Если полностью разложить сиденья, в такой багажный отсек влезет даже небольшой холодильник Судя по названию модели Mondeo, компания Ford стремится захватить всю планету, не меньше, – французское слово «monde» означает «мир». Однако этот автомобиль был разработан в Старом Свете, и соответственно ориентирован в первую очередь именно на европейский рынок.
Ford Mondeo нынешнего, уже четвертого поколения, это не что иное, как глубокий рестайлинг поколения предыдущего. В основе автомобиля – по-прежнему платформа минивэна S-Max, и он ощутимо крупнее не только своих предшественников, но и многих конкурентов. Более того, по некоторым параметрам Mondeo превосходит «свой» размерный класс D. Этим, а также рядом других решений, о которых пойдет речь ниже, Ford прозрачно «намекает» покупателям – «премиум» доступнее и ближе, чем кажется на первый взгляд.
Mondeo обладает еще и весомыми «козырями»: в гамме моторов присутствует дизельный агрегат, а выбор кузовов широк – для покупателя доступны седан, хэтчбек и универсал. На нашем тест-драйве побывал автомобиль именно в таком, характерном для Европы и в то же время непривычном для России, варианте – универсал с двухлитровым дизелем.
По богатству салона Mondeo вполне можно спутать с автомобилем классом выше.
Классика в современной обработке
На вопрос о том, как же выглядит фордовский «кинетический дизайн», можно смело отвечать «Посмотрите на Mondeo!». Внешность универсала вобрала в себя практически все характерные черты фирменного стиля: «пухлые» колесные арки, четкие грани выштамповок на боках, крупная светотехника. Автомобиль выглядит солидно, но ни в коем случае не массивно, что нередко встречается среди универсалов. Назвать Mondeo привычным для российского водителя словом «сарай» язык не поворачивается. И даже в статике видна стремительность – именно такого эффекта старались достичь дизайнеры марки.
Багажное отделение универсала огромно: стоя у заднего бампера, дотянуться до противоположного края багажника просто невозможно.
По богатству салона Mondeo вполне можно спутать с автомобилем классом выше. Водителя принимают в свои «объятия» кресла с комбинированной кожано-замшевой отделкой и белыми прострочками швов, четырехспицевый руль удобно ложится в руки, на двух больших жидкокристаллических дисплеях высвечивается приветственная надпись. Говорить об удобстве посадки просто излишне – рулевое колесо перемещается в широких пределах в двух плоскостях, а сиденья имеют полный набор электрорегулировок. Форма и степень жесткости ближе к «немецкой школе», но ровно настолько, насколько нужно: на «домашнее кресло» сиденье не похоже, но и комфортом водитель обделен не будет.
Поначалу крайне непривычной кажется приборная панель. Между шкал спидометра и тахометра, прямо перед глазами водителя, расположен самый настоящий цветной монитор, едва уступающий по размеру дисплею на центральной консоли. Сюда выводится самая разнообразная информация – пробег, расход и остаток топлива в баке, данные о системах автомобиля, указания навигационной системы, любимые радиостанции… Список можно продолжать до бесконечности. Для управления всем этим великолепием предназначен добрый десяток кнопок, помещенный на спицы руля. Удобно ли? Бесспорно – всеми системами можно «командовать» не снимая рук с руля. Однако чтобы в полной мере освоиться с функциями разветвленной системы, наверняка придется потратить не один час. Да и приборная панель из-за обилия цифр и данных оказывается несколько перегружена, что не способствует идеальной читаемости и быстрому восприятию информации.
А вот эргономика великолепна – выверено расположение каждой клавиши и каждого регулятора. Количество кнопок на центральной консоли сведено к минимуму, и запутаться в них просто невозможно. К тому же, большинством функций аудиосистемы и климат-контроля можно управлять с помощью сенсорного дисплея, что только добавляет удобства для водителя.
Фордовцы неспроста гордятся шумо- и виброизоляцией – по этим параметрам Mondeo на высоте!
Пожалуй, вопросы у нас вызвала лишь ручка на водительской двери. По всей видимости, дизайнеры тут одержали победу над эргономистами. Форма и расположение ручки таковы, что она перекрывает собой часть кнопок, отвечающих за стеклоподъемники. Чтобы добраться, например, до клавиши заднего правого стекла, приходится или неестественно выгибать кисть руки вбок, или просовывать пальцы между самой ручкой и дверью.
