“Honda” представила первую серийную модель на топливных элементах

В начале следующего года начнутся продажи новой экологически чистой машины – “Honda FCX”. Японцы впервые в мире довели до серийного производства автомобиль с силовой установкой на топливных элементах. Корреспондент “Клаксона” познакомился с этой моделью в Швеции.
Управление автомобилем на топливных элементах быстро освоит даже начинающий водитель.

Содержание определяет форму

БАЛТИЙСКОЕ море, юговосточное побережье Швеции, остров Готланд. Одно из самых экологически чистых мест на Земле. Достаточно сказать, что большая часть электроэнергии на острове вырабатывается с помощью гигантских ветряков.

Неудивительно, что компания “Honda”, культивирующая имидж принципиального борца за экологию, решила провести презентацию автомобиля с безвредным выхлопом именно здесь – на только что построенном гоночном кольце “Готланд-ринг”.

В облике “FCX” нет вычурных футуристичных элементов, обычных для концептуальных машин. Скорее прослеживаются нотки ретро: в профиль новинка напоминает иные американские модели 90-х годов прошлого века с модной тогда компоновкой “Cab forward” (сдвинутая вперед кабина).

Теперь старая схема пригодилась для автомобиля на топливных элементах. Ведь в объемной корме “FCX” размещен большой (171 л) бак с водородом. Этого топлива должно хватить на 570 км пути по загородной трассе – вполне приемлемый запас хода. Зато грузовой отсек в седане “семейного” класса получился не больше, чем в каком-нибудь компактном хэтчбеке: емкость с горючим “съела” почти половину пространства между спинкой заднего сиденья и крышкой багажника.

Характерная деталь салона – огромный центральный туннель, в котором прячется батарея топливных элементов.

Из бака водород попадает в сердце машины – батарею топливных элементов. Она большая и тяжелая, поэтому большинство автопроизводителей стремится разместить ее как можно ниже и ближе к центру автомобиля, чтобы не пострадала его устойчивость. Но плоская коробка топливных ячеек поднимает уровень пола в салоне, уменьшая полезное пространство.

Поэтому “Honda” пошла своим путем, разместив элементы вертикально. В результате батарея стала намного компактнее и уместилась в центральном туннеле кузова. Это обеспечило простор в салоне без увеличения высоты машины. Кстати, при таком расположении элементы и работают эффективнее, поскольку под действием силы тяжести вода – побочный продукт химической реакции – быстрее покидает ячейки. Это важно, потому что Н2О тормозит реакцию, из-за чего, в частности, модели на топливных элементах в холодную погоду, как правило, капризничают. А вот “FCX”, по уверениям хондовцев, не спасует и в 30-градусный мороз.

Часть выделившейся в ячейках электроэнергии отправляется в аккумулятор. Но не обычный свинцовый, а литий-ионный, как в мобильных телефонах. Как японцам удалось приспособить его к использованию на легковой машине – тайна за семью печатями. Но результат налицо. Компактная батарея легко уместилась под задним сиденьем.

Львиная доля электричества питает мотор. Чтобы сделать салон максимально длинным, двигатель и трансмиссию разместили на одной оси, расположив ближе к передним колесам. Поэтому и кабину сдвинули вперед.

Благодаря нестандартному расположению батареи топливных ячеек “Honda FCX” не боится мороза.

В шаге от цели

Блок управления климатконтролем находится за сдвижной шторкой на туннеле пола.

Лепестком справа от руля управляется трансмиссия.

ВНЕШНОСТЬ и компоновка автомобиля вполне серийные, а что внутри? Дверь открывается необычной ручкой – ее надо тянуть с торца двумя пальцами. Не очень удобно.

Самая заметная деталь интерьера – поражающих размеров центральный туннель, в котором прячется батарея топливных элементов. Возникает ощущение, словно сидишь в солидном внедорожнике, почему-то припавшем к земле.

Тем не менее внутри просторно. Обычно автопроизводители склонны играть в “третий лишний”, сообщая, что задний диван рассчитан на трех пассажиров, хотя в реальности там удобно могут разместиться лишь двое. В данном случае наоборот: создатели “FCX” называют его четырехместным автомобилем, однако, как я убедился, сзади без особой тесноты поместится и средний пассажир. Разве что места для ног у него будет маловато.

Оптимальную посадку за рулем находишь быстро. Перед глазами “двухэтажная” комбинация приборов, уже знакомая по модели “Civic”. Поворачиваю ключ в замке – и доска расцвечивается множеством разноцветных огоньков. Чем-то смахивает на праздничную иллюминацию. Кроме традиционных индикаторов и контрольных ламп здесь есть указатели заряда батареи и запаса водорода в баке, а также режима работы энергетической установки.

