Если бы меня в школьном возрасте спросили, какими я представляю себе легковые автомобили через несколько лет, я бы описал что-то похожее на нынешний хэтчбек Honda Civic. Но – летающее. И желательно не только по воздуху, но и в безвоздушном космическом пространстве.
Что ж, будущее почти наступило. Разноцветные «космические» «Сивики» уже вовсю пестрят на московских улицах и парковках, а за ними все более обтекаемые очертания обретают модели-одноклассницы других фирм – японских, южнокорейских, европейских. Осталось дождаться, когда вся эта «стая» поднимется над землей. А пока посмотрим, как Honda Civic готовится к взлету, разминаясь на твердых покрытиях.
Этот «аппарат тяжелее воздуха» изнутри похож на космолет едва ли не больше, чем снаружи! Думаю, инженеры Honda потратили немало времени на создание «многоэтажной» панели. Непосредственно перед водителем расположились три колодца, в центральном находится большой тахометр, а по бокам от него – указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. По шкалам разбросаны многочисленные контрольные лампы.
Этажом выше разместился цифровой спидометр. Белые цифры показаний скорости огромны, отлично видны, прекрасно читаются и воспринимаются, но… традиционный стрелочный спидометр был бы привычнее и позволял бы оценивать скорость быстрее. Ведь по нему мы ориентируемся мгновенно, фиксируя взглядом примерное положение стрелки около той или иной скоростной отметки, точность в 1 км/ч не так уж важна, особенно при погрешности автомобильного спидометра примерно в 6 км/ч, а полицейского спидгана – и того больше. Но не забывайте: мы же в космолете!
Кстати, если приглядеться к дисплею спидометра, можно заметить, что он виртуально-объемный. Глубину его подчеркивают две синие полоски, обрамляющие белые цифры показаний скорости. Для чего они нужны, мне лично осталось неясным. Разве что для некоего призыва в космическую даль… Правда, в некоторых режимах синий цвет сменяется зеленым. Это происходит, например, при езде накатом (если такой термин может быть применен к «автомату»), т. е. в то время, когда автомобиль катится при отпущенной педали «газа». Может быть, таким образом подчеркивалась экологичность такого режима движения?
Еще большее удивление вызвал указатель мгновенного расхода топлива. Он расположился на отдельном экране, находящемся на том же «этаже», что и спидометр. Условно можно назвать этот экран дисплеем бортового компьютера. Помимо расходомера, на него выводится ряд других параметров, в том числе настройки магнитолы, двухзонной климатической установки, отображения картинки с камеры заднего вида и многое другое. Но мы пока обратим внимание на «полоску», бегающую между значениями 0 и 20 л на 100 км пути. Так вот, практически при любом нажатии на педаль «газа» эта «полоска» достигает значения «20 л», независимо от того, ведете ли вы автомобиль плавно или «зажигаете» на нем.
Более того, даже если вы уже прекратили нажатие на педаль «газа», «полоска» часто продолжает движение к максимальной отметке (и, возможно, даже преодолевает ее, продолжаясь где-то за пределами экрана). Таким образом, минимизировать расход топлива, ориентируясь по показаниям прибора, я так и не смог. По моим наблюдениям, и при нажатии кнопки ECON с зеленым цветочком автомобиль оставался столь же динамичным, а «полоска» расходомера все так же исчезала при разгоне где-то в космическом пространстве.
Удивительно, но средний расход топлива, в основном, в городском режиме у меня составил примерно 12 л на «сотню». Примерно такой же расход отмечен другими журналистами в статьях о тестах Civiс: у них получилось в смешанном цикле около 11 л на «сотню». Трассовый же расход в 5-6 л не выглядит фантастикой, особенно, если передвигаться в пределах допустимых скоростей, а не выходить на первую космическую.
Остановить движение «полоски» расходомера можно, разве что, при медленном движении в пробках – когда при отпущенной педали «газа» автомобиль катится по ровному горизонтальному покрытию со скоростью 6-7 км/ч. В этом случае «полоска» замирает на отметке 5 л. Интересно, что при этом «полоски», обрамляющие спидометр, остаются синими.
В общем, конструкторы пользовательской электроники на автомобиле, рожденном «летать», не слишком позаботились о том, чтобы водитель получил наглядное представление о расходе топлива. Видимо, посчитали достаточным представить его количество, сохранив стрелочный указатель уровня топлива в баке. Ну, и бортовой компьютер стандартно показывает потенциальный пробег на остатке топлива.
