Факт первый. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года утверждена 28 апреля 2018 года.
В моем понимании документ с таким броским названием не просто определяет пути развития огромной отрасли экономики. Он должен способствовать привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, в российский автопром. Стратегией правительство заявляет свою позицию, определяет план действий на ближайшие несколько лет. На ее основе компании - и российские, и иностранные - могут строить свои инвестиционные планы, принимать или откладывать важные бизнес-решения.
Факт второй. В Стратегии справедливо, на мой взгляд, отмечается, что:
"Ключевыми глобальными трендами, обладающими наибольшим потенциалом влияния на развитие российского автомобильного рынка и отрасли в целом, являются: электрификация транспортных средств; повышение автономности транспортных средств; внедрение сетевых (телекоммуникационных) технологий в транспортных системах. Для Российской Федерации локальным трендом также является повышение экологичности транспортных средств за счет использования газомоторного топлива."
С момента утверждения Стратегии не проходит и полутора лет, и на днях мне на глаза попадается одно любопытное сообщение. В Госдуме прошло обсуждение темы влияния транспорта на экологию, в рамках которого, по информации газеты "Известия":
"Риторика правительства России относительно внедрения электрокаров в стране изменилась: если ранее они были в приоритете, как во многих других странах, то теперь чиновники не видят в этом экономического смысла. Замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в России, призвав в первую очередь развивать производство транспорта на природном газе, поскольку он на 30% менее энергозатратен."
Не будет правительство больше вводить и «нулевые» таможенные пошлины для электрокаров, выяснили "Известия". Там же приводится аргументация Замминистра, который так пессимистично настроен относительно электромобилей:
"Когда мы говорим об электричестве, при таких просторах нашей родины, при таких отрицательных температурах зимой на большинстве территории страны, мы видим экономический смысл электромобилей только в крупнейших мегаполисах. Дальше уже есть вопросы. Когда мы говорим о газомоторном топливе — это универсальное топливо. У нас сегодня 3 тысячи бензиновых заправок и только 300 газовых, но, когда у нас будет 3 тысячи газовых заправок, вопрос доступности этого топлива будет решен. Давайте будем откровенны: производство и утилизация батарей электромобилей стоит очень много денег и наносит колоссальный вред экологии. В этой связи, на мой взгляд, ситуация с природным газом гораздо более выгодная и экономически, и долгосрочна для нашего государства".
После этого сам собой возникает целый ряд вопросов. Например, остается непонятно, с чем связана эта перемена в "риторике" и настроениях? Почему именно сейчас правительство, в лице Заместителя Министра, начало разочаровываться в электромобилях? Что изменилось с того времени, как правительство разрабатывало Стратегию не далее как пару лет назад? Может быть, размеры страны увеличились? Или тогда не приняли во внимание, что у электромобилей на территории РФ могут быть проблемы, связанные с холодным климатом? Не придали значения тому факту, что придется утилизировать в будущем большое количество аккумуляторных батарей? Не вспомнили, что у нас много газа и хорошо бы сделать именно это направление приоритетным?
Да нет, вроде бы все учли... Вот же в тексте Стратегии прямо в первой главе "Общие положения" черным по белому написано:
"В Стратегии проведена оценка фактического состояния отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов, определены целевое видение автомобилестроения, глобальные тренды в мировой автомобильной отрасли, инфраструктура для инновационного транспорта, сформулированы цели и приоритеты развития отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов, ключевые показатели эффективности реализации Стратегии, разработаны ключевые инициативы в рамках Стратегии, приведена оценка рисков реализации Стратегии и способы их минимизации, определены организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии."
Все просчитали, все риски оценили... И результаты по электромобилям прогнозировались достойные:
"Реализация предусмотренных Стратегией мер позволит обеспечить .... появление новой линейки продуктов с высокими темпами роста продаж (40 - 50 процентов в год для электромобилей и беспилотных транспортных средств)."
В Стратегии развития до 2025 года есть часть, в которой приведены промежуточные итоги выполнения предыдущей Стратегии - до 2020 года. Не будем перечислять успехи, которые удалось достичь. Для дальнейшего развития более важно, что еще предстоит сделать, какие проблемы все еще остаются актуальными. Вот, что об этом написано в текущей версии Стратегии на следующую "пятилетку":
"Тем не менее остался неразрешенным ряд системных проблем отрасли, в том числе низкая доля экспорта автомобильной продукции, слабая динамика развития производителей автокомпонентов и неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли."
