Сложно представить себе что-либо менее зажигательное с виду, чем “Caliber” с его высоким кузовом, солидным дорожным просветом, квадратным и неуклюжим “пятаком” облицовки радиатора. “Пожиратель километров” – это явно не о нем… Тем не менее в крайслеровском подразделении SRT (“Street Racing Technology”) все-таки решили рискнуть и сделать из “Caliber” настоящий спортивный хэтчбек.
ЗАДНИЙ план для премьеры этой машины был выбран роскошный: небольшую кольцевую трассу окружал громадный овал трека “Las Vegas Speedway”, по которому, рыча моторами, мчались болиды серии NASCAR. Пусть это была не настоящая гонка, а всего лишь тренировка в рейсинговой школе Ричарда Петти, но зрелище все равно впечатляло.
Спортивный дух “SRT-4” олицетворяют “голые” педали, руль с фрагментами отделки “под кевлар”, а также перенесенный в центр приборной доски тахометр.
А здесь, в паре десятков метров от них, на скромном подобии европейского кольца, свистя 19-дюймовыми низкопрофильными шинами, носились “Caliber SRT-4”. Эту версию, уже несколько месяцев продающуюся в Штатах, теперь решено направить и в Старый Свет, а что может быть лучшим испытанием для “горячего” хэтчбека, чем старая, добрая кольцевая трасса?
Конечно, фамильные гены кроссовера никуда не исчезли. Даже в экстремальной версии этот автомобиль – полухэтчбек-полуджип – вызывает смешанные чувства, и я до сих пор сомневаюсь, к какому классу его можно точно отнести. Хотя в спортивном варианте “Caliber” все же стал интереснее: благодаря пониженной подвеске он заметно прижался к земле, а кроме того, обзавелся капотом с одним настоящим воздухозаборником и двумя фальшивыми отдушинами, получил передний спойлер и внушительное заднее антикрыло, имитацию диффузора в заднем бампере и солидную выхлопную трубу. Поднабрав спортивных атрибутов, “Калибер” немного избавился от внешней неуклюжести и даже стал слегка походить на нормальный легковой автомобиль. Однако и в этом варианте он все равно остался Гулливером, возвышающимся над прочими хэтчбеками. Интересно, каким образом он с таким наследием сумеет задать жару изначально более приземистым и проворным машинам?
Расположенный слева от руля прибор способен по-казать как давление, так и разрежение в турбине. Правда, пользы от него мало. С места водителя он практически не виден.
Ответ у “Caliber SRT-4” чисто американский: он намерен давить соперников мощностью. За счет применения турбонаддува и соответственной переделки массы компонентов в самом 2,4-литровом моторе он стал развивать 295 л.с. Самый близкий по отдаче соперник – “Mazda 3 MPS” – предлагает на 35 “лошадок” меньше. Что ж, осталось выяснить, как американец умеет распоряжаться этой силой…
Увы, на обычные дороги журналистов не выпустили, предложив опробовать “Caliber SRT4” на вышеупомянутом подобии гоночной кольцевой трассы.
В самый первый момент, очутившись в салоне спортверсии, ты видишь перед собой все тот же, хорошо знакомый по другим “Caliber” скользкий, лоснящийся пластик – продукт типично штатовского подхода к сокращению расходов на производство. Да и вообще, интерьер “SRT-4” не слишком стремится передать боевой дух машины. Да, слева от руля появился указатель давления в турбине, тахометр переехал на центральное место в комбинации приборов, а тело водителя зафиксировано в не слишком акцентированных, но достаточно плотных объятиях спортивного кресла. Однако руль хоть и получил кожаную отделку с имитацией структуры кевлара, все равно остался таким же, как на обычных машинах. А показания давления турбонаддува во время езды считывать практически невозможно – циферблат надежно закрыт сжимающей руль левой рукой. Зачем тогда ставили этот прибор? Для красоты?
В меню борткомпьютера появились “гоночные” страницы, с помощью которых можно контролировать разнообразные достигнутые результаты, вплоть до степени развитых продольных и поперечных перегрузок.
НУ А КАК “SRT-4” едет? Разгон сам по себе неплох и близок к лучшим результатам класса. Но превосходство по числу “л.с.” явно знать о себе не дает. Гораздо более мощный “Caliber” разгоняется ничуть не лучше автомобилей, двигатели которых развивают меньше сил. Причин тому несколько: американская модель немного тяжелее европейских аналогов, у нее хуже аэродинамика, а еще передаточные числа в “механике” подобраны больше из соображений экономичности, нежели для обеспечения зверского разгона.
Зато сама по себе шестиступенчатая коробка передач вполне адекватна и точна по работе механизма переключения (что для автомобилей из США скорее исключение, чем правило). Да и характер мотора, обеспечивающего максимум тяги в диапазоне 2.000-4.500 об/мин, позволяет вполне эффектно вести автомобиль, не думая постоянно о том, какая именно передача в данный момент включена. Правда, распевный звук мотора “SRT-4” далек от саундтреков породистых спорткаров и больше подошел бы обычному автомобилю. Да и по манере прохождения поворотов этот “Caliber” не слишком впечатляет. Хотя, надо отдать должное, заметно, что крайслеровцы довольно серьезно поработали над улучшением его природных, не слишком завидных данных.
