Кто бы что ни говорил, но кризис нам еще аукнется. Примером тому Женевский автосалон, на котором потрясения двух-трехгодичной давности проявились в виде непривычно малого числа серийных новинок .
Судя по всему, тема новых топливных “зеленых” технологий перестала быть ультрамодной, перейдя в статус важного, но не единственного направления работы инженеров. Всем понятно, что традиционные двигатели внутреннего сгорания будут актуальны еще много-много лет
Россия опять на слуху в автомобильном мире. Но если пару лет назад все охали и ахали по поводу самого мощного на континенте обвала спроса, вызванного мировым кризисом, то ныне все с точностью до наоборот. Рост продаж в 2010 г. в нашей стране оказался наиболее значительным в Европе, и теперь большинство брендов – от массовых до премиальных – смотрит на российский рынок с нескрываемой надеждой: дескать, только вы с китайцами и можете спасти автоиндустрию.
Концепт Mazda Minagi – предвестник серийного компактного кроссовера CX-5 | Opel Zafira Tourer формально концепт, а по сути – предсерийная версия нового поколения Opel Zafira | Концептуальный Renault Captur – знак революционных изменений в корпоративном дизайне |
А что же сама Европа? Увы, там даже не застой, там падение. В прошлом году в Старом Свете в целом (включая Россию) новых машин было реализовано почти на 547 тыс. меньше, чем в 2009 г. Спад составил 4 %. И это притом, что в разгар кризиса многие рынки росли как на дрожжах. Ситуацию нам без обиняков прокомментировал президент и главный управляющий Mazda Motor Corporation Такаси Яманоути. “Сразу же после начала кризиса многие европейские правительства поторопились ввести программы утилизации и другие поддерживающие меры, что и спровоцировало искусственный спрос, – поясняет он. – Тогда это, может быть, и получилось неплохо, но затем должна была последовать реакция, и именно сейчас мы ее наблюдаем. Поэтому и в нынешнем году, и в следующем заметного роста продаж в Европе не ожидается, за исключением разве что России”.
Наша стратегическая линия на ближайшие годы – развитие комплекса технологий SKYACTIV. Первым шагом стало внедрение в 2009 г. системы i-stop. Теперь идет очередь других компонентов – в частности, совершенствование дизельных и бензиновых моторов, автоматической и механической коробок передач, а также кузова и шасси. Все это позволит уже к 2015 г. добиться 30 процентной экономии топлива на всех автомобилях Mazda, одновременно сделав их еще более динамичными и мощными, способными доставить удовольствие водителю. Затем начнем внедрять системы получения энергии при торможении и непосредственно электромобили. Что касается более отдаленных перспектив, то пока трудно сказать, какие приводы придут на замену двигателям внутреннего сгорания.
С главой японской компании согласны топ-менеджеры и других марок, с кем нам удалось поговорить в Женеве. Если взглянуть на прогноз по ключевым рынкам, то снижение продаж в 2011 г. ожидается во Франции, Испании и Великобритании, в лучшем случае удержат прошлогодний показатель итальянцы, и лишь немцы могут дать прибавку в 250–300 тыс. автомобилей. Совсем незначительный прирост (всего около 100 тыс. единиц) предполагается и во всех вместе взятых странах Восточной Европы, если не считать Россию.
Выявил Женевский автосалон и еще один посткризисный тренд. Напомним, из-за финансовых потрясений мировая автоиндустрия в целом снизила объемы производства и продаж на треть, некоторые марки даже ушли в минус, если говорить об их доходах. Это не могло не отразиться на создании новых моделей – многие проекты в тот момент либо вообще заморозили, либо продвигали вяло. Результат этой пассивности мы увидели на выставке в Швейцарии: совершенно новых предсерийных и серийных разработок оказалось не так много, часто их пытались подменить рестайлинговыми версиями и концептами, а также инновационными технологиями. Впрочем, все это заслуживает внимания не меньше, чем модели-новинки.
И в лес, и по дрова
Чаще всего автосалоны мирового уровня указывают тот или иной вектор развития отрасли. То на первый план выходят кроссоверы, то “заряженные” спортивные хэтчбеки или представительские лимузины. На Женевском мотор-шоу нынешнего года столь очевидных тенденций не было. Сложилось даже впечатление, что многие производители попросту извлекли все свои “заначки”, дабы их стенды не дублировали экспозиции прошлых выставок.
