Традиция, начатая более 30 лет назад, продолжается. На рынок выходит новая генерация компактного седана “Audi A4”. Сказать, что автомобиль улучшился по всем показателям, значит, ничего не сказать. Понятно, что “А4” стал больше, мощнее и быстрее. Из поколения в поколение так происходит со всеми автомобилями. Также можно не говорить, что его салон просторнее, чем у предыдущей модели, внешность выразительнее, а оснащение богаче. Это тоже само собой разумеется. Равно как и то, что автомобиль сохранил все узнаваемые черты своего предшественника. Любой мало-мальски сведущий человек, бросив мимолетный взгляд на машину, безошибочно узнает в ней “четверку”. А как же иначе? Ведь преемственность поколений – похвальная черта, в полной мере присущая всем моделям от “Audi”.
ВЫ ЗНАЕТЕ, какую модель считают в Ингольштадте самой важной и значимой? Д умаю, что не знаете. Это отнюдь не роскошный представительский лимузин “A8” и не удостоенный множества международных премий внедорожник “Q7”, и не дебютировавшее в этом году спортивное купе “R8”, и даже не победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане дизельный спортпрототип “R10”. Ни в коем случае не хочу принизить значения вышеперечисленных моделей – все они, бесспорно, очень важны для компании. Но еще важнее седан среднего или, если угодно, “семейного” класса – “A4”, который уже на протяжении многих лет остается самой продаваемой моделью “Audi”.
Каким по счету стало нынешнее поколение “A4”? Это как считать. Восьмым – если начинать с дебютировавшей в 1972 году модели “Audi 80”, считающейся первым по-настоящему массовым седаном от “Audi”. А если с первой машины, обозначенной индексом “А4” (1995 г.), то четвертым. Ясность в этот вопрос вносит заводское обозначение кузова. У новой модели – “B8”, а “B1” было у первой “восьмидесятки” образца 1972 года. Так что дискуссию о преемственности поколений можно закрыть.
Предвижу вопрос со стороны скептически настроенного читателя:
– А можно ли считать эту “A4” совершенно новой моделью, не имеющей ничего общего с ее предшественницей?
Подобные сомнения вполне логичны и обоснованны. В наш век рестайлинга, фейслифтинга и прочих маркетинговых ухищрений некоторые автопроизводители лукавят, называя любую, даже незначительно обновленную модель термином “аll new” – “совершенно новая”. Именно поэтому на презентации я первым делом поинтересовался у немецких инженеров:
– Скажите, а к узов “А4” си льно измени лся?
Вместо ответа меня подвели к стоящей на стенде “тележке” ходовой части автомобиля.
– Помнишь, как была устроена передняя подвеска на предыдущей модели?
– Ну да, не детально, конечно, но в общих чертах помню.
– Тогда смотри, а лучше считай рычаги подвески – теперь их стало по пять с каждой стороны. Двигатель при этом сместился назад и вниз, рулевая рейка – еще ниже, под поддон картера...
– Спасибо, можно не продолжать – принципиальных отличий более чем достаточно.
– Сам видишь, установить такую конструкцию в старый кузов было бы просто технически невозможно. Совсем другая компоновка, иные точки крепления, габариты...
Вот и наглядный ответ всем сомневающимся: новый к узов, новая подвеска, новая компоновка, кстати, имеющая много общего с моделью “A8”. А еще экстерьер, интерьер, га мма двигателей... Все честно и без обмана. Куда уж новее?
Благодаря оптимизированной компоновке улучшилась развесовка автомобиля по осям, что сделало его ходовые качества еще лучше.
Радары в боковых зеркалах предупреждают водителя об автомобилях, находящихся в “мертвых зонах”.
НУ А теперь, после хороших новостей, перейдем к сухой констатации фактов. Самая доступная на нашем рынке “A4” с безнаддувным бензиновым двигателем объемом 2 л больше выпускаться не будет. Базовой станет считаться дизельная модификация со 143-сильным мотором “2.0 TDI”. Помимо нее предусмотрено еще два дизельных и два бензиновых двигателя (см. таблицу). Выбрать есть из чего. Именно поэтому я с закрытыми глазами сунул руку в коробку с ключами от тестовых машин. Что ж, можно сказать, мне повезло: серебристая “Audi A4” с 3,2-литровым мотором V6 и с полным приводом “quattro” – топовая, самая мощная и престижная модификация.
Доставшаяся мне машина была оборудована шестиступенчатой АКПП “Tiptronic”. В следующем году появится аналогичная версия с “механикой”. Но пока других вариантов нет. Хотя, честно говоря, сетовать на это не приходится: 265сильный мотор, коробка с возможностью ручного переключения передач и полный привод – то, что надо для извилистой горной дороги, по которой мы едем. Помимо “автомата” в стандартную комплектацию такой “A4” входит фирменная система “Audi drive select”, способная менять жесткость амортизаторов, остроту рулевого управления (передаточное число рейки), быстроту отклика на педаль газа и скорость переключения АКПП – и тем самым варьировать характер машины от “комфортного” до “динамичного”. Это новшество специалисты “Audi” называют революционным, поэтому на нем имеет смысл остановиться поподробнее.