Несмотря на «многоэтажность» торпедо и обилие информации на дисплеях, цифры и «факты» воспринимаются легко, ничто не перекрывает индикацию, и работа того же бортового компьютера очень логична. Скажем так, прохождения курса подготовки космонавтов в Звездном городке после покупки Honda Civic вам не потребуется. Для освоения большей части функций не нужна даже инструкция. Может, только рычажок, отпирающий лючок топливного бака, придется поискать… Но мы вам подскажем, где он прячется: на стенке кузова рядом с левой ступней водителя. Кстати, не перепутайте: там же расположен и похожий внешне рычажок открывания капота.
Вы сможете открыть лючок бака, даже находясь на водительском сиденье – ничего сложного в этом нет. Сложнее отрегулировать сиденье под себя: при закрытой двери рука с трудом проникает в узкое пространство и добирается до регуляторов наклона спинки и высоты подушки. Плотное кресло с кожаной обивкой и оригинальными «шершавыми» вставками на внутренних поверхностях валиков боковой поддержки производит неплохое впечатление, но стоит усесться в него, как восторг пропадает. Близко к вертикали спинку установить нельзя, поскольку в этом случае потолок опасно приблизится к голове.
Правда, в топовой комплектации автомобиль оснащается панорамной стеклянной крышей со сдвигающимися шторками, имеющими электропривод, и «выемка» под шторки прибавляет немного пространства над головой, если бы не она – между обивкой потолка и моей макушкой едва вошла бы ладонь (плашмя). А при полулежачей спортивной посадке начинает мешать острый «валик» поясничного подпора: он словно выталкивает водителя из кресла, и плечи оказываются в воздухе, теряя какой бы то ни было контакт с сиденьем. Убираем валик подпорки до половины – через какое-то время спина начинает ныть. Регулировка руля по вылету мало что меняет, поэтому, плюнув на опасную близость потолка, я все же усаживаюсь «по-командирски». В общем, водителям ростом около 180 см подойдет только одно положение подушки – крайнее нижнее. Более рослым придется выбирать только полулежачую посадку. Кстати, кресло здесь – электромеханическое: поясничный подпор имеет электропривод, как и валики боковой поддержки на спинке, которые можно слегка сдвинуть или раздвинуть.
Также ладонью (уже ее шириной) можно измерить расстояние от коленей водителя до нижней точки обода рулевого колеса, максимально поднятого вверх. Впрочем, руль можно придвинуть к себе, регулировка его по вылету делает посадку более удобной. Но, тем не менее, от идеала она далека.
На втором ряду места немного, особенно в ширину. Два взрослых человека с ребенком усядутся здесь точно, а вот трое взрослых – вряд ли. Но, на удивление, хватает места в длину. Разместившись сам за собой, я обнаружил, что от моих коленей до спинки водительского сиденья – все та же ширина ладони.
А как насчет перевозки грузов? На удивление, по этому параметру пятидверный хэтчбек Honda Civic – далеко не аутсайдер в своем классе. 397-литровый багажник изрядно глубок (часть стандартного 407-литрового грузового трюма в нашей версии «съел» сабвуфер аудиосистемы). К тому же можно легко сложить задний диван (целиком или по частям) и получить дополнительный объем. Под аккуратно сделанным фальшполом багажника спрятано запасное колесо-«докатка». Боюсь, что запасное колесо штатного размера с шиной 225/45ZR17 заняло бы куда больше места. А так – рядом с «докаткой» можно уложить немало инструментов или дорожных принадлежностей. И смело отправляться в космическое путешествие.
На самом деле картами «заправить» хэтчбек Civic нельзя: здесь нет системы навигации. (странно, что в седане той же модели навигатор есть, правда, мультимедийная система формата 2DIN встроена в панель немного топорно). Зато в нашем варианте во внутренней части подлокотника между передними креслами нашелся USB-«хвостик», и удалось подключить флэшку с любимой музыкой. Управление аудиосистемой, как и всем бортовым компьютером, вынесено на рулевое колесо. На нем же расположились кнопки управления системой круиз-контроля, а также «лепестки» переключения передач: «автомат» здесь – с ручным режимом. Управление «с руля» организовано очень логично, «общение» с борткомпьютером не вызывает ни малейшей сложности.
А вот первые же километры движения повлекли за собой вопросы. Конечно, связь с «центром управления полетами», иначе говоря – с представительством фирмы Honda в России – не понадобилась. Но ощущения от «космического полета» остались неоднозначные.
