Сергей Мышлявцев
03 июня 2019

Сергей Мышлявцев

главный редактор портала MotorPage.ru

Просьба не беспокоиться?

Несколько лет назад был проведен один интересный опрос. Известная социологическая служба попросила автовладельцев России назвать основные проблемы, с которыми им приходится сталкиваться.

Надо сказать, что подобные опросы проводятся в том или ином виде довольно часто, но за последние много лет список проблем практически не меняется. И, что самое плохое, не сокращается.  

Вот эти беды, которые в основном беспокоили и беспокоят российских автовладельцев:

Немного о психологии

Психологи рекомендуют для снятия любого беспокойства сначала разобраться в том, может ли человек как-то повлиять на решение возникшей проблемы, или же она находится вне зоны его контроля.

Если, в данном случае, автомобилисты могут сделать что-то, чтобы решить какую-то из этих проблем, то надо действовать, а не сетовать и беспокоиться. Если же нет, то, говорят психологи, переживать и беспокоиться вовсе не стоит, раз от нас ничего все равно не зависит.
Так нервничать по поводу этих проблем или нет? Давайте попробуем разобраться.

Нефть - достояние народа!

Дороговизна топлива... Причин этому официальными и неофициальными лицами приводится много, нет смысла их здесь перечислять, все прекрасно их знают.

С точки зрения здравого смысла и экономической теории единственный легальный способ снизить цену на топливо усилиями обычных людей, нас с вами - это снизить его потребление. Тогда, в теории, снижение спроса повлияет на цены, и они должны понизиться. Готовы ли мы пойти на то, чтобы меньше ездить? Как показывают ценники на заправках - нет, не готовы. Продолжаем исправно платить. Не ноем, товарищи, покупаем гибриды и электромобили.

Две беды

Качество дорог улучшается, но очень медленными темпами. Объемы строительства новых дорог и реконструкции старых должны быть в разы больше, чем сейчас. Но даже это позволит лишь немного поправить ситуацию, но никак не решить проблему в целом.

Причин бедственного положения с дорогами также много и, как в предыдущем случае с топливом, очередное их перечисление не имеет никакого смысла - всем и так все с этим ясно.

Можем как-то повлиять? Слушайте, вы серьезно? "В России две беды..." - эта фраза к нам из 19-го века пришла. С тех пор проблема не решена. Не будет решена и на нашем 21-м веку. Не беспокоимся! Покупаем машины повыше и попроходимее.

Про города

Города - не резиновые... Это главная и единственная причина, почему проблема нехватки парковочных мест не может быть решена в принципе.

Давайте будем реалистами. Если в городе в какой-то момент времени или постоянно присутствует больше автомобилей, чем парковочных мест, то они (места) будут в дефиците, временно или постоянно.

В основном эта проблема характерна для крупных городов-миллионников и для районов, так называемой, массовой застройки.

Какое влияние мы, скромные автомобилисты, можем оказать на проекты строительных компаний, где не предусмотрено достаточное количество парковочных мест в этих районах? Никакого. Поэтому, не думаем об этой проблеме, по возможности перекрываем въезд во двор своего дома шлагбаумом и гоняем чужаков, коварно проскочивших на придомовую территорию. 

"Москва встала"

Города - не резиновые... И это же главная и единственная причина возникновения следующей проблемы - вечных пробок.

Если кто-то полагает, что какими-то эффективными действиями городских властей - строительством развязок, интеллектуальными светофорами, центрами по контролю за движением и тому подобными усилиями - хотя бы где-то в мире удалось решить проблему пробок, не питайте иллюзий.

Пока в центр города и из него 2 раза в день в будни, а также в субботу из города, а в воскресенье обратно в дачный сезон будет перемещаться автомобилей больше, чем позволяет максимальная пропускная способность дорог, решения у проблемы пробок нет.

Хорошая новость заключается в том, что эту проблему мы с вами однозначно можем решить. Плохая новость - для этого надо будет пересесть на общественный транспорт. Бежим покупать проездные? Судя по многобалльным пробкам, которые сейчас за окном - "оставь надежду всяк сюда входящий".

Находясь в пробке, слушайте аудиокниги, а в "глухой пробке" просто читайте книги, слушайте музыку... да мало ли что еще можно придумать. Главное - подходить к вопросу творчески. Советуют нам специалисты по тайм-менеджменту. А психологи? По-прежнему, рекомендуют не беспокоиться.