Первое, что меня удивило, – при резком разгоне здесь не ощущается так называемый эффект моментного подруливания, характерный для многих мощных переднеприводных машин. То есть баранка не стремится вырваться из рук, если резко прижать педаль газа. Как правило, этот малоприятный эффект обусловлен применением полуосей разной длины, а также их расположением под углом к дороге. В этом смысле “Caliber SRT-4” идеален: полуоси у него идентичны, а вдобавок практически параллельны земле (благодаря понижению подвески почти на 1,5 см) – поэтому автомобиль стремится только вперед, но отнюдь не в сторону.
Высокая и почти вертикальная посадка экипажа весьма необычна для “горячего” хэтчбека. А потолочный люк сводит запас пространства над головой к минимуму.
Кроме того, более низкая и жесткая подвеска с двухтрубными амортизаторами, а также использование измененных стабилизаторов спереди и сзади были призваны побороть еще несколько присущих обычному “Caliber” черт – крены и солидный снос передней оси в повороте.
Увы, природу не обманешь. Ведь версия “SRT4” обладает еще более тяжелым носом, в который переехал интеркулер турбины. Передняя часть машины стала немного длиннее – плотная компоновка агрегатов просто не позволяла иначе вместить солидный промежуточный охладитель.
Поэтому в крутых поворотах обуздать прямолинейный норов автомобиля можно лишь резким сбросом газа, вызывающим небольшой занос. И таким макаром заправить автомобиль в поворот. Иначе “Caliber” под свист шин будет упрямо стремиться уйти из виража. Кстати, можно похвалить специально настроенную систему стабилизации, которая вмешивается в процесс управления машиной только при явной опасности глубокого сноса или заноса. А так она лишь изредка самостоятельно снижает отдачу двигателя, стремясь уничтожить бесполезную пробуксовку колес. Причем при желании систему стабилизации можно как бы отключить, сделав тем самым скольжения машины еще шире. Но если что-то пойдет явно не по сценарию, то электроника быстро вернется в работу, несмотря на то, что клавиша противозаносной системы стоит в положении “выкл.”.
Усиленные тормоза заимствованы у полицейской версии “Dodge Charger”. В принципе их возможностей хватает, да и АБС настроена вполне адекватно.
Вдобавок ESP выполняет функции самоблокирующегося дифференциала, обеспечивая быстрый и эффектный выход из виража. Почему здесь нет настоящей, “железной” блокировки? Дорого и не нужно. Ведь основная догма спортивной версии “Caliber” – это куча лошадиных сил за не очень толстую пачку баксов. Практически стритрейсеровский подход.
А тот, кто хочет сделать из “SRT-4” настоящий снаряд, должен обращаться к крайслеровскому поставщику аксессуаров – “Mopar”. Эта фирма готова предоставить массу дополнительного оборудования. Я прокатился на машине, экипированной заказной, еще более низкой и жесткой подвеской, иными колесами, стяжкой между передними стойками, специальной системой забора воздуха и спортивным глушителем. Совсем другой автомобиль – более нейтральный и правильный в поведении, с сочным звуком выхлопа и даже лучшей реакцией на газ. Этот “Caliber” определенно мог понравиться... если бы цена опционного набора не выходила за пределы желаний (по крайней мере, лично моих) обладать спортивным “Доджем”. Возможно, заметно улучшить повадки обычного “SRT-4” смог бы полный привод. Но увы, в закромах концерна “Chrysler” нет компактной трансмиссии “4х4”, способной переварить крутящий момент 295сильного турбомотора.
За дополнительную прижимную силу на высоких скоростях отвечает увеличенный на 60% задний спойлер.
В ОБЩЕМ, я не стал бы называть стандартный “SRT4” примером того, как надо делать “горячий” хэтчбек. Руль слишкой легкий и в околоцентральном положении не позволяет точно контролировать траекторию; кузов, несмотря на пониженную и жесткую подвеску, все равно заметно кренится. Плавность хода? Единственно, что можно сказать про комфортность езды, исходя из короткой сессии на гоночном треке, это то, что “Caliber SRT-4” довольно подробно повторяет профиль дороги, но при этом не кажется критически жестким.
Бесспорно, инженеры из SRT провели весьма интенсивную работу по превращению cкучного и правильного “Caliber” в нечто более злое и зажигательное. Но что у них получилось за эти деньги? Конечно, кого-то порадует возможность записывать в борткомпьютере время своих лучших кругов на трассе, максимальные продольные и поперечные перегрузки, измерять результаты по разгону и торможению. Но если абстрагироваться от внешней мишуры и не восхищаться цифрой максимальной мощности, то во всем остальном – машина как машина. Все тот же долговязый автомобиль с неоднозначной внешностью, оснащенный почти 300-сильным мотором. Да, он стал ниже, в его облике появилась определенная доля агрессии, у него вдвое более мощный двигатель, чем у любого другого продающегося в России “Caliber”, ручная коробка передач и cолидные тормоза, заимствованные у полицейской версии “Dodge Charger”. Но даже с этим набором “Caliber SRT-4” слишком по-американски прямолинеен и прост.
Краткая техническая характеристика “Dodge Caliber SRT-4” | |
Габаритные размеры | 442,7х178,5х152 см |
Снаряженная масса | 1.430-1.455 кг |
Двигатель | 4-цил., рядный, 2.359 куб. см, турбонаддув |
Мощность | 295 л.с. при 6.400 об/мин |
Крутящий момент | 363 Нм при 2.000 об/мин |
Коробка передач | 6-ст., мех. |
Тип привода | передний |
Максимальная скорость | 245 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 6,7 с |
Средний расход топлива | 8,9 л/100 км |
Запас топлива | 51,5 л |