Активность, которую в последнее время демонстрирует «Группа ГАЗ» на рынке LCV, стала в какой-то мере неожиданной даже для экспертов. О том, что стоит за этим трендом и чего ждать от компании в дальнейшем, рассказывает директор ее дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» Павел Середа
Пожалуй, таким моментом для компании стал выход на рынок бортового автомобиля «ГАЗель NEXT» в 2013 году. С тех пор обновление модельного ряда шло темпами, каких никогда не было в российском автопроме. Более того, их можно считать редкостью даже в международной практике. Судите сами, в 2014 году клиентам были предложены «ГАЗон NEXT» и 19-местный каркасный автобус, в 2015-м – цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT». Причем это лишь базовые модели, у каждой из которых есть модификации с разными типами двигателей, длиной базы, различными кабинами и надстройками. Параллельно с этим мы начали производство модернизированного двигателя EvoTech 2.7, новой коробки передач, активно развиваем газовую тему.
Важнейшее событие последнего времени – старт производства цельнометаллического фургона «ГАЗель NEXT» в октябре прошлого года. Технически это самый масштабный и самый сложный проект из реализованных компанией. Во-первых, под него были построены новые линии автоматизированной штамповки и сварки. В частности, окраска теперь осуществляется в самом современном в стране окрасочном комплексе, а вес только сварочного и штампового оборудования для производства модели – более 3,5 тыс. тонн, это три огромных океанских судна. Во-вторых, с этим продуктом мы впервые вышли в сегмент фургонов с объемом кузова более 13,5 куб. м, где раньше российские производители вообще не были представлены. Словом, это реальный, а не «бумажный» пример импортозамещения.
Раньше продукция ГАЗа тоже доминировала на российском рынке, но присутствовала только в низком ценовом сегменте. А теперь, благодаря семейству NEXT, мы заняли лидирующие позиции и в среднем сегменте. Более того, активный интерес к машине проявляют и покупатели из сегмента luxury, чего раньше нельзя было представить. Мы уже делаем машину с трансформируемым салоном для яхт-клуба, фургон-рефрижератор для премиальных сельхозпроизводителей, мобильные лавки для продажи билетов и туров на престижных курортах.
Нет, отдавать эту нишу конкурентам мы не намерены. Поэтому не только продолжаем выпускать модели предыдущего поколения – «ГАЗель БИЗНЕС», «Соболь БИЗНЕС», ГАЗ-3309, но и заняты модернизацией всего этого ряда.
Ее верхняя часть – семейство NEXT: бортовая и грузопассажирская версии «ГАЗель NEXT», грузовой цельнометаллический фургон и фургон-комби, 19-местный автобус и среднетоннажник «ГАЗон NEXT», а также версии с одно- и двухрядными кабинами. «ГАЗель» мы предлагаем с бензиновым, дизельным и газово-бензиновым двигателями, «ГАЗон» пока существует только в дизельной версии, но уже в этом году появится и газовая модификация.
ГАЗ активно развивает тему природного газа – CNG. Это самое дешевое из доступных на сегодня видов топлива. В 2013 году мы первыми в России начали выпускать такую технику серийно – на конвейере. Поначалу рост сегмента сдерживался дефицитом заправочных станций, но эта проблема постепенно решается. Так что уже в нынешнем году появится «ГАЗель NEXT» с битопливным двигателем и «ГАЗон NEXT» на метане – предсерийные машины уже выпущены.
Развитие семейства NEXT идет по пути расширения функциональности и выхода в новые ниши. Причем мы стараемся максимально использовать потенциал существующих продуктов – это позволяет минимизировать расходы и сроки выведения новинок, а также держать конкурентоспособные цены. К примеру, создав бортовую «ГАЗель NEXT», использовали ее шасси для каркасного автобуса; кабинный модуль от «ГАЗели» идет на среднетоннажный «ГАЗон NEXT» и даже на тяжелые грузовики «Урал», а шасси от «ГАЗона» с небольшими изменениями становится базой для нового автобуса «Вектор NEXT» на Павловском автобусном заводе. Наконец, доработанное шасси «Вектора» станет основой для нового среднетоннажника с полной массой 12,6 тонны. Он призван занять нишу, которую раньше занимал ЗИЛ и где до сих пор никто из конкурентов не смог предложить удачных и экономичных решений.
Верно. На протяжении уже четырех лет мы ежегодно выводим на рынок одну или две совершенно новые модели, а к ним добавляется еще с десяток модификаций. Хедлайнером 2016 года станет микроавтобус «ГАЗель NEXT» на базе цельнометаллического фургона. Он появится уже в III квартале. Выход в 2014 году 19-местного каркасного автобуса уже позволил ГАЗу вернуть долю на рынке пассажирских перевозок, где в середине «нулевых» нас заметно потеснили иностранные соперники, а с новым 16-местным микроавтобусом мы не только закрепим успех, но и увеличим свою долю в сегменте корпоративных автобусов.
Думаю, в течение примерно пяти лет рынок коммерческого транспорта серьезно изменится, и ГАЗ должен быть на пике этих изменений. Один из крупнейших стратегических проектов компании – машины-беспилотники: сначала состоится внедрение систем помощи водителю, затем – полностью автономная езда. Наша стратегия предусматривает здесь эволюционное развитие и способность системы к замене отдельных блоков по мере появления новых технических решений. В области силовых агрегатов естественным решением для беспилотников является электродвигатель, который по природе своей гораздо легче адаптируется к системам электронного управления. Поэтому второе направление нашей стратегии – электромобили, и это даже более близкая перспектива. Первая электрическая «ГАЗель» уже собрана, прошла испытания и отправлена заказчику.
ГАЗ – одно из крупнейших российских предприятий и, конечно же, мы испытываем давление макроэкономических факторов. Но это не первый кризис, который мы проходим вместе со страной, и опыт показывает, что в сложные времена ни в коем случае нельзя останавливать инвестиции, отказываться от выпуска новых моделей. Наоборот, на сжимающемся рынке выигрывает тот, кто предлагает потребителю новые и лучшие решения, расширенную функциональность, экономичность. Своевременный выход моделей семейства NEXT позволяет нам уверенно чувствовать себя даже на падающем рынке, увеличивать свою долю и развиваться. Кроме того, мы развиваемся и за счет расширения географии продаж. Причем речь идет не только о поиске заказчиков на новых рынках, но и о работе инженеров по адаптации техники к условиям эксплуатации в различных странах. Сейчас, например, завершаются испытания модификаций, специально созданных для регионов с очень жарким климатом.
Наш ответ кризису – активный запуск новых продуктов, снижение затрат и расширение рынков сбыта. В 2014 году в «Группе ГАЗ» была принята стратегия «3+2», которая и сейчас остается базовой для всех дивизионов. Цифры означают главные задачи. Три первые – ответ на текущую рыночную ситуацию: активизация продаж, снижение себестоимости и вывод на рынок новых моделей. Еще две задачи носят долгосрочный характер – увеличение экспорта и повышение качества продукции.