То есть, вроде бы из этого следует, что мы стремимся идти в ногу с современными глобальными технологическими трендами и сетуем, что мы к ним не готовы. А каковы же они? Что мы сейчас с вами наблюдаем? Правильно, развитие рынка электромобилей!
Это уже не просто тренд, а динамично растущий сектор мировой автомобильной промышленности. Ведущие компании направляют в него многомиллиардные инвестиции, а правительства разных стран для его развития предоставляют многомиллиардные же субсидии в виде льгот, специальных тарифов, налоговых послаблений и т.д.
Практически все крупнейшие автоконцерны заявили, что в ближайшие несколько лет у каждого из них в продуктовых линейках будет как минимум несколько моделей электромобилей. Это не говоря о гибридах и их подзаряжаемых версиях, которые уже сейчас представлены во многих модельных рядах. Упомянул про них, так как в их конструкции тоже есть электродвигатели и батареи. Поэтому инфраструктура, необходимая для их обслуживания, ремонта и утилизации, во многом пригодная в будущем и для электромобилей, также активно развивается.
А как обстоят в мире дела с автомобилями на газомоторном топливе? Среди глобальных технологических трендов газификация, к сожалению для нас, не просматривается. На других рынках производство автомобилей, работающих на газе, по очевидным причинам, не получило развития. Практически нет соответствующей инфраструктуры, и тем более не слышно планов по ее расширению. Как результат - никто из ведущих автомобильных компаний не производит в сколько-нибудь значимых объемах модификации автомобилей для работы на газе. Ожидать, что кто-то из них начнет разрабатывать и выпускать для отдельно взятого российского рынка подобные машины, было бы очень наивно.
Остается уповать на собственные силы. На что мы в этом случае сможем рассчитывать? А на этот счет есть, кстати, упоминание в той самой Стратегии. Среди ключевых показателей эффективности ее реализации приведен план (прогноз) по производству газобаллонных автомобилей. В 2019 году их количество должно составить 8,2 тысячи, а к 2025 году достичь, внимание, 14 тысяч штук (кстати, 100% из них автобусы и коммерческий транспорт). Наше правительство полагает, что ради такого объема производства стоит сменить приоритеты в Стратегии развития всего нашего автопрома?
Очень не хотелось бы, чтобы вслед за новой риторикой чиновников произошел "крен" в сторону какого-то одного из направлений развития. В силу не совсем понятных сиюминутных обстоятельств, отказываться от стратегической поддержки электромобилей, по-моему, неправильно. Почему не следовать уже принятой Стратегии и не развивать параллельно и сегмент автомобилей на газомоторном топливе, и транспорта на электричестве, и беспилотных транспортных средств?
Я совсем не против повсеместного использования газа в качестве топлива для автомобилей, развития сети газозаправочных станций и других позитивных действий в этом направлении. Но с точки зрения его значимости для перехода нашего автопрома на новый технологический уровень, оно имеет меньший потенциал, чем электро- и автономный транспорт. Не говоря уже про водородные двигатели, которые, кстати, в Стратегии (если мне не изменяет память), вообще, не упомянуты. И это при том, что автомобили, работающие на водороде, уже несколько лет как созданы и вовсю ездят в разных странах.
То, что правительство отменило какое-то время назад налоговые льготы на электромобили - еще полбеды. Мне кажется, что у этой истории "охлаждения" наших высших чиновников к "теслам" и прочим "приусам" есть гораздо более серьезное последствие, чем возможное запаздывание в нашем технологическом развитии по этому направлению.
Не секрет, что инвесторы любят вкладывать деньги в стабильный рынок с понятными правилами и перспективами, просчитываемыми на достаточно длительный период. Наше правительство всегда декларировало, что привлечение иностранных инвестиций - это абсолютный приоритет и важнейшая составляющая развития экономики. И оно само же, приняв Стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года менее полутора лет назад, теперь "переобувается" прямо в движении? Это очень простой, как в таких случаях говорят, сигнал для инвесторов - с вложениями в автомобильный сектор и связанные с ним сферы бизнеса в России пока не следует торопиться.
