Поклонники автомобилей BMW произносят название “Alpina” с особым значением. Вот уже 40 лет эта фирма, располагающаяся неподалеку от Мюнхена, можно сказать, под боком у баварского автопроизводителя, делает особенные, более роскошные и скоростные BMW. И свыше 20 лет она имеет официальный статус самостоятельного автопроизводителя (даже VIN присваивает свой). Такой статус “Alpina” вполне заслужила. Ею создано множество инженерных инноваций. Среди них – первая в мире система зажигания, полностью управляемая электроникой (1978 г.). Также на “Альпинах” раньше, чем на обычных BMW, появилась автоматическая КПП с возможностью ручного переключения. В середине 90-х компания стала выпускать “трешку” с мотором V8. У самой фирмы BMW такая модификация пока только в проекте. Недавно в России появился дилер “Alpina” – им стала компания “Автодом”. Она пригласила журналистов познакомиться с новыми моделями “Альпины” на юге Баварии.
...ПЕРЕД офисом “Alpina” выстроилась верхушка модельного ряда BMW: “5-я”, “6-я” и “7-я” серии, выкрашенные в особый синий металлик, не предлагающийся для стандартных машин, и получившие дополнительное аэродинамическое оперение. Имена у моделей новые: “B5”, “B6” и “B7” соответственно. Для всех трех автомобилей здесь предлагается только один 4,4-литровый мотор, существенно отличающийся от исходного двигателя BMW. После установки компрессора с интеркулером (между прочим, размеры последнего – как на грузовике, что повышает производительность компрессора) отдача мотора вырастает с 333 до 500 л.с.
Я для начала выбрал “шестерку”. И именно в ней на пассажирском месте решил прокатиться – вот везение! – сам руководитель “Альпины” Андреас Бовензипен, сын основателя фирмы Буркарда Бовензипена.
Купе начинает движение очень плавно. “Автомат” едва заметно меняет передачи... “Автомат”? Да, хотя для спорткаров это редкость, на машины от “Alpina” ставится только гидромеханическая АКПП – та самая трансмиссия с возможностью ручного переключения “SwitchTronic”, которую фирма внедрила еще 13 лет назад. На спицах руля справа вышит знак “плюс”, а слева – “минус”. А сами клавиши переключения нащупываются на задней стороне “баранки” под кожаной оплеткой. Впрочем, даже если ими не пользоваться, “автомат” ничуть не сдерживает потенциал мотора. Стоит придавить педаль газа посильнее, как купе с напористым гулом бросается вперед, тратя на набор 100 км/ч всего 4,6 с. Правда, усовершенствованный “Альпиной” V8 весьма разборчив по части топлива – потребляет исключительно 98-й бензин. Но зато мотор способен на очень многое: например, крутящий момент поднялся с 450 до 700 Нм! О преимуществах альпиновских двигателей Андреас Бовензипен может долго рассказывать.
– Отличие наших технологий от тех, что BMW применяет на серии M, заключается в том, что “эМки” надо “раскручивать” почти до 8.000 об/ мин для достижения максимальной мощности, а компрессорный двигатель развивает сравнимую отдачу в штатных режимах. Изготовление наших моторов – отдельный процесс. Кузова мы заказываем на BMW, но двигатели – нет. Альпиновские моторы собираются только у нас. Все 1.200 деталей, из которых состоит V8, проходят жесточайший контроль качества. Сборка – ручная, и каждым двигателем занимается только один мастер. Пусть на это уходит около двух рабочих дней, но уровень качества достигается максимальный.
– В прошлом году компания BMW перестала устанавливать на свои модели этот 4,4-литровый мотор, заменив его на более мощный, объемом 5 л. “Alpina” также возьмет новую “восьмерку” на вооружение? – спросил я у Андреаса.
– К сожалению, для форсировки она не годится, – ответил он. – Новое поколение двигателей BMW получило блоки цилиндров из магниевого сплава. Достоинство их в том, что они легче, а недостаток – нагрузки, создаваемые компрессором, для них слишком велики.
Несколько обескураживающая информация... Вероятно, все будущие моторы BMW станут “магниевыми”, значит, перспектив у альпиновских компрессорных технологий нет.
ПСИХОЛОГИ утверждают, что на первое свидание с девушкой стоит одеваться во что-нибудь, сделанное из особенно приятных на ощупь материалов. Скажем, в мягкий кашемировый свитер. Он как бы распространяет вокруг себя уют, создает комфортную атмосферу и на подсознательном уровне вызывает желание прикоснуться к нему. Об этом вспомнилось, когда я сел в роскошный салон “B7”, весь обшитый бархатистой белой кожей искусной выделки. Ее хочется погладить! По-моему, именно этого эффекта добивались альпиновцы. Уверенность в этом укрепилась, когда я оказался в шорной мастерской компании, где Андреас Бовензипен проводил особенно подробную экскурсию. Он настаивал, чтобы журналисты обязательно на ощупь оценили все разнообразные образцы кожи.
– Вот стандартная кожа от BMW. Чувствуете, она обработана лаком и оттого жестковата. К тому же она не “дышит”.
Потом он достал полоски фирменной альпиновской кожи “Лаволина”. Разница невероятна!
– Такую кожу мы предлагаем в 12 цветах, а искусственную замшу алькантару – в 28, – продолжает Андреас. – Это только стандартные оттенки, а на заказ можем сделать любой, даже самый экзотичный тон.
