Согласно данным компании “TNS Россия”, наш нынешний собеседник как минимум два года подряд входит в пятерку самых востребованных отечественными СМИ персон российского автомобильного рынка. Свою “порцию” вопросов приготовили для него и мы
Несмотря на снижение объемов продаж, с точки зрения экономики прошлый год оказался в целом неплохим. Думаю, большинство автомобильных брендов получило по его итогам положительные финансовые результаты. Поэтому 2013-й можно считать если не годом процветания, то как минимум годом уверенного развития автомобильного бизнеса в России.
Во второй половине года заметный толчок продажам дала программа субсидированного автокредитования. Причем куда более значимый, чем программа утилизации, которая действовала в 2011–2012 гг. Тогда она сработала в основном в интересах локальных производителей. На этот же раз была польза и иностранным брендам: поскольку ценовую планку подняли до 750 тыс. рублей, то многие компании смогли поддержать свои продажи. Некоторый всплеск спроса был зафиксирован в конце года в связи с тем, что клиенты решили воспользоваться не только программой льготного кредитования, которая как раз заканчивалась, но и предпраздничными скидками. В итоге декабрь показал 14% роста относительно ноября. Кроме того, косвенно на рынок повлияло то, что отозвали лицензии у ряда банков. Получив из них свои деньги – как правило, это 500–700 тыс. рублей, – вкладчики стали думать, куда их инвестировать: снова в банк – страшно, недвижимость или бизнес на эти суммы не купишь, растратить по мелочам – глупо. Поэтому многие стали покупать машины. Наконец, к салонам автодилеров людей подтолкнуло снижение курса рубля.
Если не считать некоторой потери прибыли, обусловленной скачками курсов валют, мы, в принципе, довольны. В то время как у большинства марок показатели сбыта ушли в минус, у нас зафиксирован рост спроса. Причем из десяти самых популярных на российском рынке зарубежных брендов этим могут похвалиться только три компании. Да и общий результат – более 181 тыс. реализованных автомобилей, – согласитесь, весьма неплохой. Кстати, в 2014 г. рассчитываем продать даже чуть больше – около 184 тыс.
Думаю, главной проблемой будет нестабильность рубля. Курсы валют прямо влияют и на покупательную способность, и на психологический настрой потребителей. Когда все спокойно, люди кладут деньги в банк под проценты и не думают о них, а увидев рост доллара и евро, начинают тратить свои обесценивающиеся сбережения в рублях. Кроме того, из-за высокой закредитованности населения банки намерены обмениваться информацией о своих клиентах, а значит, будут вести себя более взвешенно, прекратят выдавать кредиты рискованным заемщикам. А ведь система кредитования остается одним из реальных драйверов автомобильного рынка. Свою роль может сыграть и санация банковской системы страны, если она продолжится. Разумеется, ключевыми факторами остаются состояние российской экономики и мировые цены на нефть.
Автоиндустрия – системообразующая отрасль. В структуре ВВП она обычно составляет 1%, доля в налоговых доходах – 1,6%, а в структуре занятости населения ее доля достигает 6,8%. Этот сектор экономики обеспечивает весьма существенную занятость, причем высококвалифицированной части работников. Поэтому государство стремится поддерживать здоровье автопрома в России.
Планов других компаний я не знаю. Что же касается нас, то в России действует программа Hyundai Finance, благодаря ей уровень продаж в кредит составляет в зависимости от модели от 36 до 50%. А с марта 2014 г. выводим новый продукт – Drive Hyundai Finance. Эта программа позволяет клиенту платить за новый автомобиль с учетом остаточной стоимости на период истечения договора. А так как у Hyundai пятилетняя гарантия, то мы можем обеспечить весьма высокую остаточную стоимость автомобиля, которая, например, эксплуатировалась три года. Благодаря этому ежемесячный платеж по кредиту подчас становится просто символическим, а значит, покупатель может выбрать модель классом выше, в более дорогой комплектации или же просто потратить сэкономленные деньги на что-то другое. На российском рынке таких программ пока почти нет – они к нам только приходят.
Поскольку рынок стагнирует, большого прироста дилеров нам не требуется – бренд присутствует в 87 городах России, и есть еще пять-десять городов с населением 200–250 тыс., где думаем открыть новые центры. Поэтому сконцентрируемся на качестве работы. А вообще среди всех иностранных брендов мы находимся на четвертом месте по эффективности торговой сети: в среднем каждый дилер Hyundai продает 1258 автомобилей в год – почти по три с половиной машины за день!
На рынке всегда будут клиенты с разными потребностями – горожане, сельские жители, любители путешествий, бизнесмены. И если бренд хочет быть успешным, он должен иметь предложение для каждого из них. Доля Solaris в наших продажах составляет 62%. При этом завод корпорации в Санкт-Петербурге, рассчитанный на 220 тыс. автомобилей в год, работает на пределе мощности. Десятая часть его продукции идет на экспорт, мы получаем для России около 115 тыс. автомобилей Solaris, и больше наверняка не будет. Поэтому сейчас вопрос стоит о росте продаж импортируемых моделей. Будем развивать прежде всего линейку кроссоверов, видим потенциал развития для i30 – это следующий сегмент, куда могут перейти нынешние владельцы Solaris. А вот нишевые продукты – Veloster или Genesis Coupe – на волатильном рынке продвигать действительно тяжело. Возможно, есть смысл поставлять их только под заказ.
Трудно соперничать с брендами, имеющими 100-летнюю историю. Как и входить в класс представительских автомобилей. Это требует значительных инвестиций – финансовых, маркетинговых, организационных, интеллектуальных. Тем не менее в 2013 г. Hyundai Equus занял четвертое место среди премиальных представительских седанов – сразу вслед за соперниками из “Большой немецкой тройки”. Мы продали 631 автомобиль и чувствуем, что узнаваемость модели, ее позитивное восприятие растут. Более того, недавно появился Equus Limousine на удлиненной базе, и на него даже образовалась некая очередь. Что же касается нового Genesis, то в 2013 г. спрос в D-сегменте на седаны бизнес-класса снизился почти на 19%, а Е-класс вырос на 4%. У нас уже есть целевая аудитория – владельцы предыдущего Genesis или Grandeur. К тому же мы предложим им первый седан Hyundai с полным приводом. Так что смотрим на этот автомобиль с оптимизмом, а продавать его планируем с начала лета.