Ну и раз уж мы заговорили о таких «мелочах», стоит упомянуть перчаточный ящик. Емкость вполне достойна по объему и снабжена системой подогрева или охлаждения содержимого, но слишком узка и глубока. То есть, с водительского места не то, что достать, а даже увидеть предмет, лежащий «в недрах» ящика, просто так не получится.
Переберемся на второй ряд сидений. Места здесь немногим уступают по комфорту «партеру». Разве что вольготно закинуть ногу на ногу не получится, а в остальном – простор! К услугам пассажиров и отдельная регулировка наклона спинок, и удобный подлокотник с небольшим боксом внутри, и дополнительные воздуховоды климатической системы. И даже для троих ширины салона вполне хватает, если конечно эти трое не обладают косой саженью в плечах. Да и профиль дивана недвусмысленно намекает, что сконструирован он все же для двоих пассажиров.
Багажное отделение универсала не может быть маленьким по определению. И Mondeo – не исключение. Стоя у заднего бампера, дотянуться до противоположного края багажника просто невозможно. И без того внушительные 490 л могут быть легко увеличены до почти 1700 л путем раскладывания задних сидений вровень с полом. Прикрыть груз от посторонних глаз можно оригинальной шторкой, скользящей по специальным направляющим вдоль оконной линии. В качестве опции можно заказать большой выдвижной поддон, облегчающий загрузку вещей в багажник. Однако в этом случае нужно быть готовым, что алюминиевая конструкция «съест» часть полезного объема.
Что ж, перед нами добротный европейский универсал, пожалуй, в лучшем своем проявлении: классическая конструкция с тщательно проработанной эргономикой и современной «изюминкой» – набором продвинутой бортовой электроники.
На разгон с места до 100 км/ч этот семейный универсал тратит чуть больше 10 секунд – такой прыти мы, признаться, не ожидали!
Больше, чем семейный автомобиль
Стоит коснуться кнопки с яркой надписью «Ford Power», как под капотом оживает турбодизель Duratorq. Определить его родовую принадлежность можно и на слух – на холостых оборотах слышится характерное постукивание. Но с началом движения дизельный «тембр» пропадает, да и ни о каких вибрациях речи не идет. А в дальнейшем и вовсе вспоминаешь о типе топлива только на заправках. Фордовцы неспроста гордятся шумо- и виброизоляцией – по этим параметрам Mondeo на высоте!
На первый взгляд, мощность мотора Mondeo в 140 л.с. выглядит не слишком внушительно. Однако не будем забывать, что это все же дизельные лошадиные силы. И это не та цифра в списке технических характеристик, на которую следует смотреть в первую очередь. Мотор развивает 320 Нм крутящего момента, и вот это действительно впечатляет! При этом пик приходится на диапазон 1 750-2 250 об/мин. Это означает, что Mondeo должен обладать отменной динамикой уже с самых низких оборотов. Что и подтвердилось на практике. На разгон с места до 100 км/ч этот семейный универсал тратит чуть больше 10 секунд – такой прыти мы, признаться, не ожидали! Стоит ли говорить, что с такими качествами этот Ford отменно держится и в городском потоке, и на загородной трассе. Несомненно, очень приятно наблюдать 1500-2000 об/мин на тахометре, зная, что в нужный момент стоит просто нажать на педаль газа, и автомобиль, ни секунды не мешкая, разгонится до нужной скорости.
Прекрасный мотор отлично дополняет шестиступенчатая роботизированная коробка передач PowerShift с двойным сцеплением. Передачи переключаются плавно, без задержек, отклик на нажатие педали газа максимально быстрый, как в стандартном режиме D, так и в спортивном S. Последний отличается в первую очередь тем, что компьютер во время езды не спешит отдавать команды на переход на высшие ступени, и каждая передача остается включенной чуть дольше, позволяя двигателю раскручиваться. Правда, в случае с дизелем это не очень эффективно – во всей красе мотор показывает себя именно на низких оборотах, так что выигрыш в динамике в S не слишком велик. А вот чем на самом деле порадует активного водителя этот режим, так это неплохой способностью тормозить двигателем.
Для любителей все держать под контролем предусмотрен и полностью ручной режим M. Однако полностью избавиться от опеки электроники не получится – передача сменится по достижении максимальных или минимальных оборотов двигателя. И придется привыкнуть к нетипичному алгоритму переключения: движение рычага вверх – переход на ступень ниже, движение вниз – выше. Сразу возникает «самолетная» ассоциация: хотим «на взлет» – тянем «штурвал» на себя, «на посадку» – наоборот.
