– В НЫНЕШНЕЙ ситуации делать прогнозы весьма сложно. Пока марки премиум-сегмента пострадали от кризиса значительно меньше, чем массовые бренды. Как вы думаете – эта тенденция сохранится?
– Я бы тоже не стал предсказывать, кто из нас окажется завтра в более выигрышном положении. На большинстве рынков продажи падают, а где-то растут. Скажем, в Китае в прошедшем январе было реализовано больше новых автомобилей, чем в США, но это вовсе не значит, что Китай стал самым крупным рынком мира – все еще может измениться. Так же и с автомобильными компаниями. Кто-то сильнее испытывает на себе экономическую, скажем так, турбулентность, кто-то отделывается небольшой тряской. Знаю одно – кризис сделает нас только сильнее. И выживут – сильнейшие.
– Судя по вашему настроению, вы себя относите к этой категории “сильнейших”. Откуда такая уверенность?
– Несколько лет назад мы поставили перед собой задачу стать первыми среди производителей автомобилей класса “премиум”. И достигли ее. Теперь наша цель – не только остаться лидерами, но и усилить свои позиции. Разумеется, сделать это можно, лишь имея конкурентоспособный, высококачественный и прибыльный продукт. И опережать своих конкурентов мы должны не только в объемах продаж. Например, с 1995 по 2008 год показатели моделей BMW по выбросам в атмосферу вредных веществ сократились на 25%. Ни один другой немецкий производитель не смог сократить выбросы своих автомобилей в таком объеме. А ведь требования к выбросам СО2 с каждым годом становятся все жестче. Кроме того, по сравнению с автомобилями конкурентов расход топлива наших машин почти на 1 литр меньше. Значит, у нас уже есть преимущество…
Или взять полноприводные автомобили. Мы занялись их созданием позже, чем остальные премиальные бренды. Зато наша технология “xDrive” превзошла системы других автопроизводителей – в результате в 2008 году мы реализовали в мире 323.000 автомобилей с “xDrive”. Больше, чем ближайшие конкуренты, которые работают с полным приводом с 70-80-х годов прошлого века.
Мы всегда стремились и стремимся во всем быть первыми. Сейчас создалась такая ситуация, когда наши основные конкуренты еще только представляют новые модели в тех секторах, где BMW присутствует уже несколько лет, а мы уже предлагаем совершенно новые типы автомобилей. Например, наш внедорожник “X6”. Или самая последняя разработка – “BMW 5 Series GT”..
– А почему отказались от создания так называемого “четырехдверного купе” на базе концепткара “CS”?
– Это действительно потрясающий автомобиль! Но после тщательных расчетов мы пришли к выводу, что этот проект нерентабелен, и решили закрыть его. Но поверьте, кризис здесь ни при чем. Ведь в этом году мы представим немало новинок! Кроме уже названного “BMW 5 Series GT” мир увидит Мверсии внедорожников “X5” и “X6”, новый компактный кроссовер “X1”, “Z4” второго поколения, кабриолет “Mini”.. Состоится долгожданная премьера полноприводного BMW 7-й серии. Покажем “младшего брата” “RollsRoyce Phantom”, который станет промежуточным звеном между представительскими моделями премиум-сегмента и более дорогими люксовыми автомобилями…
Кроме того, продолжаем работу над кроссовером на базе “Mini”, а также над гибридными автомобилями..
– Чем вызван ваш переход на гибридные технологии? Ведь начинали с машин, работающих на водороде, были у BMW и чисто электрические модели..
Самый компактный внедорожник от BMW – “X1” – появится до конца 2009 года.
– Все это осталось. Но сейчас нельзя концентрироваться на чем-то одном, так как неизвестно, какое направление в будущем станет приоритетным. К примеру, гибридные технологии, безусловно, делают машины дружелюбнее к окружающей среде, но в корне проблему экологии не решают. Автомобили на водородном топливе практически безвредны, но чтобы выпускать их, сначала необходимо создать сеть заправок по всему миру – представляете, в какие деньги это обойдется? Самым простым и эффективным кажется создание электрических автомобилей, которые могут подзаряжаться от обычной розетки. И мы тоже работаем в этом направлении. Мы выпустили 500 электромобилей “ Mini”, которые уже колесят по таким мегаполисам, как Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Берлин.. и дают нам информацию о том, как показывает себя эта технология в повседневной жизни и соответствует ли электромобиль требованиям потребилетелей. Пока аккумуляторы, которые используются в таких машинах, слишком громоздки и малоэффективны. Предположим, со временем эту проблему удастся решить. Что дальше? А дальше встанет вопрос с заправками. Если все разом пересядут на электромобили – никакой энергии не хватит. Значит, необходимо увеличивать производство электроэнергии, изменять контроль за ее расходом, реструктурировать систему налогообложения. Ведь сейчас в Европе 70% от стоимости топлива составляют налоги… Поэтому мы создали специальный отдел “project-i”, который занимается разработкой и испытаниями автомобилей со всеми видами двигателей. Чтобы быть во всеоружии.
– Вас не пугает падение продаж на нашем рынке и стремительная девальвация рубля?
– Нет. Я думаю, Россия оправится от кризиса быстрее, чем другие европейские страны. У вас большой потенциал, рынок еще не насыщен. А у нас есть ценовое преимущество – местное производство. Более того, в этом году мы планируем открыть в России еще 14 новых дилерских центров. Будем становиться сильнее, как того требует время. И ваша страна для нас останется приоритетной.