Модель Sonata от Hyundai вернулась на российский рынок. Чем объяснить ее долгое отсутствие? Мне кажется, причина в названии. «Музыкальное» имя пришлось по вкусу нашим «слушателям», несколько поколений этого автомобиля долго и надежно бороздили бескрайние российские просторы. Но как только производитель попытался отойти от примелькавшегося имени, как популярность модели пошла на спад. Так случилось с шестой «Сонатой», предлагавшейся у нас под названием NF. Не снискала у нас большого успеха и близкая по размеру модель i40
Нынешнее исполнение «Сонаты» – седьмое, причем, уже исправленное и дополненное, то есть, рестайлинговое (вообще, поколение VII, или LF, выпускается с 2014-го года). Этот седан D-класса ориентирован, прежде всего, на американский и азиатский рынки, которые, несмотря на удаленность, близки к нашему – только каждый по-своему. Все-таки нам по душе, с одной стороны, элементы восточной роскоши, а с другой – постулат «размер имеет значение», популярный на Дальнем Западе.
Но азиатского в новой «Сонате», на самом деле, немного. Очертаниями ее кузов напоминает Mazda6 предыдущего поколения (но еще больше он похож на увеличенный в размерах новый Hyundai Solaris, появившийся на нашем рынке ровно год назад, в начале 2017-го). Дополнительные хромированные «украшения» в отделке кузова «Сонаты» наличествуют, но в разумном количестве. Эффектные блестящие линии протянулись под окнами и далее вперед, выделяя границы между передними крыльями и капотом. Хромом окантованы фальшрадиаторная решетка, а также нижний край переднего бампера. Дизайнеры очень удачно расположили эти элементы, они не «кричат», но в то же время заставляют кузов «Сонаты» по-настоящему сиять.
А отделка салона близка к европейской. Что-то роднит его с моделями Volkswagen, пожалуй, это строгие плоские поверхности и прямые линии элементов интерьера. Мы видели это в салоне Passat Alltrack. Цвет некоторых элементов у двух автомобилей тоже родственный – серебристый. Но если символы на кнопках и клавишах «немца» белые, то в корейском автомобиле использован синий цвет. Пожалуй, это придает интерьеру холодность и налет казенности. Но ведь сейчас модно обставлять квартиры в стиле номеров пятизвездочных отелей, разве не так?
Одним словом, претензий к интерьеру новой «Сонаты» нет, поскольку их просто не может быть. Или может? Органы управления на руле очень напоминают бюджетную модель Kia Rio. А ножной стояночный тормоз отсылает нас к «американцам» 80-х – 90-х годов. Всё. Остальное выверено, отточено, отшлифовано и отполировано. Только тканевая обивка кресел шершавая. На такой я отсидел три года, именно этой или очень похожей, не скользкой, не холодной, но довольно-таки цепкой тканью были обшиты кресла в нашем семейном хэтчбеке Hyundai Elantra образца 2004-го года. Долговечная обшивка, такая прослужит немало и сохранит товарный вид даже через несколько лет эксплуатации.
Панель приборов предельно информативна. На дисплей борткомпьютера можно вывести «сборник» различных показаний, либо выводить параметры по одному. Например, средний и мгновенный расход топлива. Хотя... лично мне больше нравятся приборы близкого родственника «Сонаты» – модели Kia Optima. Во время теста обновленного седана Rio маркетологи раскрыли секрет: они позиционируют модели Kia как более спортивные в сравнении с более технократичными моделями Hyundai. Эта разница заметна у Rio и Solaris, но еще более она подчеркнута у Sonata и Optima. Если посадка в первую воспринимается действительно как заселение в гостиничный номер, то во второй и вправду чувствуешь себя немного автоспортсменом.
В дорогих комплектациях «Сонаты» передние кресла могут быть оснащены не только подогревом (трехуровневым, кстати), но и вентиляцией. Естественно, доступны и электроприводы регулировок, но в нашем случае они присутствуют только у водительского кресла, переднему пассажиру доступны только механические настройки.
Переходим назад. Здесь явно выделены места для двух пассажиров, но сомнений в том, что усядутся и трое, нет. По ширине места хватит, туннель пола невысок, над макушками достаточно «воздуха». Пространством для коленей тоже никто обижен не будет. За спинкой водительского сиденья при «моей» посадке за рулем – почти 30-сантиметровое расстояние до подушки заднего дивана. Когда-то, в «Элантре», сидя на переднем кресле, я не мог дотянуться до вещей, оставленных на заднем сиденье. В новой «Сонате» это тем более невозможно.
