Для машины, большую часть времени проводящей на бездорожье, особенно актуальна выхлопная система из нержавеющей стали. У дебютанта “Sportsman ХР 850 EFI” новое все – дизайн, двигатель, трансмиссия, колеса. Плюс электроусилитель руля – подобные устройства на ATV встречаются довольно редко. Как говорят в “Polaris”, их четырехколесник – “99% New”.
ОЧЕНЬ интересно – а где же тот единственный процент, что остался, если верить создателям, от старого “Sportsman”? Третий раз обхожу по кругу ярко-красный “ХР 850 EFI” в поисках хоть одной знакомой детали. Должен ее найти из принципа – я столько отъездил на “Спортсмене” предыдущего модельного ряда, что досконально изучил его от фаркопа до лебедки..
Ага, вот он, этот одинокий процент! На новый АТV с прежнего перекочевали задние габаритные фонари. Но они так органично утоплены в крылья, что их немудрено не заметить. Все остальное в четырехколеснике, повторяю, сделано с нуля.
Прежде всего стоит рассказать о двигателе. Он, как и у предыдущей модели, двухцилиндровый, но теперь цилиндры расположены не поперек рамы, а продольно оси движения. В результате мотор получился узким. Вдобавок со своего традиционного места слева от двигателя убрался громоздкий кожух вариатора, который отнюдь не добавлял удобства водителю. Отныне вариатор устроился, никому не мешая, позади мотора. А чтобы он свободно дышал, из кожуха выведен шноркель – до уровня воздушного фильтра. (Если кто-то не знает, фильтр – самая высокая точка в четырехколеснике, так что вода на глубоком броде в вариатор не попадет.)
Такая компактная конструкция позволила сделать подножки на треть шире, чем у предшественника. Это очень хорошо, ведь у всех водителей не только разный рост, но и разная манера располагать ноги на подножках. С новым “Sportsman ХР 850 EFI” проблемы в этом отношении не возникнут. Еще приятнее, что более узким (если точно, на 82 мм) стало сиденье в районе колен водителя – это сильно расширило возможности для маневра тем, кто предпочитает спортивный стиль езды. С таким седлом на виражах можно легко и быстро вывешиваться в сторону поворота. Не зря же на пластике написано “Sportsman”!
Вот руль под себя настраивать не советую. Он-то регулируется, но для этого надо снять кожух фары, открутить четыре болта.. В общем, по собственному опыту могу сказать – требуются время, терпение и хороший инструмент. Между тем вполне можно все оставить как есть – у руля достаточно удобное усредненное положение.
Приборы у “ХР 850 EFI” очень современные, полностью цифровые. Показания спидометра можно по желанию получать в милях или “км/ч”, либо вместо них выводить данные тахометра. Два счетчика суточного пробега, счетчик моточасов, одометр, указатель межсервисного интервала, обычные часы..
В моих планах – отмахать за день никак не меньше 100-150 километров по родной природе. Поэтому с некоторым скепсисом поглядываю на переднюю багажную площадку, где можно закрепить до 160 кг груза. Неплохо, но раньше было лучше. Предыдущая модель в базовом исполнении оснащалась настоящим багажником с хорошо пригнанной плоской крышкой. Под эту крышку можно было много чего уместить, да и на нее тоже. Для нового “Sportsman” предлагается подобный багажник, но уже за отдельную плату.
Зато какие шикарные колеса на “ХР 850 EFI”! Право, если бы подходили по креплению – не задумываясь поставил такие же на свой джип. Красивое литье, а диаметр – самый большой из возможных для мотовездеходов, выпускающихся в настоящее время. На таких колесах, да с самым большим клиренсом – 30,5 см! – среди моделей подобного класса “Sportsman ХР 850 EFI” становится настоящей грозой бездорожья.
Кстати, колеса обуты в низкопрофильную резину. Не путайте с шинами для легковых автомобилей! Просто ее профиль самый низкий среди покрышек, выпускаемых для АТV. На такой резине четырехколесник стоит в повороте гораздо лучше, чем на обычной. Она не так “гуляет” и не подламывается при резком маневре, как стандартная покрышка.
Путевые заметки
ДВИГАТЕЛЬ завелся мгновенно – по ощущениям, даже раньше, чем ключ был повернут до конца. Но работал он, на мой взгляд, шумновато. Удивляюсь на американцев. Автомобильные моторы делают едва ли не самые тихие в мире, они словно шепчут, только ремни едва слышно посвистывают. А вот на шумность двигателей для экстремальной техники почему-то махнули рукой: дескать, тарахтит, ну и пусть тарахтит.
Рычаг вариатора переключается уверенно, но с неприятным звуком – у шестерен нет даже намека на синхронизаторы. Для кого-то это пустяк, не заслуживающий внимания, но лично мне не нравится. А ведь у “Sportsman ХР 850 EFI” все новое – и мосты, и коробка. Значит, характерный звук при переключении позиций трансмиссии четырехколесник получил в наследство от прежней модели. Вместе с задними фонарями.