...Еду за рулем роскошного представительского седана “B7” вслед за коллегой, выбравшим купе. Он ведет машину напористо, не упуская возможности обгонять. Но и я не отстаю! То, что крупная “семерка” тяжелее, не слишком сдерживает ее темперамент. Подтверждают это и результаты заводских испытаний: “B7” всего на 0,3 с больше тратит на разгон до 100 км/ч, нежели “B6”. Альпиновцы отмечают, что в сравнении с флагманским BMW с 450-сильным V12 их 8-цилиндровая версия легче и нагрузка распределена между передними и задними осями поровну. Для управляемости это идеально. Но, кстати, подвеску скоростной “семерки” не стали делать чересчур жесткой, да и купе “B6” едет вполне комфортно. Позже, пересев на “пятерку”, я отметил, что она также не обладает той суперкаровской жесткостью, какой отличается, например, “M5”. Фирма “Alpina” сознательно избрала другую идеологию. Автомобиль делают более скоростным, но при этом стараются свести к минимуму традиционные спорткаровские недостатки: тряскость, “дерганость” и навязчивую шумность. В “Альпине” модели BMW “накачивают мускулы” лишь до тех пределов, пока сохраняются достойный уровень комфорта и отменная плавность хода.
В этих машинах любая мелочь стремится производить эстетический эффект. Будь то металлическая табличка с индивидуальным номером на потолке или деревянная вставка из мирта над перчаточным ящиком, украшенная золотой эмблемой “Alpina”. Отдельного рассказа заслуживают фирменные колесные диски с двадцатью спицами, имеющие необычную конструкцию. Когда внимательно присматриваешься к такому колесу, замечаешь удивительную вещь: отсутствует вентиль для накачки шины! Инженеры придумали оригинальное решение: канал для воздуха проходит внутри одной из спиц к ступице колеса и вентиль располагается рядом с крепежными болтами. Ступица накрыта декоративной накладкой. Причем снять ее – целая церемония. Надо нажать на надпись “Alpina” на гербе и повернуть его. Круг отъедет в сторону на шарнире, а под ним обнаружится личинка замка. Миниатюрным ключиком он открывается, и только тогда становятся доступны болты и вентиль.
“ПЯТЕРКУ”, созданную “Альпиной”, отличает несколько более развитый обвес в сравнении с теми аэродинамическими накладками на кузов, которые получили две другие модели. Например, спойлер переднего бампера имеет четкий выступающий бортик, которого нет у “B6” и “B7”. Сотрудники фирмы пояснили, что даже такие нюансы имеют принципиальное значение, когда автомобиль достигает максимальных скоростей. “B5” развивает 314 км/ч, в то время как у обычной “пятерки” потолок – 250 км/ч. Альпиновским инженерам потребовалось создать дополнительную прижимную силу, чтобы автомобиль более стабильно вел себя в таких режимах. Испытания внешних элементов проводились в аэродинамической трубе BMW.
Но помимо лучшей обтекаемости создатели обвеса преследовали еще одну цель: альпиновская машина не должна смотреться “злобным суперкаром”. Обычные тюнинговые компании стараются, чтобы от их BMW веяло гоночным жаром и линии кузова ломали пространство. Здесь же дизайнеры привержены более тонкому стилю. Ничего экстравагантного, только классика.
В движении “B5” ничем не уступает купе. Те же точные реакции и мгновенные ускорения. В отличие от “семерки” здесь нет ощущения “лишнего веса”. Собственно, масса седана “B5” и купе “B6” совпадает с точностью до килограмма. По паспортным данным “пятерка” разгоняется до “сотни” лишь на 0,1 с медленнее.
Перед тем как попрощаться с журналистами, Андреас Бовензипен предложил спуститься в подвал шоу-рума, чтобы осмотреть... винный погреб. Как выяснилось, в Германии марка “Alpina” считается не только
автомобильной, но и винной. Пошло это еще с тех времен, когда Буркард Бовензипен, страстный коллекционер вин, осознал, что его запасы элитных напитков намного превышают его собственные потребности, и начал ими торговать. С той поры и по сей день “Alpina” импортирует в Германию и продает под своей маркой десятки коллекционных сортов из самых разных винодельческих районов Европы...
Напоследок я поинтесовался, готовятся ли сейчас в “Альпине” такие революционные разработки, какими были для своего времени 8-цилиндровая “трешка” и модели с коробкой “Switch-Tronic”? Андреас Бовензипен пока не раскрывает карты, но намекает на то, что вскоре джипы “X3” и “X5” могут преобразиться...
В настоящее время в России можно купить “BMW Alpina B7” и на подходе “B6”. Просят за них немало – на две трети больше, чем за обычные “BMW 750i” и “650i”. А тем, кто планирует приобрести “Alpina B5”, придется подождать следующего года.
Техническая характеристика “BMW Alpina” | |||
“B5” | “B6” | “B7” | |
Габаритные размеры, см | 484,1х184,6х146,8 | 482,9х285,5х137,1 | 503,9х190,2х147,7 |
Снаряженная масса, кг | 1.720 | 1.720 | 1.960 |
Двигатель | V8, 4,4 л с компрессором | ||
Мощность | 500 л.с. при 5.500 об/мин | ||
Крутящий момент | 700 Нм при 4.250 об/мин | ||
Разгон 0–100 км/ч, с | 4,7 | 4,6 | 4,9 |
Максимальная скорость, км/ч | 314 | 315 | 300 |
Средний расход топлива, л/100 км | 12,3 | 12,3 | 12,8 |
Запас топлива, л | 70 | 70 | 88 |