– КАК ВЫ сами оцениваете результаты первого квартала?
– По нашим прогнозам, мы могли бы продать и больше, но в нынешней ситуации основываться на прогнозы, мягко говоря, бессмысленно. Картина меняется буквально каждый день. Учитывая, что рынок в целом сократился более чем на 40%, наши результаты можно считать успехом. К тому же и на фоне других премиальных брендов мы выглядели значительно лучше.
– За счет чего удалось сохранить такие позиции?
– В первую очередь этого удалось достичь благодаря нашему прекрасному модельному ряду. В прошлом году мы представили много новинок, которые были высоко оценены как мировым, так и российским сообществом. Мы гордимся, что внедорожник “BMW X6” получил “Гран-при Золотой Клаксон-2009”, а BMW 7-й серии стал лауреатом в номинации “Лучший автомобиль представительского класса”. И кто бы что ни говорил, но это действительно влияет на спрос.
Существенную роль сыграло и наше производство автомобилей в Калининграде, которому мы постоянно уделяли внимание. В результате получили ценовое преимущество – ведь из премиальных брендов мы единственные выпускаем автомобили в России.
Кроме того, последнее время мы активно развивали свою дилерскую сеть. Сейчас у нас 55 дилеров по всей стране, благодаря чему автомобили BMW стали доступны в самых разных регионах.
Думаю, все эти факторы будут и в дальнейшем развивать наш успех.
– Судя по всему, у вас очень оптимистичные планы..
– ...Но не ждите от меня каких-то конкретных прогнозов до конца года. Мы будем делать все от нас зависящее. Остальное – зависит от экономической ситуации. Если оценивать ее на данный момент, то я думаю, что второе полугодие будет более стабильным как с точки зрения экономики страны в целом, так и продаж автомобилей в частности. Ведь уже сейчас стоимость нефти и газа болееменее стабилизировалась – это хороший знак. Так что будем надеяться на оптимистичный сценарий развития событий, при котором мы продадим пусть не на много, но больше автомобилей, чем в 2008 году.
– Во время кризиса все стали экономить, и покупатели теперь предпочитают автомобили в более простых комплектациях, с менее мощными моторами, без лишних наворотов.. Ваших моделей это как-то коснулось?
– Есть такая тенденция. Все больше людей приобретают автомобили в базовом оснащении. Правда, нельзя сказать, что это более простая комплектация. Там есть все необходимое, все системы безопасности, все опции, обеспечивающие комфорт для пассажиров, и т.д. Кроме того, люди стали задумываться и об экономии топлива, и здесь у нас опять же преимущество перед конкурентами. Наша программа “EfficientDynamics”, которая подразумевает максимальное использование потенциала двигателей при минимальном расходе топлива, заинтересовала множество клиентов. К тому же все большей популярностью пользуются и автомобили с дизельными двигателями. Так, если еще пять лет назад таких машин мы продавали единицы, то сейчас 15% из всех реализованных автомобилей – дизельные. Думаю, что в нынешних условиях этот процент будет увеличиваться. Насколько – не скажу, но полагаю, что в долгосрочной перспективе российские потребители будут покупать автомобили с дизельными двигателями не меньше, чем европейцы.
– Оправдывают ли себя спецпрограммы вроде “BMW 1-й серии Limited Edition”, по которой, по сути, вы предлагаете купить автомобиль премиумкласса по цене модели массового сегмента?
– На все сто. Ведь это позволяет привлечь новых клиентов, которые до этого не могли себе позволить купить автомобиль такого сегмента. Скажем так, “BMW 1-й серии Limited Edition” – это билет в мир премиум. Также у нас действует специальная программа на “X3” с дизельным 2-литровым мотором, который сейчас стоит в России меньше, чем в Германии.
– Да, но обслуживаются эти модели в ваших автосервисах по обычным тарифам. А их нельзя назвать дешевыми..
– Мы рассматриваем различные возможности льготного техобслуживания подобных клиентов, но пока ничего конкретного сказать МНЕНИЯ не могу. По статистике, мы не самый дорогой в обслуживании бренд. Да, конечно, и не самый дешевый, но, например, по некоторым запчастям BMW оказывается даже дешевле, к примеру, японских автомобилей.