Впрочем, ATV можно простить все мелкие недостатки за легкость и непринужденность его хода. По сравнению с предшественником у нового мотора прибавилось 50 “кубиков” (его объем составляет 850 куб. см) и стало всего на 9 л.с. больше. Однако едет “ХР 850 EFI” совсем по-другому. Набирает скорость мягко, ненавязчиво, но очень уверенно. Этот комфортный разгон длится примерно до половины открытия дросселя. Затем картина резко меняется: глазом моргнуть не успеешь, как на дисплее мгновенно меняются цифры – 80… 90… 100 км/ч. Прежний “Sportsman” такой динамикой не баловал. На нем, чтобы добраться до 90 км/ч, приходилось достаточно долго держать курок газа плотно прижатым к рукоятке руля.
Теперь о том, что не понравилось. У меня, как у многих водителей ATV, вошло в привычку почти все время не сидеть, а стоять за рулем. Так лучше видно трассу и чувствуется четырехколесник. Но на новом “Sportsman ХР 850 EFI”, когда стоишь на подножках, сложно разобрать показания приборов. Чтобы их разглядеть, надо сильно наклонять голову. А на скорости под 80 км/ч отводить глаза от дороги, тем более от бездорожья, мягко говоря, не рекомендуется. Даже на знакомой трассе, где знаю наперечет все ямы.
Ну вот, как раз “поймал” одну из них. Переднюю подвеску пробило до звона. Останавливаюсь. Что-то не припомню подобных случаев у прежнего “Спортсмена”. Его MсPhersоn был слишком нежен для крутого бездорожья, не выдерживал жестоких ударов о камни и корни деревьев, но ямы вроде этой проходил без проблем… У нового “ХР 850 EFI” подвеска принципиально другая – она, как у спортивных моделей, состоит из двух трапециевидных рычагов на шаровых опорах. Так почему ее пробило? Вопрос риторический. Беру ключ для регулировки предварительного поджатия пружин. Два “клика” на передней подвеске, один – на задней.
Пробую – стало лучше, но жестко. Возвращаю на один “клик” в передней подвеске, заднюю оставляю без изменений. Вот теперь – оптимально. Без преувеличения, четырехколесник стал другим. Неделю после этого носился по бездорожью Владимирской области – никаких претензий к подвеске. Казалось бы, пустяковая регулировка, но каков эффект!
К хорошему надо привыкнуть..
ОТДЕЛЬНОГО упоминания заслуживает усилитель руля. Просто потому, что установлен на ATV. Это на автомобиле его наличие подразумевается по умолчанию, а на четырехколесниках подобные устройства до сих пор проходят по разряду явных излишеств, если не баловства. Тем не менее постепенно “квадры” ими обзаводятся. Я попробовал электроусилитель на новом “Sportsman” и… честно признаюсь, мнение неоднозначное.
Сразу скажу: те, кто раньше не ездил на мотовездеходе без усилителя руля, дальше могут не читать – к ним это не относится. Они, сев в седло “Sportsman ХР 850 EFI”, воспримут его управляемость как должное, потому что другого не знают. Пишу для людей, которые привыкли ездить именно без усилителя. Им придется переучиваться.
Я, к примеру, из их числа. Причем немало катался на двухместном ATV, у которого колесная база значительно длиннее, чем на обычном “квадре”. И привык, что на большой скорости на прямиках он стоит неколебимо, словно крейсер в штилевом море. А “Sportsman ХР 850 EFI” – короткобазный одиночка. Это, знаете ли, совсем другое поведение на дороге. Он больше склонен к излишней поворачиваемости, иначе ведет себя на большой скорости, в прыжке, повороте. И вдобавок – этот самый электроусилитель руля. Первое время я вообще передние колеса не чувствовал – ну нет от них отдачи или, если угодно, обратной связи. Потребовалось несколько дней, чтобы перестроиться. Зато когда освоился – убедился, что усилитель на четырехколеснике имеет свои достоинства.
Кстати, он у “Sportsman ХР 850 EFI” – самый мощный среди ныне выпускаемых. И начинает работать, лишь только включишь зажигание (на других моделях для этого требуется завести двигатель). Руль можно повернуть от упора до упора одним пальцем.
Досталось от меня этому электроусилителю. В каких только режимах я его не испытывал! Разве что в глубоком снегу не пробовал, в связи с отсутствием этого снега. Зато по глубокой грязи барражировал долго и на следующий день с некоторым удивлением обнаружил, что руки совсем не болят. Без усилителя, по своему опыту знаю, картина была бы другая. Да что там грязь – я на новом “Sportsman” даже грибы собирал. В буквальном смысле слова. Катаешься себе потихоньку на пониженной передаче между деревьями, одной рукой правишь, другой к подберезовику тянешься. Запросто – руль-то ведь легкий, как перышко.
Краткая техническая характеристика “Polaris Sportsman ХР 850 EFI” |
Габаритные размеры | 211,4х120,9х128,9 см |
Высота по сиденью | 94 см |
Сухая масса | 355,6 кг |
Двигатель | 2-цил., 4-такт., 850 куб. см, жидк. охлажд. |
Мощность | 75 л.с. |
Тип привода | полный |
Коробка передач | вариатор |
Максимальная скорость | 120 км/ч |
Запас топлива | 17 л |
- Автор
- Вячеслав КИЦИС
- Издание
- Клаксон №19 2009 год