Это ваша проблема!

Страховые компании не платят, всячески затягивают разбирательства по ДТП и другим неприятностям с автомобилями. Еще одна проблема, которая беспокоит многих автовладельцев.

Раскрою небольшой секрет для тех, кто пока был не в курсе - страховые компании зарабатывают деньги на том, что минимизируют выплаты по страховкам - это их основной способ дохода, в этом заключается страховой бизнес. Если они будут быстро и охотно всем платить, то у нас ОСАГО некому будет продавать.

Справедливости ради подчеркнем, что не все страховые только и делают, что наживаются на автовладельцах. Есть компании, которые оформляют все документы, проводят согласование и делают выплаты оперативно.

Можно ли решить проблему со страховой, которая не выполняет своих обязательств или затягивает время и выплаты? Шанс есть. В самых запущенных случаях рекомендуется обратиться в суд.

Здесь проблема, скорее, не общая, а частная, разбираться приходится каждому самостоятельно с конкретной страховой.

Ты - адекватный, вообще?

Размерами налогов для автовладельцев многие недовольны. Эта проблема беспокоит огромное количество людей. Так показывают результаты опросов.

Вообще, беспокойство по поводу размера налогов относится к самым бессмысленным действиям человека. Величину, количество, разнообразие и способ взимания налогов не контролирует никто, кроме государства. Поэтому нам всем надо беречь нервные клетки.

Лучше всего эту проблему перевести в плоскость обычной арифметики. Зная свой доход и посчитав стоимость владения той или иной моделью автомобиля - а в эту стоимость попадают и налоги - каждый должен ответить себе всего на один вопрос. Адекватны ли расходы/налоги на автомобиль моему доходу? Адекватны - платим и наслаждаемся комфортным передвижением, неадекватны - живем с этой горькой правдой дальше или избавляемся от автомобиля - обузы семейного бюджета. Ни в том, ни в другом случае - не паримся! Помните? Простая арифметика.    

Двойная сплошная без конца и края

Недостатки ПДД... Для начала надо разобраться в сути этой проблемы.

Можно ли говорить о недостатках именно ПДД (Правил Дорожного Движения), как таковых? В подавляющем большинстве сами правила не вызывают каких-то проблем. Нас разве чем-то не устраивает то, что при красном сигнале светофора ехать нельзя или что надо пропустить пешеходов на переходе? Да, нет, конечно.

Раздражение и "неприятие" правил начинается, когда красный свет горит перед нашим автомобилем на безлюдном пустынном перекрестке полторы минуты. Или три пешеходных перехода расположены подряд на небольшом участке улицы на расстоянии пятидесяти метров друг от друга.

О необходимости знаков ограничения скорости разве кто-то спорит? Но видели ли вы водителей в здравом уме, которые оттормаживаются до предписываемых знаком 20 км в час на вполне себе безобидном отрезке трассы, где до этого разрешенная была 90?

А частые многокилометровые участки трасс с запрещением обгона? Кто из нас оспаривает значимость и важность сплошной линии разметки? Но часто в поездках возникает ощущение, что дорожники то тут, то там при ее нанесении просто заговорились друг с другом, а их техника в этот момент продолжала, километр за километром, рисовать сплошную.

Проблема не в правилах, а в том, что их применение - установка знаков, разметка, настройка режима работы светофоров и многое другое - так и не подружилось у нас в стране со здравым смыслом.

Кто на это хоть как-то может повлиять? Точно не автовладельцы, к сожалению. Хотя нет... По-моему, теперь сознательная их часть может сообщить куда-то, чтобы власти обратили внимание на отсутствие в их действиях здравого смысла на том или ином участке проезжей части России. Кто желает, сообщайте. А все остальные - не забывая поглядывать, когда уже закончится действие знака "Обгон запрещен", без лишних нервов продолжаем движение за фурой, которая перед вами неспешно везет арбузы.

Кто же нас подставил?

Подставы на дорогах все еще случаются, но, судя по количеству упоминаний этой темы в СМИ в сравнении с тем, что было еще несколько лет назад, статус этой проблемы можно уже понизить с "ужас-ужас" до "просто ужас".