В гармоничном концепте Ford Vertek можно разглядеть черты кроссовера Kuga нового поколения | Концепт BMW Vision ConnectedDrive – витрина фирменных систем взаимодействия между водителем и автомобилем | Концепт-кар Alfa Romeo 4С решено поставить на конвейер |
Впрочем, встречались и однозначно яркие, интересные новинки. В итоге получился некий микст: 2 местный футуристический концепт Vision ConnectedDrive от BMW и первый в линейке Ferrari полноприводной универсал FF, несколько утилитарных городских моделей (KIA Rio и Picanto, Ford B-MAX) и сделанный на платформе Dodge Journey 7 местный Fiat Freemont, вполне европейский Hyundai i40 из D-класса и элегантный Saab 9-5 SportCombi. Тут же – ряд среднеразмерных хэтчбеков, обещающих стать бестселлерами (Citroen C4, Chevrolet Cruze, Peugeot 308), а также компактные кроссоверы (обновленный Volkswagen Tiguan, концепт Ford Vertek – предтеча следующего поколения Kuga, близкий к окончательному варианту Mazda CX-5 концепт Minagi). Плюс спортивные новинки от премиум-брендов – Audi A3 Sportback, купе Mercedes-Benz C-Class и родстер SLK, Lamborghini Aventador LP700-4…
В области технологий мы работаем по трем основным направлениям. Первое – технологии e-tron, повышение запаса хода электрического привода. Второе – облегчение конструкции автомобиля в целом. Третье – Audi Connect, которое охватывает все системы, имеющиеся в машине, и прежде всего системы комфорта и безопасности. Например, это интеграция автомобиля с другими машинами, с дорожной инфраструктурой (считывание знаков, разметки), с парковками (способность электроники найти свободное место), с автозаправочными сетями. И эту, третью, область мы используем также для уменьшения риска аварий – в частности, адаптивный круиз-контроль, экстренное торможение. Подобными новациями оснащен уже целый ряд моделей Audi, и это дает импульс для дальнейшего совершенствования наших машин, поскольку мы предпочитаем прилагать как можно больше усилий в интеллектуальной сфере, а не рассчитывать только на элементы пассивной безопасности.
Конечно же, по-прежнему живой остается тема экологической безопасности. Одни бренды в этот раз демонстрировали развитие своих предыдущих разработок (в частности, Toyota, Honda, Nissan, Opel, Renault, Volkswagen), другие привезли в Женеву “зеленые” новинки, впервые пополнившие их модельные ряды. Так, гибридные модификации (причем в большинстве случаев серийные) теперь есть и в линейках Volvo, Infiniti, Peugeot, Audi.
Вместе с тем часть брендов использовала площадку Женевского салона для того, чтобы показать, в каком направлении будет развиваться экстерьер их будущих автомобилей. К числу таковых можно отнести Mazda (сразу два дизайнерских концепт-кара – 4 дверное купе Shinari и SUV Minagi), Renault (яркие концепты 2 местного кроссовера Captur и компактвэна R-Spacе), Mitsubishi (прототип Global Small, идущего на замену Colt).
Еще смелее поступила Skoda. Чешская компания на весь мир сообщила об обновлении фирменного стиля, причем начиная с логотипа марки: теперь в нем вместо черных элементов мы будем лицезреть зеленые. Что же касается автомобилей будущего, то главные штрихи их стилевых решений воплощены в концептуальном VisionD. Как подчеркнул в беседе с нами главный дизайнер бренда Йозеф Кабан, эта машина – обобщенная иллюстрация того, как станут выглядеть новые модели Skoda. “Если вам нравится этот концепт, то будет по душе и новая Octavia”, – заметил он. Впрочем, то же самое чехи говорят и, например, про Fabia. Цель компании – привлечь новых покупателей, амбициозных, молодых. И именно для них создан более динамичный силуэт кузова за счет скошенной крыши и высокой подоконной линии, придумана новая оптика, решетка радиатора и целый ряд других деталей экстерьера и салона.
Ингольштадтский концепткар Audi A3 предваряет появление серийного седана A3 нового поколения | Универсал Hyundai i40 – преемник модели Sonata | Lamborghini Aventador – новый флагман люксовой итальянской марки |
Новое и старое
Буйства “зеленых” технологий, виденных нами на разных выставках последних лет, на нынешнем Женевском мотор-шоу уже не наблюдалось. Очевидно, это направление перестало быть экзотикой, которую все производители стремились подчеркнуть в своих экспозициях. Теперь уже все понимают, что нужно развивать новые топливные технологии, и каждый бренд (включая китайский BYD) исправно трудится в области альтернативных приводов, будь то гибриды, чистые электрокары или топливные элементы. Но вместе с тем все понимают и другое: в ближайшие десятилетия по-прежнему будут доминировать привычные двигатели внутреннего сгорания, те самые ДВС, которые неизменно ставятся в автомобили на протяжении 125 лет.
