Компания FIAT выпустила новую версию культового “Fiat 500” – легендарного “Cinquecentо”. Новый автомобиль роднит с моделью 50-летней давности не только название. Дизайн машин тоже заметно перекликается. Но техническая начинка нового “Фиата” самая современная. Это ходовая часть, позаимствованная у модели особо малого класса “Fiat Panda”, и высокотехнологичные двигатели, отвечающие самым строгим нормам “Евро-5”.
ЛЮДИ привыкли мыслить стереотипами. Спросите у кого-либо на улице: “Скажите, с чем у вас ассоциируется Италия?” В ответ незамедлительно получите обширнейший список этих самых стереотипов. Вам назовут пиццу и пасту, кьянти и моцареллу, мафию и бессмертного комиссара Каттани. А кто-то, возможно, даже вспомнит комедию дель арте, Колизей и Гарибальди. Не верите? Проверьте, именно так все и будет… у нас, в России.
Задайте тот же самый вопрос на улица х Рима, Милана или Т урина, и ответы будут другими. Возможно, не все, но в любом случае к ним наверняка (к гадалке ходить не надо) добавится FIAT. И не просто FIAT как знаменитая автомобильная марка, а “Fiat 500” – как вполне конкретная модель, более известная в Италии под именем “Cinquecentо”.
“Чинквеченто” – именно так, скороговоркой, положено произносить непривычное для нашего слуха слово. В переводе на русский оно означает “пять сотен”, а в итальянском языке имеет целый ряд значений. Например, у искусствоведов так принято называть поздний этап эпохи Возрождения (X VI век). Но рядовой итальянец, как правило, этого не знает. Или не задумывается. Для него “чинквеченто” – это всегда “Fiat 500”, культовый автомобиль, один из символов страны и, если угодно, легенда и гордость нации.
“Fiat 500” выпускается только с трехдверным кузовом, других модификаций не предусмотрено.
Интерьер оформлен в ретростиле: окрашенная в цвет кузова вставка на передней панели имитирует ничем не прикрытый металл.
В ПОСЛЕДНИЕ годы стараниями автопроизводителей оживление почивших в бозе легенд стало выгодным бизнесом, приносящим внушительные дивиденды. Но только в том случае, если оживление (помните фильм “Формула любви”?) происходит успешно. Например, у компании BMW с моделью “Mini” это получилось. А у “Фольксвагена” с новым “Жуком” – лишь отчасти.
Маркетологи компании FIAT тоже решили попытать счастья на этом поприще. Благо “Cinquecentо” подходил на роль возрожденной легенды как нельзя лучше, да и дата настала весьма выигрышная – юбилей модели прошлого поколения.
Ровно 50 лет назад, 4 июля 1957 года, прямо на улицах Турина – родного города компании FIAT состоялась премьера сверхкомпактной малолитражки “Фиат 500”. Полвека спустя, 4 июля 2007 года, по улицам Турина вновь было не проехать. Транспорт встал, жители поголовно побросали работу, а весь город превратился в огромную сцену, на которой одновременно чествовали модель-ветерана и встречали модель-преемницу.
Одну из площадей отвели под выставку старых “Cinquecentо”. Впрочем, все приехавшие там не поместились, и была задействована еще и соседняя площадь, а потом, когда переполнилась и она, прилегающие улицы и набережная. Ветеранам не было числа. Говорят, что где-то в толпе бродили представители Книги рекордов Гиннесса, пытавшиеся зафиксировать мировое достижение – самое большое количество собравшихся вместе автомобилей одной марки. Удалось ли им это – не знаю, лично я их не встретил.
Пожилой, подвыпивший по случаю всенародного праздника итальянец долго тряс меня за рукав и предлагал полюбоваться его отлично сохранившимся “Cinquecentо” 1964 года выпуска. Прокатиться не дал – жадина. Сослался на то, что не хочет терять чудом отвоеванное место в ряду таких же “Фиатов”. Но тем не менее долго выспрашивал на скверном английском: нет ли у меня дома в гараже доставшегося от родителей “Чинквеченто”?
– Нет? Правда нет? Говоришь, у вас в России никто не знает про эту модель? Врешь! Этого не может быть! Вру.
Почти вру. Конечно, “Фиат 500” не рождает у россиян такой бури ассоциаций, как культовый для нас “горбатый запорожец” – ЗАЗ-965, кстати, имевший много общего со своим итальянским аналогом. Но те, кто интересуются и разбираются – знают. По крайней мере на моего приятеля, ведущего по телефону прямой репортаж с места события, посыпался шквал вопросов радиослушателей:
– Сколько дверей? Какой мотор? Где он теперь устанавливается – спереди или, как и прежде, – сзади?