Получается, что мы опять пойдем по одному нам ведомому пути, вдали от магистралей мирового автопрома? Новая цель - строительство 2700 газозаправочных станций? Любопытно, а кто в это будет инвестировать?
Знаю, что сейчас повторю банальность - нет идеального двигателя и вида топлива. До настоящего времени наиболее активно развивались и массово применяются на автотранспорте лишь двигатели внутреннего сгорания. Работающие на бензине, дизельном или газовом топливе. Мне кажется, сейчас уже общепризнано, что потенциал развития новых технологий, связанных с этими типами моторов, по сути, исчерпан. Все, что можно было выжать из них - в прямом и переносном смысле - инженерами выжато.
По мне, так стратегическое направление развития автотехнологий на ближайшие годы очевидно и связано с электромобилями. Я не в том смысле, что они станут, даже в горизонте нескольких десятков лет, такими же массовыми, как автомобили с ДВС. Просто, с одной стороны, двигателям на альтернативном топливе есть, куда расти технологически, а с другой - инфраструктура для подзарядки, в отличие от дозаправки обычным топливом, может "прийти" (хотя бы теоретически) в каждый дом и офис... это уже другой уровень удобства владения автомобилем.
Однако, понимая, что, по крайней мере, пока, электромобили имеют целый ряд недостатков и ограничений, я все-таки призываю придерживаться Стратегии развития автопрома до 2025 года и не зацикливаться на каком-то одном из направлений в ущерб остальным.
Поскольку речь идёт о стратегии развития автомобильной промышленности нашей страны, то в соответствии с ней нужно чтобы много электромобилей производилось у нас - тем же АвтоВАЗом, например. А не ввозилось Теслами и иже с ними по нулевым пошлинам. Иначе развивать мы будем чужую промышленность. А учитывая сложность, объёмы производств аккумуляторных батарей, технологии с этим связанные, ресурсы и инвестиции, наш автопром это попросту не потянет. Ну, а поскольку электромобиль в нынешнем виде помимо такого недостатка как малый для нашей огромной страны запас хода и отсутствие в стране инфраструктуры заправок имеет ещё огромный минус в виде высокой цены, то и рынком он у нас не особо востребован. Проще говоря, вместо маленького BMW i3 за почти 4 миллиона рублей у нас можно купить в том же дилерском центре БМВ новую пятерку или Х3/Х4 в более привычных нам форм-факторах, бОльших размерах и без малейших проблем с дальностью поездки и инфраструктурой заправок. К чему я всё это. Нашему рынку с нашей спецификой, нашей стране с её необъятными просторами и очень разнящимся на них уровнем жизни и проникновения в неё современных технологий этот довольно свежий и новый путь, несмотря на определенный к нему интерес у небольшой в рамках населения России группы автомобилистов, вряд ли подходит. А вот машины на газу - это знакомая россиянам тема. Газа у нас много, он как правила на машинах используется совместно с бензином, то есть автономность растёт. Ну и установка/стоимость ГБО оборудования гораздо дешевле, чем «электромобильность». А по поводу того, что правительство сменило курс и тональность говорит о том, что они меняют, корректируют прежние планы, опираясь на какие новые факторы, а не слепо делают то, что решили полтора года назад.
В России производственных мощностей на 50 млн. тонн светлых нефтепродуктов в год, а продаётся 30 млн. тонн. На внутреннем рынке с минимумом экспорта. Я бы удивился, если бы в этих условиях риторика правительства не изменилась, и они бы продолжили говорить об электротранспорте как о важнейшей части стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации.
Возможно, этому также поспособствовали люди с высшим образованием, которые посчитали, что в текущих реалиях выработка электроэнергии для электромобилей даёт больше выбросов, чем при эквивалентной работе автомобилей с ДВС. Или кто-то подсказал правительству, что при доставке от станции до потребителя дойдёт только 31% энергии, остальное уйдёт на отапливание космоса и растворится где-то на пути от ТЭЦ до трансформатора, ещё и потеряется при преобразовании переменного напряжения в постоянное для заправки конечного автомобиля.
