Бытует мнение, что стоимость автомобилей на современном рынке необоснованно высока. Автомобиль, который в начале 90-х годов стоил условные 30 тысяч долларов, сегодня может стоить 50-60 тысяч. Подобные претензии высказываются в адрес практически всех крупнейших автопроизводителей, но особый акцент делается на европейских брендах. Ситуацию подогревает то, что стоимость продукции марок Старого света номинирована в евро, что еще больше увеличивает разрыв с былыми ценами.
При этом ссылки на ультрасовременное электронное оснащение автомобиля не выглядят в полной мере убедительными, поскольку и в 90-е в автомобилестроении внедрялись технические новинки не менее инновационные и дорогие по тому времени. В целом же на рынке электроника с каждым годом дешевеет – наиболее яркий пример компьютеры.
Экономисты часто указывают на «виртуальность» современной экономики, на то, что ценообразование происходит совершенно по другим законам, нежели в конце прошлого века.
О том, справедливы ли подобные высказывания порталу Motorpage.Ru рассказала директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia Екатерина Сысоева.
- В последние пятнадцать лет требования к безопасности и экологичности заставили авто-производителей разрабатывать и внедрять новые технологии, и всё это стоит денег. Помимо этого мобильность населения и требования к комфорту увеличили в целом спрос на автомобили. Резко возрос уровень автомобилизации в развивающихся странах, особенно в БРИК. А спрос, как известно, рождает предложение. Для примера, доля отечественной автопродукции в России с 2000 года по 2007 год упала с 75 до 23%. В Европе вы уже не встретите в продаже ни одной новой машины без подушек безопасности и АБС в стандартной комплектации. А требование крупнейших государств к уменьшению выброса CO2 (и соответствующее стимулирование спроса на более экологичные автомобили) заставляет автопроизводителей инвестировать миллиарды евро в новейшие технологии. На примере нашего бренда могу отметить, что уже более 10 BMW Group развивает и значительно инвестирует в наши фирменные технологии и инновации. Всего три года назад мы впервые представили нашу стратегию BMW EfficientDynamics. Когда мы определяли стратегическую перспективу, мы установили четкие требования и цели. Основные аспекты экологии одинаковы во всем мире: сокращение выбросов CO2 в новых автомобилях; обеспечение необходимых сигналов для потребителей; создание структуры будущего рынка для конкурирующих технологий топливных и приводных систем. Мы уже предоставили более 1,6 миллионов автомобилей с технологией Efficient Dynamics клиентам во всем мире. BMW Group удалось сократить выбросы CO2 у своего парка автомобилей намного больше, чем этого смогла добиться любая другая автомобильная компания в Европе и США. Также наши покупатели могут оценить все возможности и преимущества дизельных технологий. В прошлом году каждый третий из проданных в России автомобилей BMW X5 был дизельным. Это невозможно было представить еще несколько лет назад. Дизель — это важный компонент нашей стратегии Efficient Dynamics, и мы сейчас рассматриваем возможность увеличения числа дизельных моделей на российском рынке. А в настоящее время BMW Group занимается глубокой разработкой второй составляющей BMW EfficientDynamics: гибридными и электромобилями. Сейчас мы представляем российским автомобилистам новую модель BMW ActiveHybrid X6. Она потребляет на 20% меньше топлива, чем аналогичный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. А вскоре ожидается модель BMW ActiveHybrid 7.
По поводу претензий клиентов к сильной разнице в стоимости автомобилей, реализуемых в Европе по сравнению с их стоимостью в США, могу отметить - исторически сложилось так, что автомобили в США самые дешёвые независимо от того, где они были произведены. Причиной этому является жесточайшая конкуренция и битва за покупателя. При этом средняя маржа дилера в Америке составляет 6%, в то время как в Европе это 7-13%. Всевозможные кредитные и лизинговые программы дают возможность менять автомобиль раз в 3-4 года.