– Слушай, а где здесь управление “климатом”? – интересуется сидящий рядом коллега. Я бы тоже хотел это знать: жаркое готландское солнце успело изрядно прогреть салон. Хочется прохлады. После недолгих поисков пульт климатконтроля обнаружился под сдвижной шторкой на центральном туннеле. Еще одно непривычное решение...

Задний ряд сидений двухместный, но в случае необходимости усесться можно и втроем.

Комбинация приборов показывает режим работы энергетической установки.

Если говорить о качестве исполнения, то “предсерийность” интерьера выдают лишь сделанные по обходной технологии некоторые панели и отделочные материалы. Но к моменту начала производства хондовцы обещают это исправить.

...Маршал дает отмашку. Пора выезжать на трассу. Чтобы начать движение, надо подать на себя и слегка опустить вниз лепесток справа от руля. Он отвечает за режимы работы трансмиссии. Все остальное как на обычной машине с “автоматом” – руль да две педали. Привыкать к машине не надо, даже начинающий водитель сразу найдет с ней общий язык.

Электродвигатель выдает все доступные ему 256 Нм крутящего момента уже с минимальных оборотов, поэтому “FCX” стартует резво и практически бесшумно. В салоне слышен лишь небольшой характерный гул от работы силовой установки.

Жаль, что на высокой скорости потенциал мотора иссякает. Все-таки 129 л.с. маловато для достаточно тяжелого автомобиля, поэтому больше 160 км/ч он не разгоняется. Вдобавок при “низких” стартах уровень водорода в баке падает со скоростью пикирующего бомбардировщика. Поэтому будущему владельцу придется учиться экономичной езде. И машина поможет ему в этом. При чрезмерно активном движении синий кружочек в центре тахометра увеличивается в размерах и становится ярко-оранжевым. Это сигнал пилоту: пора охладить пыл!

Зато хондовцы отменно настроили шасси. Минимальные крены и руль с обратной связью позволяют водителю отлично чувствовать автомобиль. Убеждаешься, что новую кольцевую трассу для презентации выбра ли отнюдь не сл учайно. “FCX” на ней не кажется бедным родственником быстрых автомобилей.

Похоже, что “FCX” действительно остался один шаг до конвейера. Но готов ли к этому рынок? Водородных заправок во всем мире – раз-два и обчелся, да и цена экологически чистого автомобиля вряд ли окажется демпинговой. То есть производить такую модель явно экономически невыгодно. Тем более что продавать ее пока планируется лишь в Японии и США.

Но для “Хонды” этот проект – дело чести и престижа. “FCX” – нечто вроде коронного номера у известного артиста, который никто, кроме него, исполнить не может.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Восемь лет с водородом

Компания “Honda” экспериментирует с автомобилями на топливных элементах с 1999 года. За это время японцы не только создали несколько опытных моделей, но и немало сделали для развития необходимой для таких машин инфраструктуры.

ЗА ПЕРВЫЕ два года этой работы “Honda” создала три экспериментальных автомобиля на топливных элементах – “FCX-V1”, “FCX-V2” и “FCX-V3”. В 2001 году начинаются полномасштабные испытания этих моделей на дорогах Японии. Тогда же “Honda” открывает первую водородную заправочную станцию, питающуюся энергией солнечных батарей.

Следующее поколение прототипов – “FCX-V4” – получает в США и Японии разрешение на коммерческую эксплуатацию. Власти Лос-Анджелеса берут в лизинг две такие машины.

В 2003 году хондовцам удалось разработать топливные элементы, способные эффективно трудиться даже в 20-градусный мороз. Также начинаются опыты по использованию домашней энергетической станции, вырабатывающей водород из природного газа. Это устройство в будущем позволит владельцу заправлять свой автомобиль прямо в гараже.

Далее развитие серии “FCX” шло по пути эволюции. Топливные элементы уменьшались в размерах, росли их мощность и экономичность... К 2007 году по дорогам США и Японии уже бегало три десятка таких “Хонд” (на фото).

Мне удалось прокатиться на одном из этих автомобилей. Впечатления ожидаемые: типичный опытный экземпляр, который позволяет инженерам оценить работу тех или иных систем, но для обычного водителя подходит мало. Например, у машины не оказалось и доли отточенных повадок нынешних предсерийных экземпляров “FCX”. К тому же у прототипа очень высокий пол и практически весь багажник занят топливным баком.

Краткая техническая характеристика “Honda FCX”
Габаритные размеры476х186,5х144,5 см
ДвигательЭлектрический, синхронный, переменного тока
Мощность129 л.с.
Крутящий момент256 Нм
ЭнергоустановкаТопливные элементы вертикального типа и литий-ионный аккумулятор
Тип приводапередний
Максимальная скорость160 км/ч
Разгон 0-100 км/чнет данных
Запас топлива171 л

Вам понравился этот тест-драйв?



Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 8 1