– Однако, по моим сведениям, некоторые владельцы BMW даже еще до окончания гарантийного срока идут обслуживаться в “серые” техцентры.
– Дело в том, что, несмотря на большую дилерскую сеть, мощностей у официальных техцентров не хватает. Очереди на кузовной ремонт иногда доходили двух-трех месяцев. Сейчас все должно наладиться. Мы инвестировали немало средств в развитие дилерской сети, в обучение персонала, в строительство новых постов в техцентрах. Так что, полагаю, теперь у клиентов нет причин идти к “серым” сервисам. Да и такого качества обслуживания, которое предоставляют наши техцентры, вы не получите ни в одном “сером” сервисе. Я уже не говорю о том, что мы даем 100%-ную гарантию на выполненные работы.
– Вы планируете вывести на российский рынок гибридные версии BMW 7-й серии и “X6”. Я, например, сомневаюсь, что они будут пользоваться у нас большим спросом.
– А мы и не стремимся продавать много подобных автомобилей. Тут важно другое – чтобы у нас были такие машины, чтобы могли предлагать их нашим клиентам. А те, купив, гордиться ими перед друзьями: “Вот смотри – у меня BMW с гибридной силовой установкой! Самые современные технологии!”
Да, если хотите, это, прежде всего, имиджевый проект. А имидж марки на рынке дорогого стоит. При этом к разработке гибрида мы подошли тщательно, и это не просто игрушка – это настоящий BMW. Дело в том, что два года назад, когда другие автопроизводители начали продажи своих автомобилей с гибридными двигателями, мы сказали, что еще не готовы. Перед инженерами стояла нелегкая задача – сделать так, чтобы BMW с гибридом не отличался по динамическим характеристикам от обычных наших автомобилей. Два года назад это было невозможно. Сейчас.. в общем, когда вам удастся прокатиться на этих автомобилях, вы все поймете сами.
– Вы постоянно расширяете свое производство в Калининграде. Сейчас там решили организовать производство “BMW X5” и “X6”. На очереди 7-я серия. Когда появится “семерка” российской сборки?
– Вы узнаете об этом первым. На самом деле возможность производства BMW 7-й серии в России мы рассматриваем уже давно. Но раньше не могли выпускать автомобили во всех возможных комплектациях. А для клиентов, которые приобретают “семерки”, это крайне важно, ведь, как правило, все делается под заказ. Наладив производство “X5” и “X6”, мы можем удовлетворить любые пожелания клиента относительно комплектаций и.. Вот все, что я пока могу сказать.
– Сейчас проходят испытания кроссовера на базе “Mini”, уже есть более практичный, скажем так, универсал “Mini Clubman”. Не считаете ли вы, что вывод подобных моделей повредит имиджу “Mini” как производителю маленьких спортивных автомобилей?
– Не думаю. 30 лет назад у BMW было всего три-четыре модели, а сейчас их 19. Поэтому мы решили, что необходимо развивать и бренд “Mini”. Что касается имиджа – то здесь вопрос понимания. В сегменте маленьких автомобилей тоже есть спрос на различные автомобили, и люди, любящие небольшие машины, тоже хотят ездить по пересеченной местности, перевозить с собой багаж.. Для них мы и делаем новые модели. И потом “Mini” – это маленький эксклюзивный спортивный автомобиль. Кроссовер “Mini” – это маленький эксклюзивный спортивный кроссовер, так что никаких противоречий я лично не вижу.
– Ходят слухи, что BMW намеревается прекратить продажи мотоциклов в России из-за неприбыльности бизнеса. Так ли это?
– Я очень люблю слухи, так как они, как правило, неверные. Этот слух – не исключение. Да, продажа мотоциклов в России не наш основной бизнес, но сворачивать его мы не собираемся. Продадим 500 мотоциклов в год – хорошо. Тем более для России это приличная цифра. Ведь у вас условия не очень пригодны для эксплуатации мотоциклов. Хороших дорог почти нет, в апреле может пойти снег.. Для мотоциклов это плохо – зато хорошо для внедорожников, недаром они так популярны в России.