- Какие процессы в мировой экономике в наибольшей степени влияют на ценовую политику производителей?
- Помимо основных макроэкономических показателей (уровень инфляции, уровень роста ВВП, уровень безработицы и индекс потребления) важным элементом, влияющим на ценообразование, является глобализация производства и внедрение новых технологий в массовое производство. Например, сейчас гибридные автомобили пока что экзотика, а через десять лет более половины всех автомобилей будут использовать дополнительный привод. Происходит удешевление и распространение новых разработок. Помимо этого переход на единую платформу даёт возможность экономии на разработке новых моделей до 15% от стоимости производства.
- Можно ли рассчитывать на охлаждение рынка и возвращение цен к каким-то более умеренным значениям? Если да, то в какой перспективе?
- Скорее нет. Возможно временное снижение цен для стимулирования потребления. Но для реального снижения нужно уменьшать стоимость рабочей силы, а на сегодняшний день 70% автомобильных производств находится в Старом свете, Японии и США, где стоимость рабочей силы высока. Отдельно стоит Южная Корея, которая во время кризиса укрепляет свои позиции за счёт ослабевшей валюты. Увеличение продаж и дополнительная прибыль дают возможность корейцам запускать новые модели и отбирать по проценту долю рынка (США, Европа). Китай пока что работает на удовлетворение собственного спроса и пока не влияет на глобальный рынок. Это влияние усилится в следующем десятилетии, когда китайские автомобили начнут конкурировать с другими по качеству и цене (из-за количества произведённых автомобилей).
- Какие способы оптимизации производственных затрат используются?
- Перенос производства в развивающиеся страны, унификация платформ разных моделей и даже брендов. Гибкий перевод производства на выпуск новых моделей. Важным моментом является привлечение производства автокомпонентов ближе к производству автомобилей, локализация производства автокомпонентов.
- Часто при создании сборочного производства на местном рынке цены на собираемые автомобили остаются на общемировом уровне, несмотря на более дешевую рабочую силу. Не снижается цена и при повышении процента локализации производства, хотя, казалось бы, часть комплектующих становится дешевле. Почему так происходит? Это просто способ повысить норму прибыли?
- На самом деле цена снижается. В целом, говоря о России, это 6-13%. Дело в том, что даже при минимальных пошлинах (0-2%) на импорт автокомпонентов для производства автомобилей, именно локализация производства автокомпонентов значительно снижает себестоимость автомобилей. При этом автопроизводители используют высвободившиеся средства для увеличения продаж: инвестиции в развитие дилерской сети, сервис, реклама, обучение продавцов и т.д.
- Мировой экономический кризис – для всех производителей стал поводом задуматься. Некоторые марки уже анонсировали разработку сверхбюджетных моделей. Понятно, что для премиум-брендов это в гораздо меньшей степени актуально. И все же было бы интересно увидеть и в этом сегменте рынка антикризисные разработки. Планируется ли нечто подобное?
- BMW Group предлагает на рынке не только новые модели в уже существующей линейке, мы открываем новые сегменты, тем самым предоставляя возможность все более широкому кругу потенциальных клиентов присоединиться к числу счастливых обладателей автомобилей нашей марки. К примеру, не так давно представленная на рынке и уже завоевавшая большую популярность как в мире, так и в России, модель BMW 1 серии. Также в данном контексте приведу новейшую модель этого года – первый кроссовер в сегменте премиум – BMW X1, который, мы уверены, будет очень позитивно воспринят российскими автолюбителями. Мы уже получили множественные позитивные комментарии профессиональных журналистов и первых клиентов об этом автомобиле.
Также на мировом уровне концерн BMW занимается разработкой совершенно новой концепции автомобиля городского типа - Megacity Vehicle, с учетом всех нюансов эксплуатации в городском режиме. В нем, безусловно, будут учтены основные моменты по высокой экологичности и экономичности, которыми наделены все последние модели BMW и MINI.