Мы полагаем, что в 2011 г. в Западной Европе рынок станет развиваться ровно, без резких падений и взлетов. Хотя многое будет зависеть от экономической ситуации в той или иной стране – в некоторых из них заканчиваются программы государственной поддержки автоиндустрии, и там может быть стагнация или даже небольшое снижение спроса. Что касается России, то ваш рынок специфический, он отличается от остальных даже по модельному ряду: мы продаем как машины, предлагаемые в Европе, так и модели из других регионов мира. На российском рынке сейчас сформирована собственная линейка Toyota и Lexus, которая в максимальной степени адаптирована к потребностям и спросу местных потребителей. Например, недавно был выведен крупный внедорожник Toyota Highlander, изначально созданный для североамериканского рынка.
Такаси Яманоути, президент Mazda Motor Corporation, приводит в связи с этим убойный аргумент: “Сейчас ежегодно жители планеты покупают около 70 млн новых машин, в 2030 г. их сбыт вырастет до 100 млн, но в лучшем случае лишь четверть из них окажется полностью на электротяге. Остальные 75 % автомобилей в том или ином виде будут использовать традиционные ДВС, а в количественном выражении это больше, чем сегодня продается во всем мире”. Поэтому инженеры Mazda главные усилия сосредоточили на совершенствовании именно бензиновых и дизельных моторов в рамках технологии SKYACTIV. С одной стороны, эти двигатели обеспечивают более высокую мощность и крутящий момент, с другой – они легче, почти на четверть экономичнее и, соответственно, дружелюбнее к природе.
Кстати, глава Mazda отмечает и еще один аспект: даже в самой Японии спроса на электромобили среди частных лиц до сих пор практически нет, и готовящуюся к производству Mazda 2 на электроприводе компания намерена предлагать в основном правительственным учреждениям и крупным фирмам. Ту же тенденцию в отношении новых технологий, но уже на примере Старого Света озвучил в разговоре с нами и Гийом Жерондо, вице-президент Toyota Motor Europe. По его словам, два года назад около 8 % европейцев были готовы пересесть на гибридные модели, в 2010 г. таковых стало 16 %. Казалось бы, в два раза больше, но ведь речь идет о приводах, в которых электромотор является лишь дополнительным, работающим в помощь ДВС.
У концепт-кара Nissan Esflow техническая начинка, опробованная на электрокаре Leaf | Mercedes-Benz SLS AMG E-CELL планируется запустить в серию в 2013 г. | “Пятидверка” Chevrolet Cruze – потенциальный бестселлер на ключевых рынках |
Неизбежность применения бензиновых и дизельных моторов в обозримом будущем сегодня признают все крупные автоконцерны. Вопрос в том, как их использовать – сами по себе или же в гибридах, в комбинации с другими приводами. В связи с этим в Audi, например, полагают, что пока самой привлекательной остается технология Plug-in. Член правления немецкого концерна Михаэль Дик пояснил нам, что в рамках этой технологии можно с максимальной эффективностью использовать и ДВС, и электромоторы, повышая запас хода последних до 25–30 км. “Тем не менее, – заметил он, – инженеры Audi готовят к производству и сугубо электрические версии машин. Летом мы проведем испытания модели A1 e-tron, и по их итогам будем принимать решение о запуске в серию”.
У марки Skoda уже давно сложилась собственная клиентура. Можно сказать, мы пестуем своих поклонников и покупателей, отчасти даже воспитываем их. Но вместе с тем эти клиенты ждут и дальнейшего развития бренда в соответствии с его ценностями. Причем их ожидания из года в год растут. И мы ставим перед собой задачу полностью удовлетворить запросы этих людей по всему миру, а также привлечь к марке новых почитателей. При этом я не вижу ни каких-либо пересечений, ни конфликтного соотнесения с продуктами всех остальных компаний, входящих в Volkswagen Group. Мы не пытаемся быть Volkswagen, мы не стремимся стать кем-то еще. Мы намерены оставаться маркой Skoda во всех компонентах, в том числе и в дизайне.
Таким образом, автопроизводители начнут еще более интенсивно эксплуатировать одни и те же платформы, создавая на их базе все новые версии тех или иных моделей, в том числе с разными приводами. Соответственно, шире станет выбор и у покупателей. А значит, 81 й Женевский международный автосалон мы все-таки должны записать в актив.