Недавно коллега в разговоре заметил, что у его знакомого на Дастере нет кнопки "ГЛОНАСС". Говоря другим (формальным) языком - на его автомобиле не установлена система "ЭРА-ГЛОНАСС". Это замечание вызвало во мне прилив воспоминаний. Тема системы экстренного реагирования при авариях сейчас не то чтобы сошла на нет, но пропала с первых страниц СМИ. А ведь еще недавно о ней много писали, говорили, ее горячо обсуждали.
Как часто бывает в таких случаях, мнения кардинально различались и поляризовались. Тогда кто-то видел в развитии "ЭРА-ГЛОНАСС" буквально начало новой эры, когда все транспортные средства, наконец, объединятся в некую систему, которая будет не только реагировать на все возникающие экстренные ситуации, но и собирать "большие" данные, фиксировать нарушения ПДД и много чего еще.
Были и пессимистически настроенные приверженцы теории заговоров, которые рассматривали новоиспеченную систему, как идеальный механизм слежки "большого брата" за всеми автовладельцами, вплоть до возможности прослушки разговоров в салоне каждого автомобиля. Так или иначе, но, объективности ради, надо признать, что "ЭРА-ГЛОНАСС", во-первых, состоялась и, во-вторых, развивается.
По информации, которую мы получили в АО "ГЛОНАСС" сейчас к системе ежедневно подключается от 2 до 5 тысяч транспортных средств. По состоянию на середину марта к ней подключены уже более 3,5 млн. автомобилей в России. Принято 2,7 млн. вызовов (в том числе, в автоматическом режиме - более 18 тыс. экстренных вызовов). Интересно, что из общего количества вызовов только 32,8 тысячи потребовали реагирования экстренных служб - чуть более 1%. Самым главным итогом, конечно, следует считать сотни спасенных жизней и сокращение на 14% летальных исходов в ДТП (в пересчете на 1 аварию).
Очевидно, что со временем разговоры о том, что у кого-то в автомобиле, а тем более в новом, нет "тревожной кнопки" уйдут в прошлое - системой будет охвачен весь автопарк страны, включая сюда и коммерческий транспорт. Что наступит потом?
Если не произойдет улучшений в инфраструктуре, на мой взгляд, в ближайшем будущем развитие системы окончательно упрется в целый ряд ограничений. Основополагающими по-прежнему останутся два: далеко не повсеместное покрытие территории России сотовой связью, а именно через нее осуществляется коммуникация устройств "ЭРА-ГЛОНАСС" (читай: пострадавших в аварии) с операторами, и недостаточная плотность (если можно так выразиться) размещения оперативных служб, что во многих случаях критически увеличивает время их прибытия к местам аварий. Несмотря на то, что за снятие первого ограничения "отвечает" частный бизнес в лице операторов мобильной связи, а за решение второй проблемы - государство, в обоих случаях перспективы не внушают оптимизма.
Распространится ли когда-либо покрытие мобильной связи на всю территорию России - вопрос риторический. Даже в некоторых районах Подмосковья до сих пор не принимается сигнал...
Оснований полагать, что государство резко нарастит присутствие во всех регионах постов или центров размещения оперативных служб или хотя бы обеспечит существующие такими средствами передвижения как спасательные вертолеты, тоже, к сожалению, нет.
Как ни парадоксально это прозвучит, но перспектив развития "ЭРА-ГЛОНАСС" по остальным направлениям, помимо базового - вызова экстренных оперативных служб на место аварии - намного больше.
Некоторые из них, например, вызов эвакуатора, полиции при каких-то противоправных действиях, консультации с сервисными центрами при поломках или неисправностях и тому подобные, также попадают под ограничения, связанные с доступностью сигнала мобильной связи.
Зато огромный спектр других функций, для которых повсеместный и немедленный доступ к связи не критичен, можно развивать и монетизировать. Тут нам и контроль сохранности грузов, и сбор телеметрии с автомобилей для баз данных (например, страховых компаний, городских служб), и облачный мониторинг автопарков, и фиксация проезда по платным участкам дорог для взимания оплаты. Наконец, контроль за соблюдением правил дорожного движения...