“Одно нажатие на кнопку, и автомобиль словно преобразился” – я не буду пользоваться этим избитым клише. Также не стану употреблять набившее оскомину еще по рекламе шампуня выражение “два в одном”. Во-первых, потому, что вариантов четыре: “comfort”, “auto”, “dynamic” и “individual” (этот режим позволяет настроить систему по своему усмотрению). А во-вторых, потому, что разница между установками заметна, но отнюдь не разительна. Проще говоря, даже в обычном “комфортном” режиме новый “A4” воспринимается именно как спортивный автомобиль. Достаточно жесткий, собранный и динамичный.
Светодиодная подсветка фар предназначена для движения в светлое время суток.
Салон “А4” нового поколения стал богаче и респектабельнее. Теперь его дизайн напоминает старшую модель “А6”.
Причем лично мне очень импонирует отсутствие в облике седана от “Audi” нарочитой показной спортивности. Внешне машина выглядит очень сдержанно, солидно и респектабельно. Никаких вольностей и ничего лишнего. По крайней мере ассоциации с надетыми под строгий костюм кроссовками нет и в помине. Зато на ходу все сомнения рассеиваются: этот автомобиль – спортсмен. Помните агента Смита из фильма “Матрица”? Классический деловой костюм и накачанные мышцы под ним. Пока стоит, не оченьто и заметно, но когда начнет двигаться...
Впрочем, мы отвлеклись. Если мне предложат максимально кратко описать свои ощущения от поездки на новой “A4” по дорогам Сардинии, то, пожалуй, обойдусь одним словом – скучно. Не удивляйтесь, именно скучно, а все потому, что абсолютно не к чему придраться. Как к экзаменационной работе наипервейшего в школе отличника, который знает не только все ответы, но и предвидит все дополнительные вопросы, которые ему могут задать.
Автомобиль настолько предсказуем, понятен и адекватен, что можно заскучать, даже когда мчишься по извилистому горному серпантину. Вижу впереди очередной закрытый поворот. Вижу и скучаю. Начинаю ввинчиваться в него и понимаю, что переборщил со скоростью. Понимаю и тем не менее продолжаю скучать. Сброс газа, загрузка передней оси, доворот руля и уверенный набор скорости на выходе из поворота. Быстро и бесшумно сработала ESP, свистнули по асфальту покрышки, с обрыва сорвались и с гулким стуком покатились в пропасть камешки, а я даже не испугался. Адреналин, скажем так, на уровне естественного фона. Продолжаю скучать, понимая, что создатели новой “A4” обо всем подумали и позаботились заранее. В том числе и о своевременном исправлении допущенных водителем ошибок. А значит, досадных неожиданностей можно не опасаться – побольше бы нам в жизни такой надежной и безопасной скуки.
В меню фирменной системы MMI предусмотрена возможность переключения на русский язык.
Колесная база автомобиля увеличилась, что обеспечило дополнительный простор на заднем диване.
КОГДА на очередной остановке пришло время менять машину, я снова вытащил ключ “вслепую” и получил красную “A4” с 1,8-литровым мотором “TFSI”. Очень интересно, ведь самая доступная бензиновая версия “четверки” просто не может быть невостребованной. Стать за понятные в общем-то деньги обладателем новой модели престижного бренда – это довольно заманчиво. Даже несмотря на то, что этот автомобиль значительно проще и скромнее флагманской версии. Причем сразу по ряду параметров.
Во-первых, 1,8-литровый мотор сочетается только с механической КПП. Во-вторых, такая машина не бывает полноприводной. А в-третьих, у нее “в базе” нет системы “Audi drive select”. Соответственно жесткость амортизаторов не регулируется, передаточное число рулевой рейки не меняется... Впрочем, это все можно заказать за доплату. Зато уже в начальной комплектации автомобиль будет оснащен фирменной системой MMI и электронным ручным тормозом с функцией автоматического удержания при остановках на уклоне.
Кстати, нельзя сказать, чтобы четырехцилиндровая “A4” с мотором 1,8 л критично проигрывала флагманской версии с V6 по динамике. Если верить официальным данным, то первая разгоняется до “сотни” за 8,6, а вторая – за 6,2 с. Разница есть, но существенной она кажется лишь на бумаге.
Сравнить можно другое. А именно – поведение на дороге. Полноприводная “А4”, у которой по умолчанию 60% крутящего момента приходится на задние колеса и 40% – на передние, в напряженном повороте балансирует на грани между избыточной и нейтральной поворачиваемостью. А у переднеприводной модификации в таких же условиях недостаточная поворачиваемость.
