Екатерина Сысоева
19 февраля 2010

Екатерина Сысоева

директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia

«Локализация производства автокомпонентов значительно снижает себестоимость автомобилей»

Бытует мнение, что стоимость автомобилей на современном рынке необоснованно высока. Автомобиль, который в начале 90-х годов стоил условные 30 тысяч долларов, сегодня может стоить 50-60 тысяч. Подобные претензии высказываются в адрес практически всех крупнейших автопроизводителей, но особый акцент делается на европейских брендах. Ситуацию подогревает то, что стоимость продукции марок Старого света номинирована в евро, что еще больше увеличивает разрыв с былыми ценами.

При этом ссылки на ультрасовременное электронное оснащение автомобиля не выглядят в полной мере убедительными, поскольку и в 90-е в автомобилестроении внедрялись технические новинки не менее инновационные и дорогие по тому времени. В целом же на рынке электроника с каждым годом дешевеет – наиболее яркий пример компьютеры.

Экономисты часто указывают на «виртуальность» современной экономики, на то, что ценообразование происходит совершенно по другим законам, нежели в конце прошлого века.

О том, справедливы ли подобные высказывания порталу Motorpage.Ru рассказала директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia Екатерина Сысоева.

- В последние пятнадцать лет требования к безопасности и экологичности заставили авто-производителей разрабатывать и внедрять новые технологии, и всё это стоит денег. Помимо этого мобильность населения и требования к комфорту увеличили в целом спрос на автомобили. Резко возрос уровень автомобилизации в развивающихся странах, особенно в БРИК. А спрос, как известно, рождает предложение. Для примера, доля отечественной автопродукции в России с 2000 года по 2007 год упала с 75 до 23%. В Европе вы уже не встретите в продаже ни одной новой машины без подушек безопасности и АБС в стандартной комплектации. А требование крупнейших государств к уменьшению выброса CO2 (и соответствующее стимулирование спроса на более экологичные автомобили) заставляет автопроизводителей инвестировать миллиарды евро в новейшие технологии. На примере нашего бренда могу отметить, что уже более 10 BMW Group развивает и значительно инвестирует в наши фирменные технологии и инновации. Всего три года назад мы впервые представили нашу стратегию BMW EfficientDynamics. Когда мы определяли стратегическую перспективу, мы установили четкие требования и цели. Основные аспекты экологии одинаковы во всем мире: сокращение выбросов CO2 в новых автомобилях; обеспечение необходимых сигналов для потребителей; создание структуры будущего рынка для конкурирующих технологий топливных и приводных систем. Мы уже предоставили более 1,6 миллионов автомобилей с технологией Efficient Dynamics клиентам во всем мире. BMW Group удалось сократить выбросы CO2 у своего парка автомобилей намного больше, чем этого смогла добиться любая другая автомобильная компания в Европе и США. Также наши покупатели могут оценить все возможности и преимущества дизельных технологий. В прошлом году каждый третий из проданных в России автомобилей BMW X5 был дизельным. Это невозможно было представить еще несколько лет назад. Дизель — это важный компонент нашей стратегии Efficient Dynamics, и мы сейчас рассматриваем возможность увеличения числа дизельных моделей на российском рынке. А в настоящее время BMW Group занимается глубокой разработкой второй составляющей BMW EfficientDynamics: гибридными и электромобилями. Сейчас мы представляем российским автомобилистам новую модель BMW ActiveHybrid X6. Она потребляет на 20% меньше топлива, чем аналогичный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. А вскоре ожидается модель BMW ActiveHybrid 7.

По поводу претензий клиентов к сильной разнице в стоимости автомобилей, реализуемых в Европе по сравнению с их стоимостью в США, могу отметить - исторически сложилось так, что автомобили в США самые дешёвые независимо от того, где они были произведены. Причиной этому является жесточайшая конкуренция и битва за покупателя. При этом средняя маржа дилера в Америке составляет 6%, в то время как в Европе это 7-13%. Всевозможные кредитные и лизинговые программы дают возможность менять автомобиль раз в 3-4 года.