Следом за коллегой отвечаю на все эти вопросы по порядку. У нового “Cinquecentо” дверей, как и раньше, две. Без вариантов. Другого кузова нет. Возможно, в дальнейшем появится кабриолет, но он, естественно, тоже будет двухдверным.
Двигатель теперь стоит спереди. В наше время заднемоторные автомобили можно пересчитать по пальцам, и новый “Fiat 500” к ним не относится. Из соображений активной безопасности большинство автопроизводителей признали такую компоновку бесперспективной. Всего моторов три – два бензиновых и один дизельный. Словом – минимальный набор, считающийся сегодня приличным для современной европейской модели. Ключевое слово здесь – “европейской”. Почему? Сейчас объясню.
На туннеле предусмотрен USB-разъем для подключения mp3-плейера или любого другого внешнего устройства.
В списке дополнительного оборудования есть даже штатный ароматизатор с целой обоймой различных запахов.
Я НЕ ХОЧУ, чтобы мои дети родились мутантами. Мне не улыбается перспектива окончить свои дни в хосписе, страдая от рака легких. И поэтому идеи защиты окружающей среды и сокращения ядовитых выхлопов мне чем-то очень близки. Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Поэтому со всей ответственностью заявляю, что устанавливаемые на “Fiat 500” двигатели “Euro 5 ready” находятся, по моему разумению, уже где-то за гранью добра и зла.
Моторов, как я уже говорил, три. Бензиновые, объемом 1,2 и 1,4 л, развивают 69 и 100 л.с. соответственно. Казалось бы, для автомобиля, снаряженная масса которого составляет около 900 кг (чуть больше или чуть меньше в зависимости от мотора и комплектации), это совсем неплохо. Да и заявленный производителем разгон до “сотни” у 100-сильного “Cinquecentо” происходит меньше чем за 10 с. Но так оптимистично все выглядит только на бумаге.
На практике набор скорости осуществляется болезненно тяжело и мучительно долго. Даже на самой мощной модификации, оборудованной вдобавок механической КПП. Что будет на 69-сильной версии с роботизированной коробкой (поездить на такой машине не довелось), я даже опасаюсь предположить.
Все дело в том, что современный сверх-, супер-, гипери ультраэкологически чистый мотор больше озабочен озонированием выхлопа, чем исполнением своих прямых обязанностей. Педаль газа, насколько можно было понять из объяснений технических специалистов FIAT, не имеет прямой механической связи с механизмом подачи топлива. Нажимая на нее, водитель всего лишь дает понять бортовому компьютеру, что ему хотелось бы ехать быстрее. Электроника анализирует ситуацию, рассчитывает предполагаемый вред, который будет нанесен природе сгоранием дополнительной порции бензина, и в корне пресекает все попытки активно разогнаться. “Евро-5” – а вы что хотели? Похоже, что так в скором времени будут действовать все автомобили без исключения…
Кстати, интересный факт: классический “Cinquecentо” со своим двухцилиндровым моторчиком превышал современные нормы по допустимой токсичности выхлопа ровно… в 100 раз. Поэтому сегодня в Италии ему формально запрещено въезжать в центр больших городов. Но, учитывая всенародную любовь к этой модели и несмотря на протесты экологов, итальянские парламентарии сделали для “Фиата 500” исключение. Таким образом, 600.000 оставшихся еще в строю классических “Cinquecentо” могут эксплуатироваться без каких-либо ограничений.
Заднее сиденье выполняет скорее декоративные, чем утилитарные функции. Взрослому человеку сидеть на нем очень тесно.
Для компактного городского автомобиля объем багажника 185 л вполне достаточен. Пара больших сумок в него легко поместится.
НОВЫЙ “Fiat 500”, несмотря на всю шумиху, связанную с появлением этой модели, в какой-то мере можно считать побочным продуктом итальянского автопроизводителя. По спецзаказу маркетологов конструкторы сделали его из тех узлов и агрегатов, которые были в наличии. Так, все вышеперечисленные двигатели позаимствованы (с минимальными доработками) у старшей по рангу модели “Grande Punto”. Трансмиссия – тоже. А подвеска и вся ходовая часть в целом – у сверхкомпактной малолитражки “Fiat Panda”.
Важное отличие только в настройках подвески. Если “Panda” еще в какой-то мере пытается удовлетворить водительские амбиции своего владельца, то в характере “Fiat 500” сделан явный акцент на плавность хода и комфортабельность.
