Будучи наполовину греком и проработав не один год в жарких странах, наш собеседник, тем не менее, нашел свой шарм и у России. Он бегает трусцой по снегу, ходит в лес на лыжах и даже пытался встать на коньки. Сам г-н Каннис считает, что все это помогает ему лучше понимать страну, где он призван вывести на новый уровень бизнес мирового бренда, которому служит уже почти четверть века из своих 46 лет.
- Главное, что рынок сохранил стабильность: в России нет панических настроений, которые мы видим в Европе – машины здесь продолжают покупать. Думаю, эта стабильность сохранится, а в перспективе вижу возможности и для нового роста. Если же говорить о нашей компании, то в 2012 г. Россия стала для марки Ford третьим рынком в Европе – это большой успех. Наш Focus сохранил лидерство в своем сегменте, Transit вновь стал самым популярным коммерческим автомобилем среди иномарок, добились впечатляющих успехов с нашими внедорожниками.
- Верно. И для нас стало приятным сюрпризом то, что объединение команд двух компаний – американской и российской – прошло очень легко. Конечно, разница в подходе к бизнесу есть. Например, менеджеры, пришедшие из Sollers, привыкли решать вопросы более динамично, быстро. Ford же подчас перестраховывается, просчитывает, не приведет ли тот или иной шаг к ошибкам, с которыми бренд в своей более чем вековой истории уже сталкивался. А в результате получился уникальный сплав динамики и опыта, который позволяет энергично, но взвешенно принимать ответственные решения. При этом мы считаем, что схема полностью равноправного партнерства оптимальна. Когда ни одна из сторон не имеет решающего голоса, партнеры должны очень внимательно слушать и понимать друг друга.
- У Ford есть опыт в работе СП, касающийся производства, например, в Китае и Турции. Есть также совместные проекты в других сферах – к примеру, в области технологий. Безусловно, мы используем этот опыт здесь. Это и система управления компанией, и организация ее текущей деятельности.
- Основными активами являются три производственные площадки: завод во Всеволожске, вошедший со стороны Ford, и два предприятия от Sollers – в Елабуге и Набережных Челнах. Система дистрибьюции особых изменений не претерпела: она развивается на основе дилерской сети Ford, которая создавалась на протяжении доброго десятка лет. Хотя и несколько предприятий Sollers к ней присоединилось. Сегодня эта сеть насчитывает уже 120 центров в 79 городах страны.
- Нет, это собственные проекты компании Sollers, но не совместного предприятия Ford Sollers. У нас ведь не произошло слияния компаний, а было лишь создано новое, независимое предприятие. В его задачи входит производство, продажа и обслуживание в России только автомобилей марки Ford.
- Ну, тут все очень просто. Мы часто принимаем гостей из других подразделений Ford. Недавно, например, нас посещал глава всех производств бренда, был и президент Ford Алан Мулалли. И каждый раз мы слышим примерно следующее: “Вау! Это прекрасные заводы, отменно оснащенные и с отличным персоналом!” Кстати, именно это и является одной из причин создания СП с Sollers. Ведь если бы Ford сам инвестировал в такие мощности, строительство заводов растянулось бы на годы, да и средств много потребовало бы.
- Основная часть инвестиций связана с их оснащением уникальным для той или иной модели оборудованием. Каждому автомобилю требуются собственные сварочные наконечники, какие-то зажимы... Конечно, пришлось поправить и некоторые процессы. Например, там, где раньше окрашивались коммерческие машины, сейчас делают легковые, и технология окраски несколько отличается. Часть новшеств продиктована внедрением сугубо фордовских процессов производства и контроля качества. У каждого глобального производителя есть и свои стандарты в области безопасности, инструмента, IT-систем. Наконец, кое-какие изменения связаны с увеличением мощностей. Но в своей основе оба предприятия, полученные от российского партнера, были отличными.
- Есть обязательство перед правительством России наладить суммарное производство 350 тыс. автомобилей в год, к этому и движемся. Сейчас мы продолжаем модернизировать заводы и пока не готовы сообщить конечные мощности каждого из них. В перспективе все три предприятия будут специализироваться на различных моделях. Мы планируем закрыть своим производством все ключевые сегменты рынка – легковых машин, внедорожников и коммерческих автомобилей. Уже сейчас во Всеволожске строим Focus и Mondeo, в Татарстане делаем S-MAX, Galaxy, Kuga, Explorer и Transit. В этом году запустим там также Tourneo Custom, а сейчас начинаем полномасштабное производство, включая сварку и окраску, новой модификации Explorer. Кстати, очень важно, что можем позволить себе даже вносить в продукты изменения, важные для российского рынка. Например, уже базовая версия Explorer теперь включает подогрев сидений, чего нет больше нигде в мире – это эксклюзив для России. Важным событием также станет поэтапный запуск Kuga нового поколения – сначала будет крупноузловая сборка, а затем, во втором полугодии, и производство полного цикла.
- Нет, импорта не будет. А продажи кроссовера стартуют в первой половине 2013 г.
- Вообще-то, обновленная Fiesta – отличная машина. Но, принимая во внимание значительные усилия по запуску локальных производств, мы не видим смысла ввозить модель, на которую в стране нет большого спроса.
Создание научно-технического центра – одна из ключевых составляющих нашего плана, но пока я не готов сказать больше того, что мы намерены присутствовать в России и с инженерной точки зрения. Выпуск двигателей тоже часть обязательств, и мы, видимо, сделаем объявление о прогрессе в этом направлении уже в ближайшие месяцы.
- Практически все наши инвестиции в заводы делаются за счет этого кредита. Кроме того, вкладываем деньги в переоборудование производств некоторых наших поставщиков, поскольку нам очень важно качество комплектующих.
- СП выполняет план по локализации, представленный правительству. Но мы занимаемся этим еще и потому, что местные комплектующие дают серьезное преимущество в бизнесе. Это дополнительная возможность не просто зарабатывать, но и делать лучшие предложения своим клиентам.