Коробка передач играет не последнюю роль и в показателях экономичности. Ее тандем с дизельным мотором показал хороший результат: за все время тест-драйва расход топлива Mondeo едва поднялся выше отметки в 10 л на 100 км. И это при условии достаточно активной езды по городским пробкам. Примечательно, что цифра практически полностью соответствует замерам производителя.
Рулевое управление оснащено электрогидравлическим усилителем, благодаря которому небольшое реактивное усилие на руле присутствует постоянно. Конечно, о чрезмерной тяжести руля речи не идет. При медленном движении усилие невелико, с набором скорости растет, обеспечивая адекватную связь с дорогой. При этом и остроты рулю не занимать – два с половиной оборота от упора до упора. Без сомнения, удобно в стесненных пространствах. Но здесь нельзя не упомянуть о приличном радиусе разворота – почти 6 м. Что ж, это все же не компактный сити-кар.
Зеркала поначалу показались совсем небольшими, однако недостаток отражающей поверхности компенсируется системой отслеживания «слепых зон».
Раз уж мы заговорили о маневрировании на малых скоростях, нельзя не сказать несколько слов об обзорности. В целом она характерна для современных «одноклассников»: низкая посадка водителя, сильный наклон лобового стекла, достаточно массивные стойки, покатый «невидимый» капот. Для уверенной парковки стоит поднять водительское сиденье чуть выше и положиться на парковочный радар. Зеркала поначалу показались совсем небольшими для такого габаритного универсала, однако недостаток отражающей поверхности компенсируется системой отслеживания «слепых зон». При попадании одного из участников движения в эту зону слева или справа по борту, на соответствующем зеркале загорается оранжевый светодиод. Удобно, но требует привычки доверять электронике. Современный водитель привык определять наличие помехи, просто на долю секунды бросая взгляд на зеркало, а потому поначалу сигналов системы просто не замечаешь, несмотря на их яркость. Лично я за все время тест-драйва так и не смог адаптироваться и продолжал контролировать ситуацию вокруг автомобиля «по старинке».
В темное время суток нельзя не оценить по достоинству систему активного освещения поворотов. Особенно актуальна она в неосвещенных дворах или за городом. Стоит повернуть руль, как с соответствующей стороны загорается дополнительный источник света, обозначающий предполагаемую траекторию движения. Привыкаешь к такому удобству очень быстро, а пересев на автомобиль без этой опции, искренне недоумеваешь: «И почему фары светят только прямо?.»
Подвеска универсала имеет три режима жесткости амортизаторов, которые можно выбрать кнопками на центральной консоли: Comfort, Normal и Sport. Очевидно, что в первом сделана ставка на плавность хода, а в последнем акцент сделан на улучшение управляемости. Однако, крены кузова при прохождении поворотов невелики во всех трех режимах – сказывается небольшая высота кузова. Более того, разница между Comfort и Normal показалась нам минимальной, Normal лишь чуть жестче. В целом же система очень удобна и позволяет ощутимо изменить повадки автомобиля, подстроив его под свой стиль езды.
И, конечно же, какой бизнес-класс без полного набора электронных систем активной безопасности? ESP с антипробуксовочной системой (ТА) контролируют множество параметров, таких как скорость вращения колес, угол поворота руля и боковой крен, и не дают автомобилю уходить с заданной траектории в критической ситуации. Отключить полностью этих «помощников» нельзя, но здесь это вполне логично – это все же семейный универсал, и безопасность стоит во главе угла. Примерно то же можно сказать и о системе ABS. Она срабатывает чуть раньше, чем ожидаешь, но это объясняется «игрой на опережение»: мощности дисковых вентилируемых тормозов на всех колесах для автомобиля массой за полторы тонны хватает с избытком.
Подвеска имеет три режима жесткости амортизаторов, которые можно выбрать кнопками на центральной консоли: Comfort, Normal и Sport.
Что ж, в целом Mondeo выглядит более чем привлекательно: просторный салон, большой багажник, экономичность, отменный комфорт и оснащенность. А «в нагрузку» идет еще и не «по-дизельному» резвый мотор и более чем неплохая для универсала управляемость. Не это ли секрет успеха универсала в Европе?
Российские же реалии накладывают свой отпечаток: большинство семейных людей делают выбор в пользу кроссоверов, зачастую жертвуя вышеперечисленными качествами в пользу полного привода и увеличенного клиренса. Всегда ли такой выбор оправдан? Очевидно же, что европейцы выбирают Mondeo неспроста…
- Автор
- Евгений Загатин, корреспондент журнала "MotorPage"
- Издание
- MotorPage.Ru
- Фото
- Фото автора