Мы поинтересовались планами по дальнейшему развитию системы "ЭРА-ГЛОНАСС" у Артема Климовского, коммерческого директора АО «ГЛОНАСС».
Вот, что он нам ответил:
"Области применения системы будут постоянно расширяться. В числе задач, которые будет решать "ЭРА-ГЛОНАСС" в ближайшей перспективе - корпоративные облачные решения, умное страхование, интегрированные билетные системы и контроль проезда, оснащение малой авиации и водного транспорта и т.д.
В настоящее время продолжается разработка системы экстренного реагирования при дорожных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» нового поколения, которая будет обладать дополнительным функционалом предотвращения дорожно-транспортных происшествий и контроля соблюдения правил дорожного движения. Это должно позволить решить государственную задачу снижения практически до нуля смертности на дорогах. В мире подобных систем пока не существует.
Еще один интересный вектор развития: технологии, используемые в системе экстренного реагирования при дорожных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», в перспективе будут задействованы для решения актуальных задач не только на транспорте, но в смежных отраслях. Так, одним из приоритетных направлений работы должно стать создание системы помощи в местах массового скопления людей. Этот сервис позволит владельцам смартфонов в случае попадания в чрезвычайную ситуацию подать сигнал SOS. Информация о местоположении пострадавшего будет передаваться в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и далее - в службы оперативного реагирования."
Будучи оптимистом, хочется верить в то, что "ЭРА-ГЛОНАСС" будет успешна, в том числе как платформа для создания в будущем российской инфраструктуры "подключенного автомобиля" ("car connectivity"). Обидно растратить впустую возможность стать лидером в этом технологичном направлении. Ведь пока, благодаря "ЭРА-ГЛОНАСС", Россия входит в очень ограниченный круг стран, которые либо имеют аналогичные системы, либо находятся в стадии их разработки и запуска.
Автопроизводители дисциплинированно выполняют свою часть обязательств, оборудуя все новые автомобили, впервые выпускаемые в обращение на территории России, устройствами "ЭРА-ГЛОНАСС".
Сможет ли наше государство, сказав веское первое слово, законодательно и технически запустив систему, поддержать ее развитие на должном уровне? Можно ли рассчитывать на то, что будут преодолены хотя бы основные ограничения по ее использованию? Какие шаги нужно или можно предпринять для реализации всего технического и инфраструктурного потенциала системы "ЭРА-ГЛОНАСС"? Какое будущее ее ждет?
Об этом мы спросили наших коллег и экспертов. И вот какие на этот счет есть мнения...
На сегодня, помимо спасительной для человека, у Эры-глонасс есть еще гибельная функция. Гибельная для редких моделей автомобилей, которые теперь в силу сложной и дорогой процедуры встраивания этой несчастной кнопки стало невыгодно сюда везти. Сколько машин надо подвергнуть краш-тесту? Две, три? А если их всего хотят продать (важнее, что хотели бы купить) пять штук?
Пять - не рынок, но благодаря Эре мы лишились кабриолетов. Жалко... они непрактичны, но они настоящие авто! К тому же с них все начиналось 135 лет назад...
Короче, я очень надеюсь, что наши власти будут признавать и допускать не только собственную Эру, но и европейский e-call, и заокеанскую систему... чтобы производителям (следовательно, и нам) не тратиться дважды-трижды на одно и то же.
А то как бы не получилось как с дальним востоком, где Эру-глонасс просто... отменили для местных жителей. Говорят, перед выборами. Говорят, они удались.