Другими словами, имейте в виду: в первый момент, пока в действие не вступит межосевой дифференциал, “A4” с приводом “quattro” успеет проявить некоторую склонность к заносу задней оси. Потом ситуация, конечно, стабилизируется: крутящий момент перераспределится, а если надо, то сработает ESP. А у более дешевой модификации в тех же условиях наружу “поедет” только передняя ось, и “отловить” ее будет несложно даже без помощи электроники.
Система “Audi drive seleсt” позволяет одним нажатием на кнопку менять настройки ходовой части.
Пакет опций “S-line” позволяет сделать внешность машины более спортивной и выразительной.
Это различие между переднеи полноприводными машинами вполне типично и уже было неоднократно описано. Повторить имеет смысл только для того, чтобы напомнить о разнице в поведении на дороге различных модификаций одной и той же модели.
А как насчет самой доступной базовой версии “A4”? Разумеется, я прокатился и на ней.
Перед неп ри вод на я машина с двухлитровым турбодизелем, выдающим 142 силы, – самая медленная в линейке “A4”. Заявленный разгон до 100 км/ч занимает (какой ужас!) целых 9,4 с. Вам мало? Лично мне вполне достаточно. Не открою Америки, сказав, что чистая арифметика не годится для сравнения “л.с.”. В жизни дизель оказывается и эластичнее, и тяговитее даже более мощного бензинового мотора. К тому же базовый дизель здесь может сочетаться как с МКПП, так и с “автоматом”. Точнее – с вариатором “Multitronic”, умеющим имитировать ручное переключение передач.
Многие автомобилисты недолюбливают вариаторы, хотя бы за ту надрывную монотонную ноту, на которой постоянно звучит вышедший в режим рабочих оборотов мотор. Новая “A4”, к счастью, избавлена от этого недостатка. Двигателя практически не слышно, и ничто не нарушает безмятежного спокойствия водителя и пассажира.
Вот, кстати, заговорив о комфортабельности, я наконец-то понял, что мне напоминают ощущения за рулем новой “A4”: все, как на старшей по рангу модели “A6”. Очень похоже, вплоть до мелочей в оформлении салона. Конфигурация приборов, руль, экран MMI, архитектура центральной консоли... Я знаю, что интерьер позаимствован у дебютировавшего недавно купе “A5”. Знаю, но все равно вспоминаю “A6”. Все почти так же, но несравненно дешевле. Думаю, покупатели оценят это по достоинству и “четверка” по-прежнему будет оставаться самой продаваемой моделью “Audi”, а значит, и самой важной для автопроизводителей из Ингольштадта.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ
Основоположник традиции
“AUDI 80” с заводским обозначением кузова “B1” выпускалась с 1972-го по 1978 год. За шесть лет было сделано более 1 млн автомобилей. Если быть точным – 1.003.619 штук. Благодаря столь внушительным объемам производства “восьмидесятка” первого поколения долгое время оставалась самой массовой моделью от “Audi”.Компактный седан существовал в двух вариантах – с четырехи двухдверным кузовом (на фото). В начале 70-х годов такой автомобиль, оснащенный 1,3-литровым бензиновым двигателем мощностью 55 л.с. в Германии можно было купить за 9.070 марок. Приемлемая цена в сочетании с высокими потребительскими качествами стали залогом популярности “Audi 80”. В 1973 году международное жюри признало эту модель “Автомобилем года” (“Car of the Year 1973”).
Краткаятехническаяхарактеристика “Audi A4” | |||||
1.8 TFSI | 3.2 FSI quattro | 2.0 TDI | 2.7 TDI | 3.0 TDI quattro | |
Габаритные размеры, см | 470х183х143 | ||||
Снаряженная масса, кг | 1.410 | 1.580 | 1.460 (1.495) | 1.460 (1.495) | 1.655 |
Двигатель | 4-цил., рядный, 1,8 л | V6, 3,2 л | дизель 4-цил., рядный, 2 л | дизель V6, 2,7 л | дизель V6, 3 л |
Мощность | 160 л.с. при 4.500 об/мин | 265 л.с. при 6.500 об/мин | 143 л.с. при 4.200 об/мин | 190 л.с. при 3.500 об/мин | 240 л.с. при 4.000 об/мин |
Крутящий момент | 250 Нм при 1.500 об/мин | 330 Нм при 3.000 об/мин | 320 Нм при 1.750 об/мин | 400 Нм при 1.400 об/мин | 500 Нм при 1.500 об/мин |
Коробка передач | 6-ступ., механическая | 6-ступ., автомат. “Tiptronic” | 6 ступ., механ. (вариатор“Multitronic”) | вариатор “Multitronic” | 6-ступ., механич. |
Тип привода | передний | полный | передний | передний | полный |
Максимальная скорость, км/ч | 225 | 250 | 215 | 226 | 250 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8,6 | 6,2 | 9,4 | 7,7 | 6,1 |
Средний расход топлива, л/100 км | 7,1 | 9,2 | 5,5 | 6,6 | 6,9 |
Запас топлива, л | 65 |