Складывать части спинки заднего дивана удобно, делается это со стороны багажника, здесь, в верхней части проема, выполнены хорошо видимые рукоятки, которые следует тянуть на себя. Это приведет только к разблокировке механизма, части спинки не падают с размаху на подушку, их надо укладывать сюда вручную. Пол увеличенного багажника будет практически ровным, с незначительной ступенькой. Запаска под фальшполом полноразмерная, это уж точно по-российски, а не по-американски и не по-азиатски. У тестовой комплектации колеса были 17-дюймовыми легкосплавными, в то время как базовая оснащается 16-дюймовыми стальными. У «старшей» версии диаметр легкосплавных колес – 18 дюймов. Интересная деталь: крышка багажника отпирается нажатием на незаметный сенсорный «участок» внутри фирменной эмблемы. Не зная об этом, ни за что не догадаешься. На саму эмблему нажимать бесполезно.
Вариантов мотора у новой «Сонаты» два, оба – бензиновые, атмосферные. Двухлитровый агрегат развивает 150 л. с., 2,4-литровый – 188 л. с. Коробка передач – единственная: шестидиапазонный автомат с возможностью ручного переключения передач. Автомобили с «механикой» на нашем рынке предлагаться не будут. Значит ли это, что о бюджетных версиях седана можно забыть? Нет, стартовая цена «Сонаты» – 1 245 000 рублей, согласитесь, это относительно недорого.
Двухлитровый 150-сильный мотор относится к семейству NU, его особенность – цепь в приводе механизма газораспределения. Данным агрегатом комплектуются несколько моделей Hyundai, коробкой-автоматом A6MF – тоже (в частности, кроссовер Creta). С таким тяговооружением немаленький седан, по идее, должен иметь спокойный характер, и это предположение близко к истине. Не «огонь», даже при таком роскошном цвете кузова, как «брусничный цвет с искрой». Случайно вспоминается, что именно такой цвет имел сюртук известного русского литературного героя, обманщика и хитреца. «Соната» честнее. Как и прежде, двухлитровые версии адресуются спокойным водителям. Альтернативой им раньше служил 2,7 литровый 172-сильный мотор, теперь – 2,4-литровый 188-сильный, серии Theta-II, с технологией GDi (то есть, с непосредственным впрыском топлива в цилиндры). Однако, по отзывам журналистов и первых владельцев, более мощная седьмая Sonata тоже не покоряет динамикой.
В моем случае тестовый 150-сильный седан был «укомплектован» двумя пассажирами на заднем сиденье и примерно 50-килограммовым грузом в багажнике. К тому же, по пути мы постоянно пополняли «трюм», заезжая в попутные магазины. Места хватало: 510 л номинального объема – это немало. Правда, петли-дуги не изолированы от поклажи и при закрывании крышки упираются в нее. Но, как мы понимаем, грузоперевозка для таких автомобилей – далеко не главная функция.
А главная – транспортировка пассажиров и водителя с максимальным удобством и комфортом, и это «Соната» реализует с блеском. Она покоряет плавностью хода, в ее движении чувствуется благородство, как у более дорогих моделей. Подвеска (стойки «МакФерсон» спереди и многорычажка сзади) относительно мягкая, 2,8-метровая колесная база обеспечивает высокую курсовую устойчивость, шумоизоляция отличная. Сиденья, правда, плотные, в них не утопаешь. Для водителя это плюс, но мои пассажиры (вернее, пассажирки) иного мнения. Вальяжно развалиться на заднем диване им не удается, части спинки не регулируются по углу наклона, а жестко фиксируются в одном положении. Позади них – стенка с вырезом, ведущим в багажник, вырез относительно размеров стенки небольшой, это повышает жесткость кузова (наряду с увеличением на 30 процентов количества высокопрочной стали в конструкции кузова и усилением клеевых швов), но не дает потрафить седокам.
Комфортный климат обеспечить легко. Спереди – двухзонный климат-контроль, для задних пассажиров предусмотрены только дефлекторы обдува пространства, но и это немало. Ниже, в торце бокса-подлокотника, размещена 12-вольтовая розетка. А вот это скромно, давно пора иметь здесь хотя бы пару гнезд USB для подзарядки мобильных устройств. Не помешает и какая-нибудь емкость или полочка для размещения смартфонов. В «Сонате» мы имеем только откидной подлокотник в центре спинки заднего дивана.
Итак, мы перемещаемся в пространстве с завидным комфортом. Ощущается только жесткость 17-дюймовых колес с 55-процентным профилем шин. Отчетливо чувствую многие неровности, которые при более высоких шинах даже не заметил бы. Представляется, что на 18-дюймовых шинах Sonata VII будет еще более жесткой, даже тряской. С другой стороны, понятно, что большие красивые диски положены автомобилю просто по статусу. Не говоря о том, что, прежде всего, они нужны для размещения мощных тормозных механизмов, в случае «Сонаты» – дисковых как спереди, так и сзади. Мощность тормозов достойная, впрочем, и «прозрачностью» они не обделены.
