Кристиан Кремер
11 июня 2010

Кристиан Кремер

президент BMW Group Russia

«Во всем необходимо искать баланс»

– НА НАШЕМ рынке BMW лидирует по продажам в премиум-сегменте уже несколько лет. Но наверняка были проблемы, какие-то ошибки… Или вы добились всего, к чему стремились?

– Наверное, если мы до сих пор лидеры, то можно считать, что проблемы решены и ошибки исправлены.. Но если вернуться на несколько лет назад – есть кое-что, что хотелось бы изменить, сделать немного иначе. Мы построили стабильную, устойчивую компанию. Это очень важно. Но проблема в недостаточной гибкости… Что я имею в виду? Вы всегда должны быть готовы ко всему и иметь возможность мгновенно реагировать на изменение ситуации. Сегодня пошел дождь – у вас есть зонтик. Завтра жара – под рукой крем от загара. А просто ровная, стабильная работа приводит к тому, что вы успеете изрядно намокнуть, пока найдете зонтик, или обгореть под солнцем, пока подбираете подходящий крем. Но это проблема не только компаний, а всего устройства бизнеса в России. К сожалению, пока быть достаточно гибкими не позволяет сложная система взаимоотношений со всевозможными контролирующими инстанциями. О чем бы ни шла речь – о дилерах, логистике, складах запчастей и т.д.

– Как вы относитесь к введению повышенных таможенных пошлин? Многие автопроизводители были против этого решения наших властей…

– Во всем должен быть баланс. Нормальная работа систем здравоохранения, правопорядка и т.д. зависит, в числе прочего, и от налогов. В России, кстати, они не самые высокие. Например, в Германии, если брать прямые и косвенные таможенные сборы, тарифы получаются под 70%. Для ФРГ это норма. Для России – наверное, чересчур. У вас пока не так развиты социальные институты, не такие зарплаты, чтобы потребители могли покупать товары, облагаемые столь высокими налогами. У вас таможенные тарифы на автомобили составляют сейчас 30% – если они позволяют сохранить баланс между спросом и предложением, то, наверное, это разумные ставки. Нет смысла их менять.

– У нас многие считают, что отечественный автопром спасти невозможно, какие бы меры по его поддержке ни принимало государство. А вы, поработав в России, что об этом думаете?

– Конечно, проще всего взять все и закрыть. И никаких проблем. Но я считаю, что у России есть потенциал к развитию собственного автопрома. К сожалению, самостоятельно разработать и внедрить новый современный продукт вряд ли удастся. Встает вопрос инвестиций, которые придется заложить в стоимость автомобилей. Их не станут покупать по высоким ценам, и проекты никогда не окупятся. Были попытки просто приобрести устаревшие технологии, чуть-чуть изменить дизайн и сказать: “Вот наш новый автопром”. Но, как мы видим, такие схемы не работают. Логичнее всего наладить производство современных моделей совместно с зарубежным партнером, но под российским брендом. Почему нет? Такие намеки есть, но необходимо торопиться. Времени все меньше. Практически все европейские и азиатские компании уже имеют свои заводы в России, создают модели специально для России. А значит, уже через два-три года конкуренция будет жесточайшей.

– В прошлом году представители Минпромторга заявляли, что 2010 год станет годом поставщиков комплектующих. Однако каких-либо подвижек пока не видно..

– Я не сказал бы, что этот год должен стать годом поставщиков комплектующих. Это нереально. Поставщикам необходимы объемы. А если все автопредприятия сокращают выпуск, то о каких объемах может идти речь? Конечно, если компания найдет и подпишет контракт на поставки интересующего ее объема продукции, – тогда есть смысл выходить на рынок даже при нынешнем положении дел. Но вряд ли стоит ждать массового наплыва поставщиков. Серьезно говорить о развитии компонентной базы можно, когда рынок будет составлять 3-3,5 млн автомобилей в год, а не полтора миллиона, как сейчас.

– Казалось бы, кризис должен был заставить дилеров больше ценить своих клиентов, изменить отношение к ним. Однако принципиально картина не изменилась. Почему?

– А она еще долго не изменится. Конечно, нельзя сравнивать, например, наши дилерские центры несколько лет назад и сейчас. Тогда мы продавали машины буквально из гаражей или киосков, а теперь у нас, наверное, лучшая дилерская сеть в Европе. Но осталась проблема с кадрами. И вопрос здесь не только в обучении персонала или вливании средств. Должно измениться самосознание людей. Сейчас в Москве есть рестораны, где вас обслужат по высшему разряду. Так же должны обслуживать и в дилерских центрах, во всяком случае, если мы говорим о премиальных брендах. Хотя к этому должны стремиться все. Но это процесс длительный, постепенный. В Европе культура продаж автомобилей развивалась более ста лет, а в России, по сути, – всего двадцать.

– Можете дать прогноз – как будут меняться предпочтения россиян касаемо автомобилей?

– Что касается типов автомобилей, то, думаю, еще очень долго в России будут пользоваться спросом внедорожники. В США уже давно твердят о том, что популярность больших машин падает, но они в Америке до сих пор неплохо продаются. Однако я вижу перспективы и у компактных моделей. Да, пока спрос на них на вашем рынке невелик. Но пройдет немного времени, и подобные машины станут востребованнее. Сыграют свою роль стремление к экономии у потребителей и нехватка парковок в крупных мегаполисах. А кроме того, люди постепенно уходят от стереотипа, что маленький автомобиль – это исключительно “женский” автомобиль.

Уже меняются и критерии выбора автомобиля. Раньше, заказывая BMW, клиенты предпочитали машину с самым мощным мотором, обязательно с климат-контролем, пятью дисплеями, холодильником и т.д. Сейчас все популярнее становятся дизельные автомобили, более простые комплектации и модификации. Люди учатся считать деньги.

– Кристиан, это – последнее ваше интервью в прежней должности. Желаем вам успехов на новом месте работы!

– Спасибо. А я желаю удачи и процветания “Клаксону” и вашим читателям.

 
 
 
 
 
 
 
Алексей АКСЕНОВ
Автор
Алексей АКСЕНОВ

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9