Для начала расскажем о двигателе. Здесь трудится 1,8-литровый атмосферный бензиновый мотор мощностью 142 л. с. и крутящим моментом 174 Нм при 4300 об/мин, имеющий длинноходную конструкцию (ход поршня больше, чем диаметр цилиндра). Однако в сочетании с пятидиапазонной автоматической коробкой передач он больше напоминает модные сегодня турбированные малообъемники: то неожиданно «вянет», то выдает немотивированные подхваты. Все дело в том, что «автомат» на Civic … трехрежимный. Как же так, спросите вы, ведь только что было сказано, что он пятидиапазонный? Да, диапазонов у коробки действительно пять, но реализуются они в трех «режимах».
Первый – для неспешного перемещения в околокосмическом пространстве: при плавном нажатии на педаль «газа» автомобиль начинает спокойно катиться из одной точки города в другую. Разгон происходит плавно, «автомат» мягко, почти незаметно переключает передачи по достижении двигателем 2500 об/мин. Вы ждали от Civic большего? Тогда прожмите педаль «газа» поинтенсивнее. И обнаружите интересную вещь: автомобиль реагирует на кикдаун неохотно, с задержкой, а когда вы уже начнете отпускать педаль «газа», вдруг начинается подхват, и требуется тормозить… Тормоза здесь, кстати, тоже двухрежимные. Попробуйте замедлить автомобиль с хода – и работа тормозов вам наверняка покажется достаточной. Но если чуть отпустить педаль и снова нажать ее, и замедление перестает быть достаточным – оно становится великолепным! Вот такая настройка…
Но вернемся к «автомату». Второй режим – гораздо более интересный, чем первый. Просто начните прожимать педаль «газа» поглубже сразу, при старте с места – и вы тут же обнаружите «второй» характер этого автомобиля. Раскрутка до 4500 об/мин – сброшена первая «ступень» – падение оборотов до 2500 об/мин – снова раскрутка до 4500 – сброшена вторая «ступень»… Вот это уже по-нашему, по-космически. А ведь можно и еще быстрее!
Перебрасываем селектор «автомата» в положение S и переходим на ручное управление, используя подрулевые «лепестки». Теперь можно «крутить» двигатель хоть до отсечки (если не переключитесь на ней, «автомат» сделает это за вас). Поверьте – вам покажется, что кто-то незаметно подменил ваш первый, весьма и весьма флегматичный автомобиль настоящим космолетом, боевым аппаратом из «Звездных войн – 2012». Точно засечь время разгона до 100 км/ч мне не удалось, но в паспортные 8,9 секунд вы точно не поверите – покажется, что их значительно меньше. Жаль, что город не так просторен, как околоземное пространство, и задействовать третий «режим» можно лишь ненадолго – в полетах от одной пробки до другой. Для желающих слетать за выходные дни на Луну сообщим, что максимальная скорость данной модели космолета составляет всего 205 км/ч – не успеете.
Насколько подвеска и рулевой механизм соответствуют такому характеру силовой установки? Мне кажется, соответствуют неплохо. Невесомый на парковочных скоростях руль сильно «тяжелеет» при разгоне, а в поворотах кажется, что он совершает от упора до упора не 2,5 (по моим подсчетам, а по паспорту – 2,47) оборота, а всего один… Но вот «возвращающее» действие от него ожидалось чуть более эффективное.
Шасси? Цепкое и в меру жесткое. «Размотать» автомобиль, проходя неровные участки с «космическими» скоростями можно, но он пытается держаться за покрытие и курс до последнего. Добиться переставки задней оси (в задней подвеске применена полузависимая балка в отличие от независимой «многорычажки» на седане той же модели, а впереди у обоих – стойки «Макферсон») удалось только один раз, но переставка была настолько незначительной, что не всякий бы ее отследил.
В целом, автомобиль достойно справляется с российскими «космическими» ухабами, не раскачиваясь, а в поворотах – не пугая кренами (хотя они и ощущаются). Попытки сорвать автомобиль в скольжение на мокрой дороге предотвращались жесткими и гулкими, но все же цепкими шинами Dunlop SP Sport 9000 размерности 225/45R17, системой VSC, а один раз в процесс испытаний «включилась» ABS. Дело было на «резиновом» покрытии трамвайных путей. Только этот случай и напомнил о ее существовании. При торможении в любых других условиях замедление (как мы помним, «двухступенчатое») происходило эффективно, прямолинейно и без какого бы то ни было «дрожания» педали тормоза. Отличная настройка!