А вот дополнительно жертвовать комфортом ради лучшей управляемости седана, используя сверхнизкопрофильные 18-дюймовые шины, я бы не стал. Не думаю, что эта составляющая улучшится. Напряженный, спружиненный, резкий, отзывчивый полуспорткар инженеры из «Сонаты» не сделали. Рулится седан мягко, то есть, не спешит бросаться в повороты под действием рулевого механизма. А когда наконец бросается, то делает это с кренами, хотя и не с такими сильными, каких ожидаешь. В отличие от тормозов, руль «прозрачным» не назовешь, впрочем, опять же, всё относительно. За управляемость я поставил бы «Сонате» четверку, может быть, с незначительным минусом.
За динамику – тоже. Двигатель неплохо «отдает» в городских условиях, с 60 до 80 км/ч можно ускориться за три секунды. Но на оперативном просторе, то есть, на свободном ночном проспекте или кольцевой магистрали приходится изрядно топтать педаль «газа», чтобы добиться приемлемого спурта. Момент, вроде бы, неплохой – 192 Нм, по паспорту, он достигается при 4000 об/мин, на практике же ощущается, что раньше, при 3000-3500 об/мин. Сотню с места двухлитровый седан набирает за 11 секунд.
Может быть, что-то изменит к лучшему смена режима движения на более энергичный? Отметим, что эта возможность предусмотрена во всех комплектациях автомобиля. Вариантов – три: Eco, Comfort и Sport. В Eco педаль «газа» ощущается как явно задемпфированная, однако стоит продавить ее поэнергичнее, как Sonata наберет темп аллегро. В режиме Comfort демпфирование педали вообще почти не чувствуется, а в Sport кажется, что невидимая нога дополнительно продавливает педаль за тебя. На свободном участке подмосковной трассы пытаюсь разогнаться с 80 до 120 км/ч по очереди в каждом из режимов. Результаты очень близки: минимальный – 8 с небольшим секунд, максимальный – без малого 10. Но спортивный режим дополнительно радует слегка возрастающим усилием на рулевом колесе. Увеличить бы это усилие еще раза в два, стало бы совсем хорошо. Кто сказал, что точность руления не зависит от «тяжести» баранки? По моему мнению, зависит.
Как с ручным режимом? Разгон с 80-ти до 120-ти на четвертой передаче происходит примерно за то же время, что и в автоматическом режиме. На третьей передаче при приближении к 120 км/ч обороты двигателя достигают красной зоны, и коробка переходит на четвертую ступень. Несмотря на это, выигрыш во времени разгона составляет около двух секунд, так что имитированный обгон совершается примерно за 6 с. То есть, и двухлитровый 150-сильный агрегат «Сонаты» способен на многое!
Но вообще, конечно, новый корейский седан рассчитан на плавное передвижение в пространстве, с комфортом для водителя и пассажиров. Даже на высоких скоростях (только не при раскрутке двигателя «в звон») акустическую картину в салоне можно описать музыкальным термином piano, то есть, тихо. В такой обстановке мне прекрасно слышно, о чем вот уже который час подряд трещат на заднем сиденье две моих пассажирки, давно не видевшиеся друг с другом. Можно было бы вступить с ними в беседу, практически не повышая голоса, но просто не хочется. Лучше бы в такой атмосфере послушать музыку, но мне замечают: она мешает разговору. А делаешь потише – так качество звучания пропадает. Хотя, честно сказать, автомобиль с музыкальным названием не блещет достоинствами акустики. Сюда бы и «голову», и динамики поинтереснее...
Коллеги-журналисты, тестировавшие седьмую «Сонату», неоднократно хвалили ее за экономичность. Присоединяюсь к ним. С включенным «круизом» (на отметке 120 км/ч) автомобиль потреблял на трассе 7,8 л 95-го бензина на сотню километров. Но при «ручном» педалировании, когда я неоднократно превышал данную скоростную отметку, порой существенно, расход дополнительно возрастал на литр – полтора.
Отдельно был проверен городской расход. Без ухищрений, в режиме Comfort, при автоматическом выборе передач, поскольку пришлось больше толкаться в пробках, чем ехать. Будь улицы и кольца Москвы свободными, уместнее был бы режим Sport и выбор передач вручную... Но я имел то, что имел, и итог получился интересным – 10,1 л на сотню на дистанции около 20 км и времени в пути порядка одного часа. Хорошо?