«Стоит признать, что «ЭРА-ГЛОНАСС» успешно развивается в России, и она, кстати, была запущена даже раньше аналогичных систем помощи на дорогах в Евросоюзе и других развитых странах. Конечно, её развитие не обходится без сбоев и шероховатостей, но система уже спасает человеческие жизни, и это главное. Да, мобильной связью и пунктами служб спасения у нас в стране охвачена не вся территория страны. Но все же необходимая инфраструктура для «ЭРА-ГЛОНАСС» существует в местах наибольшего скопления автомобильного транспорта, и здесь в критической ситуации им смогут прийти на помощь. Помимо совершенствования инфраструктуры, больным местом «ЭРА-ГЛОНАСС» можно было бы называть угрозу принципам частной жизни автомобилистов. Теперь получается любое движение на авто отслеживается спутником, и данные об этом могут использоваться не только в целях экстренной помощи. Здесь обязательно надо совершенствовать законодательство и технологии, которые предотвращали бы несанкционированные утечки личной информации о местонахождении водителей».
На мой взгляд, система «ЭРА-ГЛОНАСС» в ее нынешнем виде это не более, чем система рыночного регулирования. Она позволяет российскому рынку существовать отдельно от рынка мирового. Ибо в сущности мы имеем встроенный в автомобиль сотовый телефон, с которого даже нельзя позвонить, а можно лишь подать экстренный вызов. Но ведь с одной стороны телефоны и так есть у всех, а с другой, и это главное, связь есть далеко не везде. Точнее будет сказать, что на огромных территориях нашей необъятной автомобиль с этой системой экстренного, вроде как, реагирования находится вне зоны действия сети. Пожалуйста, перезвоните позже. Можно ли называть такую систему универсальным и эффективным инструментом спасения в экстренных ситуациях? Очевидно нет. В придачу, любая статистика отражающая количество полученных и обработанных вызовов и уж тем более количество спасенных людей вызывает один серьёзнейший вопрос. Если информация была получена с помощью системы ЭРА-ГЛОНАСС, это еще не значит, что последствия аварии были минимизированы благодаря ей. В том смысле, что не будь ее в машине, люди бы просто воспользовались обычным телефоном. Но разве важно это все, если задачи перед системой стоят принципиально иные, и к спасенным жизням они имеют только опосредованное отношение? Это риторической вопрос от человека, живущего в эру ГЛОНАСС.
Когда Россия только ввязывалась в историю с ЭРА-ГЛОНАСС, нам говорили, что мы ориентируемся на Европу. Что в итоге? Там E-Call так и не функционирует в полную силу, а наша система – заработала. Пусть не все хорошо в нашей стране с покрытием сотовой связи, пусть не везде и не всегда возможно действительно оперативно оказать пострадавшим в ДТП медицинскую помощь… Но ЭРА-ГЛОНАСС работает, еще раз доказывая, что по части цифровых технологий Россия занимает в мире далеко не последнее место.
При этом не будем забывать, что систему ЭРА-ГЛОНАСС делали вовсе не чиновники своими ручками, а прогрессивные коммерческие компании, объединившиеся в партнерство для запуска и построения новой среды. Среди них – все сотовые операторы, страховщики, высокотехнологичные компании, тот же «Яндекс». Вряд ли этим гигантам смогут серьезно помешать даже самые твердолобые чиновники. Да, что-то можно заблокировать на законодательном уровне. Но существует масса добровольных инициатив, того, что не запрещено и не разрешено, но уже совсем скоро поспособствуют развитию технологий. Страховая телематика в каско – предоставив данные о манере езды, водитель получит скидку на страховку. Или управление автопарками для организаций – использование телематики на основе модулей ЭРА-ГЛОНАСС открывает огромные перспективы и здесь.
Конечно, для реализации не то что всего, а хотя бы самого очевидного потенциала ЭРА-ГЛОНАСС в сфере телематики, помощь государства не будет лишней. Например, сейчас модули системы, которые ставятся в обязательном порядке, не годны ни на что, кроме отправки сигнала об экстренной ситуации. Вся телематика, которая может быть построена на основе ЭРА-ГЛОНАСС, требует других модулей в самих автомобилях. Если законодательно изменить требования к системам, стоящим в машинах, то можно дать толчок развитию страхования. О привязке стоимости ОСАГО к манере вождения уже давно поговаривают эксперты, но пока это невозможно в том числе и технически. Так же невозможно сейчас с помощью существующего модуля ЭРА-ГЛОНАСС организовать слежку за нарушителями ПДД – а о таком тоже поговаривают.