Полностью оригинален только кузов. Зато насколько оригинален! Этого не отнять – что итальянцы делать умеют, так это стильные дизайнерские штучки. На мой взгляд, новый “Cinquecentо” достоин того, чтобы его поставить… посреди гостиной и любоваться им, сидя на диване. Изредка вставая с него и пересаживаясь на водительское место, дабы насладиться досконально проработанным интерьером. И господь с ними, с ничем особо не примечательными ходовыми качествами. Кому это в конце концов надо? “Fiat 500” настолько хорош внешне, что на нем даже не очень-то хочется ездить. Им хочется владеть. Как экспонатом коллекции или произведением искусства. Просто так, ради того, чтобы он был.
Итальянцам это уже доступно. У них официальные продажи модели начались на следующий день после презентации. Но, по словам представителей компании, еще до того, как машину показали публике, у дилеров уже было оформлено более 2.000 предварительных заказов на нее. Это значит, что более 2.000 человек внесли предоплату за автомобиль, который видели до этого лишь на картинках.
В нашей стране продажи “Cinquecentо” начнутся ближе к лету следующего года. Пока договорятся о выделении квоты, проведут обязательную сертификацию модели, наладят логистику… Дело не быстрое. Да и торопиться, в общем-то, некуда. Ажиотажного спроса на “Fiat 500” в России, видимо, не ожидается. Но то, что и у нас он займет свою рыночную нишу, – это, по-моему, бесспорно.
Впрочем, делать долгосрочные маркетинговые прогнозы еще рано – поживем, посмотрим. Определенно можно сказать только то, что попытка итальянцев заработать денег на ностальгии, похоже, увенчалась успехом. Так же, как до них это уже удалось немцам с “Mini” и отчасти с “New Beetle”. Интересно, кто следующий попробует себя на поприще создания ностальгических ретромоделей? Впрочем, если вдуматься, это очевидно. Кандидат только один – “Citroёn 2CV” или, как его еще называли, – “Де Шво”. Других, за исключением этой четверки, столь же всенародно любимых и легендарных автомобилей в Европе просто не было. Разве что кому-то вздумается возродить “Трабант”.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ
В конце 30-х годов этот автомобиль был весьма популярен, но начавшаяся война заставила FIAT прекратить его выпуск. Производство было возобновлено лишь в 1946 году на восстановленном и частично реконструированном заводе в городе Турине. Модель была слегка модернизирована (в частности, мощность двигателя увеличилась до 16,5 л.с.) и в таком виде производилась вплоть до 1954 года.
В июле 1957 года состоялась премьера модели второго поколения (на фото внизу). Она тоже называлась “Fiat 500”, тоже оснащалась 0,5-литровым двухцилиндровым двигателем, но в отличие от своего предшественника получила новое имя – “Cinquecento”.Вот этот автомобиль действительно вошел в легенду. Для подавляющего большинства небогатых итальянцев предельно простой и доступный “Fiat 500” стал единственной возможностью обзавестись собственным средством передвижения. Кроме того, “Cinquecento” широко использовался в муниципальных службах: на его базе строились развозные фургончики, полицейские и пожарные машины.
Со временем оказалось, что конструкция самого маленького “Фиата” настолько удачна, что в повседневной эксплуатации “Cinquecento” не доставляет абсолютно никаких проблем своим владельцам. Это еще больше упрочило любовь итальянцев к малолитражке. На спартанский уровень оснащения и тесный салон никто уже не обращал внимания. По своей популярности “Fiat 500” уступал лишь мотороллерам.
До окончания его выпуска с конвейера в Турине сошло более 3 млн машин. Причем, по данным итальянской дорожной полиции, более 500.000 из них до сих пор бегает по дорогам Апеннинского полуострова.
Краткая техническая характеристика “Fiat 500” | |||
1.2 8v Fire | 1.4 16v Fire 1.3 | 16v Multijet | |
Габаритные размеры | 355х163х149 см | ||
Снаряженная масса | 865 кг | 930 кг | 980 кг |
Двигатель | 4-цил., рядный, 1,2 л | 4-цил., рядный, 1,4 л дизель, | 4-цил., рядный, 1,4 л |
Мощность | 69 л.с. при 5.500 об/мин | 100 л.с. при 6.000 об/мин | 75 л.с. при 4.000 об/мин |
Крутящий момент | 102 Нм при 3.000 об/мин | 131 Нм при 4.250 об/мин | 145 Нм при 1.500 об/мин |
Коробка передач | 5-ступ., механическая, (5-ступ., роботиз.) | 6-ступ., механическая,) (5-ступ., роботиз.) | 5-ступ., механическая |
Тип привода передний | передний | ||
Максимальная скорость | 160 км/ч | 182 км/ч | 165 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 12,9 с | 10,5 с | 12,5 с |
Средний расход топлива | 5,1 л/100 км | 6,3 л/100 км | 4,2 л/100 км |
Запас топлива | 35 л |