Проводя тест, я искренне жалел, что мне ни разу не довелось прокатиться на «космическом» хэтчбеке первого поколения. Если бы удалось – смог бы сравнить настройки подвесок, которые, по словам очевидцев, стали менее спортивными. Возможно – но сейчас они, на мой взгляд, и спортивны, и в то же время не дискомфортны. Энергоемкость очень высокая, валкости в поворотах не наблюдается (напрасно народ в отзывах грешит на нее), шумности – тоже (мне не удалось уловить стуков и других подозрительных звуков, разве что при движении по неровностям что-то слегка поскрипывало в салоне). Дорожный просвет – всего 145 мм? Полноте, господа, Civic – не внедорожник и даже не кроссовер, само его название происходит от слова «цивилизация», которая предполагает качественные покрытия дорог, предназначенных для передвижения автотранспортных средств. «Губа» переднего бампера висит низковато, и предыдущие «тестеры» уже зафиксировали на ней точки соприкосновения с бордюрами (даже несмотря на помощь переднего парктроника). Задний бампер, похоже, расположен чуть выше. Во всяком случае, при парковке задним ходом впритык к бордюру я ни разу не услышал зловещего скрежета.
Но все же низкую посадку космолета следует иметь в виду. Будьте осторожны, открывая двери вблизи высоких бордюров. Можно оказаться в нелепой ситуации: вы открываете дверь, садитесь и… не можете закрыть дверь, потому что она уперлась нижним краем в высоко расположенный тротуар. Сказанное не характеризует Civic отрицательно – все это говорит лишь о низком качестве наших дорог и непродуманности их инфраструктуры (например, высоких тротуаров).
Парковку задним ходом затрудняет «двухсоставное» стекло пятой двери. На самом деле оно «цельное», но его «делит пополам» эффектное антикрыло, оригинально соединяющее задние фонари. Интересное дизайнерское решение! По большому счету, припарковаться можно и при помощи наружных зеркал, хоть они и о-очень компактны…
Но зачем изощряться, если автомобиль оснащен прекрасной камерой заднего вида? Включите передачу заднего хода и взгляните на экран борткомпьютера: какая замечательно четкая картинка! В любое время суток и в любую погоду вы имеете классное изображение того, что находится поблизости от заднего бампера. Можно увидеть и стоящие рядом автомобили, и разметку стоянки, и даже разглядеть на асфальте опавшие осенние листья…
Этот «космонавт номер два» подарил мне, в основном, положительные впечатления и ощущения. Понравилась подвеска – не «зубодробительная», но в то же время имеющая полное право называться спортивной. Понравился хоть и не совсем обычный, но все же «заводной» характер двигателя, а ручной режим «автомата» просто восхитил. Положительно зарекомендовали себя тормоза. Даже хозяйственная практичность багажника оказалась на высоте.
Конечно, продукты и снаряжение в расчете на космическое путешествие длиной в несколько световых лет сюда не загрузишь, но, с другой стороны, это и не транспортный корабль «Прогресс», а некий маленький «челнок», рассчитанный, в основном, на быстрые перемещения экипажа вблизи орбитальной станции.
Что же касается космолетного салона, то ему, на мой взгляд, чуть-чуть не хватает яркости, «звездности». Взгляните: конкуренты-хэтчбеки Ford Focus, Opel Astra, Hyundai i30, Kia cee`d и другие уже вплотную приблизились к космической однообъемности кузовов. А вот оформление салонов и насыщенность различными функциями у них местами богаче, чем у японского космолета.
Это особенно хорошо заметно у «корейцев»: при сравнительно меньших ценах максимальных комплектаций в них присутствуют весьма «взрослые» опции – такие, как подогрев рулевого колеса, навигационная система, автоматический «парковщик», но это бы ладно – важнее, что в них есть настройки остроты рулевого управления (между прочим, заметно влияющие на «характер» руля). И оформление панели приборов другое: больше дорогих (хотя бы на ощупь) материалов, ярких элементов. Civic в этом отношении скромен, минималистичен.
Именно поэтому, мне кажется, он дороговат. За 1 079 000 рублей, в которые оценивается пятидверная Honda Civic в топовой комплектации Premium, хотелось бы получить чуть больше… нет, не космолета, конечно, а пока еще «земноходного» автомобиля будущего.