– СЕЙЧАС ВСЕ стремятся выпускать максимально экономичные модели. Но полный привод делает машину тяжелее, что приводит к увеличению расхода топлива. Как вы решаете эту проблему?
– Если говорить о полном приводе “quattro”, то он дает прибавку в весе в среднем 50-70 кг. Но это не слишком большая плата за повышенную устойчивость и лучшую управляемость, которыми отличается автомобиль со всеми ведущими колесами. Кроме того, при создании скоростной спортивной модели без трансмиссии “4х4” вообще не обойтись – одна пара ведущих колес просто не сможет реализовать потенциал двигателя.
Конечно, нам приходится постоянно работать над повышением эффективности полного привода. Например, теперь мы используем муфту “Haldex” новейшего, четвертого поколения и самую современную версию дифференциала “Torsen”, который делит крутящий момент между передней и задней осью в соотношении не 50:50, как раньше, а 40:60. Кроме этого, модернизируем электронику, совершенствуем двигатели, коробки передач.. И вот результат: “Audi TT RS” – наша последняя разработка – в среднем расходует всего 9,2 л топлива на 100 км. Если бы кто-то несколько лет назад сказал мне, что это показатель суперкара c двигателем мощностью 340 “лошадей”, способного разогнаться до “сотни” за 4,6 с, я бы подумал, что этот человек спятил.
– Вы упомянули два варианта полного привода: трансмиссия на основе многодисковой муфты “Haldex” применяется на автомобилях “Audi” при поперечном расположении двигателя, а схема с самоблокирующимся межосевым дифференциалом “Torsen” – при продольном размещении мотора. Какая из них эффективнее? И не планируете ли вы в будущем отдать предпочтение какой-либо одной из двух “quattro”?
– Не планируем. Потому что в данном случае особенности, достоинства и недостатки той или иной конструкции – дело второстепенное. На первом плане – компоновочные соображения. Попробуйте, к примеру, разместить на компактном “Audi S3” трансмиссию с “Torsen”, предназначенную для моделей с продольно расположенным двигателем! Это не такто просто. Поэтому до тех пор, пока автомобили “Audi” выпускаются с различным размещением мотора, привод “quattro” по-прежнему будет базироваться на этих двух схемах. Ведь по своим возможностям муфта “Haldex” и дифференциал “Torsen” примерно равны, да и стоимость полноприводных трансмиссий на их основе тоже почти одинакова.
– По вашему мнению, что играет первую скрипку в обеспечении устойчивости и управляемости автомобиля – настройки полноприводной трансмиссии или электронные системы безопасности вроде ESP?
– Конечно, настройки трансмиссии важнее! К примеру, на “Audi S4” последнего поколения мы использовали новый “Torsen”, который, как я уже говорил, разделяет тягу по осям в соотношении 40:60. Он не только придал машине более пикантную управляемость, но и позволил значительно улучшить динамику. Кроме того, на этой модели впервые появился задний активный дифференциал. В зависимости от дорожных условий он способен подавать большую часть крутящего момента только на одно колесо. За счет этого автомобиль стал намного стабильнее и устойчивее. Добиться такого эффекта только настройкой ESP невозможно. Подобным системам отведена вспомогательная роль – страховать водителя в случае его ошибки. С другой стороны, роль электроники не стоит и преуменьшать, ведь бортовой компьютер контролирует работу многих механизмов.
Ну а главный вклад в управляемость, на мой взгляд, вносят шины. Далеко не все автолюбители знают, что в покрышках бывает заключено гораздо больше новейших технологий, чем во многих механизмах автомобиля. Именно качественные шины зачастую позволяют добиться выдающихся результатов. На тестах мы порой не один день бьемся над оптимальными настройками двигателя и подвески, получая в итоге лишь незначительное улучшение поведения машины. Но стоит угадать с составом резиновой смеси, как автомобиль начинает ехать заметно быстрее. Поэтому я называю шины “черным золотом”. Для каждой модели “Audi” мы отбираем только два-три типа шин, причем производители адаптируют их специально под наши требования.
Активный задний дифференциал пока предлагается только для “S4” (на фото) и “S5 Cabriolet”, но вскоре он появится и на других спортивных моделях “Audi”.
– Вернемся к новинке – активному заднему дифференциалу. Если он так хорошо себя зарекомендовал, то почему устанавливается только на модели “S4” и “S5 Cabriolet”?
– Его появление на других спортивных моделях “Audi” – вопрос времени. Просто этот узел пока адаптирован к работе лишь с трехлитровым компрессорным мотором. Чтобы сочетать новую главную передачу с другими двигателями, требуется создать новые настройки электроники и провести целую серию специальных испытаний. Этим мы сейчас и занимаемся.
– Кстати, о моторах. На новый “S4” вы поставили легкий компрессорный двигатель, который по мощности уступает предшественнику. Но при этом благодаря снижению массы автомобиль стал быстрее. Будет ли эта тенденция продолжена на других спортивных моделях “Audi”?
– Выбор двигателя зависит от идеологии автомобиля. Например, “Audi R8” предназначен в первую очередь для скоростной бескомпромиссной езды, в том числе по гоночному треку. Поэтому эту модель мы недавно оборудовали атмосферным V10, демонстрирующим полную отдачу на максимальных оборотах. Но такой мотор совершенно не подходит для автомобиля вроде “Audi RS6”, который, несмотря на выдающиеся динамические качества, зачастую выступает в роли обычного семейного автомобиля. Понятно, что в этом случае водитель не будет крутить двигатель до отсечки. Для поездок “дом – работа – магазин” лучше подходит мощный мотор с турбонаддувом: он позволяет напористо ехать в обычном режиме, не нарушая комфорт пассажиров, однако его возможностей хватает и на то, чтобы потягаться с суперкарами, если потребуется. Что касается таких моделей, как “S4”, то для их владельцев обычно важна отзывчивость машины. Их стиль – резкие ускорения, азартная езда. Компрессорный мотор – то, что нужно. Он выдает большую часть тяги уже с минимальных оборотов и моментально реагирует на нажатие педали газа. Подобной идеологии мы и будем придерживаться впредь.
– Над какими автомобилями “quattro GmbH” работает сейчас?
– Это спортивная линейка моделей на платформе “Audi A4”. Уже увидели свет “S4” и “S5 Cabriolet”. А скоро на рынок выйдет самая мощная и быстрая машина из этой серии – “RS4”.
– Публика ждет и появления “A1” – самой маленькой модели в нынешней гамме “Audi”. Будет ли у нее полноприводная или спортивная версия?
– Я не имею права раскрывать все секреты. Но обещаю, что для поклонников скоростных моделей “Audi” мы непременно подготовим кое-что интересное на базе “A1”..