В общем, возможно, кто-то там наверху не ударился в популизм, а сел и хорошо всё посчитал, да увидел, что за красивыми презентациями инвесторов кроется так себе энергетическая прагматика. Помноженная на нулевую инфраструктуру, да ещё и на фоне профицита мощностей НПЗ.
На мой взгляд, с электромобилями не все так просто, как могло бы быть. Человечество уже пару раз проходило «электроавтомобилизацию», но последняя волна самая мощная в технологическом плане. На данный момент вопрос экологичности электромобиля остается открытым. В мире пока еще очень мало чистой электроэнергии. Ветряков на всех не хватает, солнечные батареи подешевели, но пока не решают проблемы. Вот и получается, что бы где-то в мегаполисах было чистое небо, вдалеке коптят небо трубы ТЭЦ, крутит турбины запертая река или светится в темноте очередная Фукусима. Пока вопрос с получением чистой энергии, а так же с эффективным храниением на борту не решен, электромобиль остается спорным экологическим решением. Правда, есть еще один важный момент. Именно электрическая схема позволяет внедрить в машину, множество умной электроники и искусственный интеллект, а за этим будущее. Как быть? Вопрос электрофикации вроде как решен, ей быть. Но мировые автопроизводители на всякий случай развивают вторую ветку – гидроген. В этом случае электричество получается прямо на борту, довольно экологичным способом из водорода. При этом производство водорода тоже требует затрат и довольно опасно, но водорода на планете больше, чем углеводородов и добывать его можно где угодно, а не там где есть нефтяные залежи. Картина в целом складывается, будущее будет электрическим. Не хватает небольшого научного открытия по части энергии. Что-нибудь связанное с нейтрино или солнечной энергией – вот тогда не надо будет беспокоиться о мощности электросетей, коротких замыканиях, блекаутах. В реалиях сегодняшнего дня газомоторное топливо разумный выбор, но не как основной, а вспомогательный путь. Его внедрение могло бы здорово повысить эффективность в отдельных областях, таких как производство, грузоперевозки, где многое доходит до абсурда: чтобы заправлять технику , добывающую газ на Ямале, дизель приходится везти за сотни километров из Уфы, а ведь она могла бы ездить на том самом метане, который добывает. Очень важно, чтобы, безусловно, здравая газомоторная стратегия не отодвинула в сторону развитие общепринятых новых, электрических технологий, а шла с ней параллельно.
Зачастую решения, который должны бы определять будущее, в том числе и достаточно отдаленное, у нас нередко принимаются под влиянием сиюминутных политических, реже экономических соображений. Мне в этом решении видится невысказанная вслух уверенность в том, что в России не удастся создать конкурентные по мировым меркам технологии для электротранспорта. А раз так, то зачем плестись в хвосте, давайте, мол, пойдем своим, «газовым» путем. Мне здесь не нравятся два обстоятельства. Переход на газ, как основной вид топлива, не требует серьезного технического прогресса. Машины будут комплектовать перенастроенными ДВС. А значит по части электротранспорта мы уже точно окажемся в прошлом веке. А кроме того, никто пока не знает того потенциала, который скрывают новые типы силовых установок. Когда-нибудь окажется, что не страшны ни морозы, ни дальние расстояния и новую технику опять придется везти из-за границы. Вот только чем платить будем, раз нефть уже не будет в цене?
В России лучше не мыслить. Тогда не будет «неудобных» вопросов, после изучения подобных «стратегий», связанных с развитием страны в любой сфере, а не только автомобильной. Возьмешься детальный разбор какой бы то ни было «стратегии» и гарантированно упрешься или в непрофессионализм лиц ее составивших или в их ангажированность. А порой и то и другое единовременно. Итогом следования этим планам будет процесс обратный помощи развитию той или иной отрасли, легко описываемый набившей оскомину фразой: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Так что, давайте спрячем калейдоскоп «стратегий» под грифом «ДСП» от всеобщего рассмотрения, тем самым не будем пугать инвесторов, пришлые «варяги» издавна Русь поднимали. Их время настало вновь, лишь бы не спугнуть потенциальных спасителей, мир давно ушел вперед пока на электротяге, водород на очереди.