Однако европейские даунсайзинговые турбо-движки той же мощности позволяют владельцам экономить топливо чуть не двукратно по сравнению с корейским атмосферником. Интересно, где раньше поймут их преимущество – на азиатском или на американском рынке? Понятно, что до России новшество дойдет во вторую, а то и в третью очередь. Но, возможно, сегодня корейский производитель ставит в конкурентной борьбе на надежность и долговечность традиционных атмосферных моторов. Вот, опять же, и цепь в приводе ГРМ – в эту же «кассу».
За разговорами моих попутчиц несколькосоткилометровый участок магистрального шоссе пролетел почти незаметно. Они порой с удивлением отмечали, что мы давно проехали тот или иной населенный пункт или какую-то знаковую точку. В целом, дамы были покорены комфортом автомобиля, при этом, ни у одной из них не возникло чувства укачивания (хотя обе и подремали, как минимум, по часу). Когда гладкая трасса сменилась зернистым и местами разбитым асфальтом местного шоссе, пассажирки разом проснулись. «Соната» проявила недовольство таким покрытием, сразу «заговорив» элементами подвески. Впрочем, до пробоев дело не дошло, и на ухудшение курсовой устойчивости седана жаловаться было грех. Но, вспоминая «Сонаты» прежних времен, я сказал бы, что у машин четвертого поколения (тех, что частично собирали в нашей стране, на заводе в Таганроге) плавность хода была повыше. А надежность подвески хвалили даже таксисты. Как долго не будет подавать признаков износа подвеска новой «Сонаты» на колдобинах нашей глубинки, пока неясно, должно показать время.
Казалось бы, о применении этого автомобиля на грунтовках речь вообще не идет, поскольку дорожный просвет у него по паспорту всего-то 155 мм, а передний и задний свесы суммарно под два метра. Однако, если дорога укатана и не пугает ямами и буграми, вы сможете даже получить удовольствие на ней! Потому что «Соната» уверенно цепляется за грунт на плавных дугах, а на коротких и крутых подстраховывает водителя оперативным включением системы стабилизации. И ABS порадовала четким срабатыванием как на полностью рыхлом грунте (в песке), так и на «миксте» из песка и плотной глины.
Что можно сказать по итогам теста седьмого поколения Hyundai Sonata? В основном, выводы – только положительные. Немного проиграв по времени присутствия на рынке, этот автомобиль слегка отстал от главных конкурентов, но не по техническим параметрам – от него просто отвыкли. Через годик-другой он вновь примелькается на дорогах, и покупательский интерес к нему будет постепенно возрожден. Старых друзей у нас так скоро не забывают.
Касательно внутренней конкуренции, то есть, выбора между «Сонатой» или соплатформенной «Оптимой» от Kia, я бы, честно говоря, предпочел вторую модель. В новой «Сонате» есть что-то холодноватое, усредненно-казенное, в «Оптиме» же, по моему ощущению, больше «души». С чем сравнить? Наверное, с разным исполнением одного и того же музыкального произведения: это же чувствуется, когда музыканты играют «на драйве», а когда – для галочки. Аналогично и многозвездочные отели порой предлагают технократичные интерьеры номеров, а иногда – почти по-домашнему уютные. Качество в том и в другом случае соответствует стандарту и «звездности», но в один из отелей с удовольствием вернешься и во время отпуска, в другой же поселишься только по необходимости, находясь в командировке. Так и седьмую «Сонату» я лучше представляю в качестве такси или прокатного автомобиля, чем своего собственного.
Технические характеристики Hyundai Sonata 2,0 AT: | |
---|---|
ГАБАРИТЫ, ММ | 4 855 х 1 865 х 1 475 |
КОЛЕСНАЯ БАЗА, ММ | 2805 |
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ | 155 |
РАДИУС РАЗВОРОТА, М | 5,45 |
ОБЪЕМ БАГАЖНИКА, Л | 510 |
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, КГ | 1535 |
ТИП ДВИГАТЕЛЯ | Р4, бензиновый |
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ, КУБ. СМ | 1999 |
МАКС. МОЩНОСТЬ, Л. С. ПРИ ОБ/МИН | 150 / 6200 |
МАКС. МОМЕНТ, НМ ПРИ ОБ/МИН | 192 / 4000 |
ТРАНСМИССИЯ | автоматическая, 6-ст. |
ПРИВОД | передний |
МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 205 |
РАЗГОН 0 – 100 КМ/Ч, С | 11,1 |
СРЕДНИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, Л / 100 КМ | 7,8 |
ОБЪЕМ БАКА, Л | 70 |