- Какие процессы в мировой экономике в наибольшей степени влияют на ценовую политику производителей?

- Помимо основных макроэкономических показателей (уровень инфляции, уровень роста ВВП, уровень безработицы и индекс потребления) важным элементом, влияющим на ценообразование, является глобализация производства и внедрение новых технологий в массовое производство. Например, сейчас гибридные автомобили пока что экзотика, а через десять лет более половины всех автомобилей будут использовать дополнительный привод. Происходит удешевление и распространение новых разработок. Помимо этого переход на единую платформу даёт возможность экономии на разработке новых моделей до 15% от стоимости производства.

- Можно ли рассчитывать на охлаждение рынка и возвращение цен к каким-то более умеренным значениям? Если да, то в какой перспективе?

- Скорее нет. Возможно временное снижение цен для стимулирования потребления. Но для реального снижения нужно уменьшать стоимость рабочей силы, а на сегодняшний день 70% автомобильных производств находится в Старом свете, Японии и США, где стоимость рабочей силы высока. Отдельно стоит Южная Корея, которая во время кризиса укрепляет свои позиции за счёт ослабевшей валюты. Увеличение продаж и дополнительная прибыль дают возможность корейцам запускать новые модели и отбирать по проценту долю рынка (США, Европа). Китай пока что работает на удовлетворение собственного спроса и пока не влияет на глобальный рынок. Это влияние усилится в следующем десятилетии, когда китайские автомобили начнут конкурировать с другими по качеству и цене (из-за количества произведённых автомобилей).

- Какие способы оптимизации производственных затрат используются?

- Перенос производства в развивающиеся страны, унификация платформ разных моделей и даже брендов. Гибкий перевод производства на выпуск новых моделей. Важным моментом является привлечение производства автокомпонентов ближе к производству автомобилей, локализация производства автокомпонентов.

- Часто при создании сборочного производства на местном рынке цены на собираемые автомобили остаются на общемировом уровне, несмотря на более дешевую рабочую силу. Не снижается цена и при повышении процента локализации производства, хотя, казалось бы, часть комплектующих становится дешевле. Почему так происходит? Это просто способ повысить норму прибыли?

- На самом деле цена снижается. В целом, говоря о России, это 6-13%. Дело в том, что даже при минимальных пошлинах (0-2%) на импорт автокомпонентов для производства автомобилей, именно локализация производства автокомпонентов значительно снижает себестоимость автомобилей. При этом автопроизводители используют высвободившиеся средства для увеличения продаж: инвестиции в развитие дилерской сети, сервис, реклама, обучение продавцов и т.д.

- Мировой экономический кризис – для всех производителей стал поводом задуматься. Некоторые марки уже анонсировали разработку сверхбюджетных моделей. Понятно, что для премиум-брендов это в гораздо меньшей степени актуально. И все же было бы интересно увидеть и в этом сегменте рынка антикризисные разработки. Планируется ли нечто подобное?

- BMW Group предлагает на рынке не только новые модели в уже существующей линейке, мы открываем новые сегменты, тем самым предоставляя возможность все более широкому кругу потенциальных клиентов присоединиться к числу счастливых обладателей автомобилей нашей марки. К примеру, не так давно представленная на рынке и уже завоевавшая большую популярность как в мире, так и в России, модель BMW 1 серии. Также в данном контексте приведу новейшую модель этого года – первый кроссовер в сегменте премиум – BMW X1, который, мы уверены, будет очень позитивно воспринят российскими автолюбителями. Мы уже получили множественные позитивные комментарии профессиональных журналистов и первых клиентов об этом автомобиле.

Также на мировом уровне концерн BMW занимается разработкой совершенно новой концепции автомобиля городского типа - Megacity Vehicle, с учетом всех нюансов эксплуатации в городском режиме. В нем, безусловно, будут учтены основные моменты по высокой экологичности и экономичности, которыми наделены все последние модели BMW и MINI.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9