Потенциал системы ЭРА-ГЛОНАСС настолько огромен, а сферы ее применения так широки, что развивать ее можно практически в любую сторону и самыми разными способами. Ставите приоритет на экстренной помощи? Занимайтесь элементарно сотовыми вышками, не говоря уже о колл-центрах и медицине вообще. Приоритет на телематике – тут вообще непаханое поле. Было бы желание. А оно, к счастью, очень у многих есть.
Кстати, проблемы с обязательностью установки блока ЭРА-ГЛОНАСС в автомобили очень сильно преувеличены. Неужели вы думаете, что «Роллс-Ройсы» и «Бентли» бьют на краш-тестах с ЭРА-ГЛОНАСС, для того, чтобы продавать в России? Нет, конечно. Ультимативные автомобили давно уже научились ввозить в нашу страну от имени частных лиц, получая сертификацию без краш-теста всего за пару десятков тысяч рублей.
Если говорить об «Эре-Глонасс», то ее появление в России может быть и сделало проще вызов экстренных служб с к месту ДТП. Но, вот уж точно эта система лишила нас богатой модельной линейки автомобилей. Кое-какие машины стали дороже, а какие-то модели производители и вовсе отказались к нам везти из-за требований ставить «Эру». Особенно сильно это ударило по брендам, чьи продажи в России были штучными. Например, мы потеряли некоторые имиджевые модели вроде кабриолетов, родстеров, некоторых спорткаров и даже минивэнов. Согласитесь, что не каждый бренд будет разбивать два дорогостоящих автомобиля, чтобы сертифицировать их под требования «Эры», зная, что машина и так не будет массовой, а сертификация под «Эру-Глонасс» еще больше поднимет на нее ценник.
На фоне и без того штучных продаж многим брендам, пришлось почистить свои модельные ряды и убрать с российского рынка отличные автомобили. Таким образом, существование «Эры-Глонасс» ограничивает возможности как иностранных, так и российских брендов в диверсификации своих модельных рядов. В результате этого российский покупатель потерял возможность покупать любую понравившуюся модель, а некоторые автомобили, которые есть в Европе, мы уже и не увидим. Сертификация под «Эру-Глонасс» делает их экономически невыгодными для продажи в России. Поэтому тем, кто ввел в нашу жизнь «Эру» необходимо стимулировать не только массовые бренды, но и премиальный сегмент и даже тех, кто выпускает штучные автомобили. При этом, зачем заново изобретать велосипед? Есть же уже европейская система E-call, которую при желании можно было внедрить и у нас. Но, нет, мы потратим много денег, заставим платить не только производителя, но и конечного потребителя, зато у нас будет свой «Эра-Глонасс» с блэкджеком и шлюпками.
Сложно всерьез сомневаться в необходимости такой системы, как ЭРА-ГЛОНАСС, и статистика это подтверждает. Я знаю минимум один случай, когда водителю удалось с помощью этой системы уйти от преследования бандитов. Это тот случай, когда мы в безопасности - впереди планеты всей. В то же время нужно бороться с причинами тяжёлых ДТП - плохими дорогами, изношенным автопарком. Не мешает поработать над безопасностью автомобилей российского производства и покрытием мобильной связью всей территории России. Потому что в глухом углу, где ЭРА-ГЛОНАСС как раз может пригодиться, связи может и не быть. Система влияет и на разнообразие автомобильного рынка России и ставит искусственные препятствия на пути нишевых автомобилей. Штучные суперкары и олдтаймеры можно было бы освободить от обязательной установки системы экстренного реагирования.