На улицах российских городов все чаще появляются мотовездеходы с “тракторными” номерами. Их водители соответственно имеют права с категорией “машиниста-тракториста”. Мы решили проверить, как ведет себя ATV на обычном асфальте, и для знакомства взяли первый мотовездеход от австрийской компании KTM (известного производителя мотоциклов) – спортивный “525XC Sportquad”.
ПЕРВОЕ и, пожалуй, самое главное впечатление: мне было плевать на колейность, пятна масла на асфальте и даже наледь. На улицах города мотовездеход демонстрирует динамику мотоцикла в сочетании с автомобильной устойчивостью. Надо перестроиться на несколько рядов с ускорением? Нет проблем. Необходимо резко, до визга покрышек, затормозить? Тоже без вопросов. ATV от КТМ проделывает все это уверенно, не вызывая лишних всплесков адреналина в кровеносной системе водителя.
Единственное, что тормозило мое движение в городском потоке, – изрядная ширина квадроцикла. Однако “Sportquad” в любом случае намного уже большинства автомобилей и позволяет езду по междурядью, что значительно убыстряет передвижения по мегаполису.
Австрийская компания KTM буквально несколько лет назад решила выйти на рынок мотовездеходов. “Sportquad” проектировался в полном соответствии с принципом компании “Ready to race!” (“К гонке готов!”). Изделие KTM представляет собой классический спортивный квадроцикл: пространственная трубчатая рама, задний привод (никаких “4х4”) и пятискоростная механическая коробка передач (никаких вариаторов). В трансмиссии, кстати, есть передача заднего хода, что здорово упрощает городскую езду.
Передняя полностью независимая подвеска оснащена регулируемыми амортизаторами “Ohlins” в качестве стандартного оборудования. Проехав несколько километров, перестроившись несколько раз вдоль полос с глубокой колейностью, останавливаюсь и перевожу амортизаторы в самое жесткое положение – асфальт как-никак. Квадроцикл стал точнее реагировать на руль, хотя на нем чуть возросло усилие. Оно, впрочем, и изначально было отнюдь не маленьким. Поездка по городу на “Sportquad” вовсе не представляет собой легкую прогулку. Перед каждым поворотом мне приходилось прикладывать к рулю изрядное усилие. Тем, кто решит использовать четырехколесник на асфальте, рекомендую подыскать электрический усилитель руля – подобные устройства выпускают многие американские компании. Сама KTM усилителя не предлагает даже за доплату, исходя из вышеуказанного принципа бескомпромиссной спортивности “Ready to Race!”.
“SPORTQUAD” приводится в движение знаменитым 1-цилиндровым 510-кубовым мотором, который в 2000-х годах широко использовался на гоночных мотоциклах KTM и принес австрийцам множество побед в ралли-рейдах. Пусть, кстати, вас не смущают разночтения в реальном рабочем объеме и обозначении модели – “525XC”. Просто, с годами повышая цифры в индексе, компания демонстрировала эволюцию двигателя и его растущие возможности. Его мощность автрийцы не сообщают, однако, по ощущениям, она составляет около 50-55 л.с. Этого вполне достаточно для легкого аппарата (сухая масса – 168 кг).
Мощность мотора нарастает нелинейно. Впрыск мог бы сгладить его характеристику, однако австрийские инженеры предпочли простой и надежный карбюратор (он предпочтительнее для эксплуатации в сложных условиях и при ремонте “в поле”, что нередко случается в ралли-рейдах). На оборотах чуть выше средних, как это часто бывает с карбюраторными двигателями, происходит буйный выброс энергии – задние колеса мгновенно срываются в пробуксовку. Желательно, чтобы в этот момент передние колеса стояли прямо, иначе занос неминуем. Ведь дифференциала сзади нет – колеса насажены на единую жесткую ось. Поэтому несколько раз, слишком рано добавив газ на выходе из поворота, мне приходилось бороться с резкими заносами. Грунтовое покрытие сгладило бы характер “Sportquad”, но асфальт предъявляет свои, более жесткие требования..
Итак, на ATV действительно можно ездить по городу. И это доставляет удовольствие! При движении из точки А в точку Б мотовездеход в любом случае будет быстрее автомобиля и намного безопаснее мотоцикла. Только для езды по асфальту я бы рекомендовал ATV другого класса: не бескомпромиссный спортивный, а универсальную модель – чтобы крутящий момент мог разделяться между задними колесами, а рулевое управление имело усилитель.