, архитектурным бюро из США, строился на концепции, названной “стадион-фонарь”, или “место встречи”, куда будут слетаться “на огонек” любители футбола. Полупрозрачные внешние стены изготовлены из стеклопластиковой основы, покрытой тефлоном. Специальное освещение позволяет менять цвет сооружения. Общие его размеры – 272х224 м, размеры поля – 105х68 м. Официальное открытие состоялось 10 сентября 2011 г., когда на стадионе был проведен боксерский поединок между Виталием Кличко и Томашем Адамеком, на тот момент третьим номером в рейтинге WBC.
Вместимость – 42 771 человек, все места под крышей. Сиденья изготовлены из негорючего пластика и отвечают требованиям УЕФА: расстояние между центрами сидений – 50 см. VIP-мест повышенной комфортности – 2130, в том числе 30 отдельных лож на 12 персон каждая. Для VIP-гостей имеется подземная парковка под стадионом. Однако в отличие от Варшавы и любой из рядовых зрителей может приехать сюда на своем автомобиле: парковки уже готовы, и их размеры впечатляют.
Для удобства доступа строится специальная железнодорожная станция. Есть около стадиона даже вертолетная площадка, на которую планируется прибытие Романа Абрамовича, уже выкупившего самую большую из VIP-лож. Возведение стадиона сопровождалось строительством 35-километровой объездной автострады, которая должна освободить город от транзитного транспорта. Новая автострада соединила шоссе Вроцлав – Варшава с аэропортом и стадионом. А самая впечатляющая ее часть – вантовый Редзиньский мост длиной 1742 и высотой 122 м, ставший четвертым по величине бетонным мостом в мире. Инвестиции в этот проект составили 1,4 млрд долларов.
Гданьск, бывший немецкий Данциг, стал, по сути, одной из причин Второй мировой войны: отказ польского правительства предоставить Германии доступ к городу, имевшему статус вольного, стал для Гитлера поводом начать военные действия.
Население города ныне составляет 460 тыс. жителей, однако вместе с Гдыней и Сопотом Гданьск образует агломерацию под названием Труймясто (Трехградье) с населением около 1 млн человек. В Гданьске есть на что взглянуть, хотя в центре города во время войны разрушения доходили до 80%. Но, например, Марьяцкий костел, второй по величине собор в Европе (после Кельнского) и самый большой на континенте кирпичный храм, чудом уцелел.
Но вот и красавец стадион, построенный специально к чемпионату Европы на заболоченном пустыре. Стоимость проекта составила 220 млн евро. Гданьск считался столицей янтаря, поэтому и внешнее покрытие стадиона напоминает по цвету янтарь. Проект разработало бюро RKW Rhode Kellermann Wawrowsky из Дюссельдорфа, строившее стадионы в Гильзенкирхене и Ганновере. Фасад и крыша изготовлены из 18 тыс. пластиковых панелей, держащихся на 82 опорах. Панели имеют шесть оттенков: чем выше, тем они светлее и прозрачнее. В Гданьске тоже подумывали о сдвижной крыше, но затем сочли затею слишком затратной.
Вместимость стадиона – 43 615 мест, в том числе 40 бизнес-лож плюс 1383 VIP-сидений. Размер сооружения – 236х203 м. За безопасностью будут следить 400 камер. Причем восемь из них – выдвижные, которые будут “преследовать” своим “взором” хулиганов. Разрешение в два раза выше, чем стандарт HD: можно разглядеть даже цвет глаз у человека на противоположной трибуне. Вообще же наблюдение ведется за каждым посетителем с момента прибытия на парковку. В среднем каждый гость фиксируется камерами 25 раз за время мероприятия. Объем видеоинформации за матч – больше терабайта, и все это хранится в течение шести месяцев.
Поле – все те же стандартные 105х68 м. Траву для него также выращивали в Нидерландах: это смесь, “спроектированная” специально для климатических условий Гданьска. Однако климат здесь таков, что перед чемпионатом УЕФА потребовалась полная замена покрытия. Новый газон стоимостью 150 тыс. евро доставят из Бельгии. Кстати, аналогичная процедура будет проведена и во Вроцлаве. Я же глядел на великолепное по российским меркам изумрудное поле и, слушая сетования поляков на слишком суровый для футбольной травы климат, лишь вздыхал: нам бы ваши проблемы.
Для гостей предусмотрено 1900 парковочных мест для легковых автомобилей и 200 для автобусов. В целом же в развитие инфраструктуры региона перед чемпионатом Европы вложено 250 тыс. евро: это новые дороги, экологически чистый трамвай, железнодорожная станция и новый терминал в аэропорту имени Леха Валенсы.
Стадион изначально назывался “Балтик-арена”, но в 2010 г. польская энергетическая компания PGE приобрела за 8,5 млн евро право на соответствующее название на ближайшие пять лет, о чем сообщают два огромных светодиодных логотипа (35х8 м). Правда, на время чемпионата эта вывеска будет снята – у УЕФА свои достойные спонсоры, в числе которых, кстати, корейский автомобильный бренд Hyundai и немецкий производитель шин Continental, сделавшие нашу поездку из России в Польшу столь комфортной и безопасной.
На обратном пути мы вновь заехали в Брест и осмотрели знаменитую крепость. О героической ее обороне в 1941 г. знают все, но не всем известно, что в 1939 г. ее столь же доблестно обороняли от немцев поляки. Затем по секретному договору крепость была передана СССР, по поводу чего Гейнц Гудериан, родившийся, кстати, недалеко от Гданьска, сильно негодовал. И, как показали будущие события, не напрасно.
Впрочем, главная мысль, которая не отпускала меня все время, пока я разглядывал эти политые кровью камни, была следующей: как же хорошо, что теперь страсти миллионов ура-патриотов во всем мире прикованы в основном к сражениям на спортивных аренах. Нам нужен только такой футбол.
Лим Бюн Квон, генеральный директор компании "Хендэ Мотор СНГ"
надо писать было о машине и про машину... клуб путешественников, еще таможню приплели, А машино то как?
Ответить
Я хотел прочесть о автомобиле
Ответить
ни о чем про авто ничего нет
Ответить
Ни о чем...
Ответить
Ну про футбол прочитали и про Польшу. А про автомобиль то что?
Ответить
Я хотел прочитать о машине
Ответить
Такой футбол нам не нужен!
Ответить
Фуйня про историю а не тест авто
Ответить