Так как данная беда автомобилистов относится уже к разряду мошенничества и преступлений, бороться с ней (как и в случае со страховыми выплатами) каждый может только самостоятельно. Под "борьбой" в данном случае имеется в виду всего одно действие. Вызов наряда ДПС без всяких попыток договориться с вымогателями.

По мере сил и возможностей таких ситуаций на дороге надо стараться избегать, но, понятное дело, от такого никто не застрахован.

В отличие от других проблем, эта, пожалуй, наименее регулярно беспокоит водителей. С плохим дорожным покрытием и пробками приходится сталкиваться значительно чаще, чем с подставами. Меньше беспокойства хоть с одной бедой - уже великолепно!

Сам такой!

Актер Алексей Серебряков вот считает, что национальная идея России — в силе, наглости и хамстве. Когда он это заявил, то многие гневно дали отповедь таким НАГЛЫМ (!) и не соответствующим действительности словам. С другой стороны - многие из этих людей, участвуя в упомянутых в начале этой статьи опросах, назвали ХАМСТВО на дорогах одной из основных проблем. Парадокс. Наверное, актер просто не совсем верно подобрал слово. Если в его фразе вместо "идея" употребить слово "проблема" - тогда все встает на свои места.

Слова и фразы, впрочем, можно говорить любые, но это никак не повлияет на решение самой проблемы. А она, правда, существует, и она - гигантских масштабов.
Вспоминаю, что с десяток лет назад, а может быть даже раньше, в Москве появилась мода мигать аварийными огнями в знак благодарности другим участникам движения, когда те проявили вежливость - пропустили при перестроении или выезде с второстепенной дороги на основную. Какое-то время эта мода даже распространялась, ширилось количество вежливых водителей. Печально, но по субъективным ощущениям в наши дни это хорошее поветрие стало сходить на нет. Все меньше и меньше миганий аварийкой, все больше и больше резких гудков, осаживающих тех, кто пытается перестроиться или повернуть перед спешащими коллегами-водителями. Бытие определяет сознание? Стало хуже жить и первое, что пропало - это уважительное отношение друг к другу?

Справедливости ради по отношению к не уступающим - все больше и тех, кто при перестроении не включает поворотник. Вот незаметно и к теме наглости от хамства перешли... Только не хочется ее развивать. Здесь и так все очевидно. Хамство на дорогах - частный случай хамства общества в целом. Когда часть общества за рулем, хамство "вылезает" на дорогах, когда идет в магазин - хамство проявляется там и так далее.

По поводу этой проблемы, или беды, или черты национального характера, или как вам угодно, беспокоиться категорически противопоказано. Ведь изменения в лучшую сторону здесь могут произойти только после того, как поменяется бытие, а на это никто из автомобилистов повлиять не может. Или кто-то может?

Если не мы, то никто?

Поймите меня правильно, я - не против каких-то активных действий по решению всех или хотя бы, для начала, одной - двух насущных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотни тысяч автомобилистов.

Беда в том, что все предлагаемые способы их решения либо невыполнимо-популистские по сути, либо начинают буксовать уже на начальном этапе, либо не приносят желаемого результата, либо и первое, и второе, и третье одновременно.

"Давайте обяжем топливные компании снизить цены", "давайте зафиксируем цены на бензин", "надо прекратить нарушения при строительстве дорог", "надо инвестировать больше средств в инфраструктуру", "надо навести порядок со страховыми компаниями", "давайте с понедельника все будем вежливыми друг с другом на дорогах", "даешь больше парковок и желательно бесплатных", "нас спасут от пробок вылетные магистрали", "нужно строить больше перехватывающих парковок", "давайте сделаем въезд в центр города платным"...

Можно бесконечно призывать к таким или подобным "действиям". Можно даже воплощать некоторые из них в жизнь. Только результат будет тот же - либо временное улучшение, либо вовсе отсутствие какого-то улучшения.

Возможно, я излишне пессимистично настроен? Или мной остались незамеченными новые прекрасные предложения по решению хотя бы некоторых из этих проблем?

Буду искренне рад увидеть их в комментариях к этой статье и обсудить со всеми заинтересованными коллегами-автомобилистами и экспертами.

Давайте будем искать решения, которые реально помогут избавиться от проблем автовладельцев, а не слушать без конца заезженную пластинку. Если мы об этом не побеспокоимся, то кто?  

Вам понравилось обсуждение?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Обзоров машин на сайте:

5 2 6 1