РАЗУМЕЕТСЯ, круг владельцев “Mitsubishi” не ограничивается хозяевами экстремальных “Эволюций”, поэтому начальный курс обучения в “Driving Art” проводится на обычных 1,6-литровых седанах “Lancer”. Базовый набор уроков типичное качественное обучение азам управления автомобилем. Оно включает в себя необходимые в повседневной практике приемы торможения, объезда препятствий, борьбы с заносом. Кроме того, есть дополнительные методики для повышения мастерства владельцев внедорожников “Outlander” и “Pajero”. Однако меня в тот день прежде всего интересовало пилотирование “Evo”..
Дмитровский полигон. На улице небольшой мороз и легкий снежок. Лучшей погоды для испытания себя на пригодность к миру “Evo” не придумаешь. Три учебных суперкара дремлют на краю огромной площадки. На карбоновых плоскостях задних антикрыльев еще лежит снег, не сдутый бешеными ускорениями. Однако из громадных отдушин на капоте уже веет жаром от прогретых интеркулеров турбин, растапливающим падающие снежинки прямо на лету. Вот они 265 сил мощности, помноженные на “умный” постоянный полный привод с активным задним дифференциалом. “Эволюциям” все равно, по какому покрытию мчаться: сухому асфальту или обледеневшему, занесенному снегом, залитому дождем. В любом случае суперкар “Mitsubishi” будет быстр умопомрачительно..
В каждом автомобиле инструктор и два ученика. Как в любой школе водительского мастерства, занятия в “Driving Аrt” начинаются с демонстрации правильной посадки за рулем.
Ноги спокойно, без напряжения выжимают педали газа и тормоза до упора. Спина полностью, всей площадью опирается на спинку кресла. Руки в расслабленном состоянии должны свободно ложиться запястьями на верхнюю точку руля, рекомендации инструктора ничем не отличаются от тех, что мне доводилось выслушивать на других тренингах, как отечественных, так и зарубежных.
Дальнейшие наставления тоже по накатанной схеме. Как максимально быстро вращать руль, перехватывая “баранку” в нижней части обода. Как избегать перекрещивания рук.. Впрочем, последнее для пилота “Evo” не слишком актуально. Дело не только в “остром” рулевом управлении, но также в том, что автомобиль при определенном навыке несложно “заправлять” в повороты педалью газа.
Азы управления суперкаром начинаются с освоения приемов грамотного руления
Для начала очень простое упражнение: прохождение “змейки” на малой скорости с минимальными заносами. Затем задание усложняется: перед очередным виражом миллисекундный сброс газа, а после доворота “баранки” снова прибавление. Суть в том, что этот самый сброс газа “дозагружает” передние колеса, они на мгновение крепче прижимаются к дороге, и суперкар охотнее повинуется рулю. Когда этот прием освоен, инструктор покидает автомобиль. Вы остаетесь с “Evo” один на один. Уже смелее вызываете все более и более глубокие заносы, заставляя суперкар в скольжении огибать расставленные на снегу оранжевые конусы.
Следующее упражнение торможение со сменой полосы движения. С использованием АБС и без нее. Похожее задание я встречал на многих курсах повышения мастерства. Однако в школе “Mitsubishi” введен любопытный элемент неожиданности. Двигаясь по коридору из конусов, вы сначала бьете по тормозу, и лишь потом инструктор командует, куда перестраиваться вправо или влево. Поэтому каждый раз под треск АБС уходишь в сторону только в самый последний момент. Как следствие слишком “нервное” руление, и далекая от идеала траектория, и рыскания автомобиля перед окончательной стабилизацией (если пилот ее вообще добивается, а не раскидывает передним бампером машины ограничительные конусы). Словом, в “Driving Art” ситуация максимально приближена к аварийной. После многократных занятий рефлексы становятся отточенными. На реальной дороге при угрозе реального ДТП повышается шанс уйти от столкновения мягко, точно и прогнозируемо..
Вновь усложнение урока. Инструктор вынул изпод капота предохранитель, отвечающий за срабатывание антиблокировочной системы, и попросил меня несколько раз остановить автомобиль без АБС. В подобной ситуации, чтобы суперкар продолжал повиноваться рулю, тормозить надо прерывисто, частыми и резкими толчками по педали. Таким образом, колеса не блокируются и машина сохраняет отклик на “баранку”.. Это упражнение тоже хорошо знакомо, тем более что азы экстремального вождения я много лет назад осваивал на вазовской “восьмерке”, где антиблокировочная система не предусмотрена вовсе. И здесь опять возник элемент неожиданности: после многократных торможений без АБС инструктор якобы вернул предохранитель на место.. Для очередной экстренной остановки привычно ударяю по тормозу, антиблокировочная систе-ма, естественно, не сработала, а среагировать я не успел, и “Evo” с заблокированными колесами ткнулся носом в сугроб.
Инструктор показал зажатый в пальцах предохранитель. Увы, я не заметил горящую лампочку, предупреждающую о неисправности АБС. Мораль: при вождении автомобиля мелочей нет. Даже маленькая рассеянность может обернуться аварией.
ВПРОЧЕМ, все вышеописанное можно отнести к общему курсу безопасной езды. А чем выделяется школа вождения именно сверхмощного “Evo”? Главное здесь не запрещают ставить автомобиль в занос, здесь его поощряют. Ведь именно талант к езде в управляемом скольжении был и остается одним из главных достоинств “Эволюций”, рожденных для баталий на раллийных трассах.
Нет смысла описывать тонкости разнообразных упражнений. Суть простая: чтобы ехать как можно быстрее по чистому сухому асфальту, заносов надо избегать, управлять автомобилем в “шоссейно-кольцевом” стиле, но если покрытие скользкое, если под колесами снег и лед, то поддерживать высокий темп без прохождения поворотов в скольжении невозможно. Недаром в “Driving Art” так много внимания уделяют правильному использованию потенциала “Evo” именно на зимних дорогах.
Одно из первых заданий заключается в том, чтобы попробовать на минимальных оборотах двигателя не выше 3.000 об/ мин заставить суперкар постоянно скользить боком, описывая эллипсы вокруг одного-единственного конуса. При этом руль остается по большей части неподвижным, повернутым на определенный угол. Траектория задается сбросом или добавлением газа. После задача усложняется: ученику предлагается нарезать уже не круги, а “восьмерки” между двумя конусами.
Теперь попробуем по-раллийному пройти S-образный поворот в управляемом заносе. Для этого главное понять, в какой точке виража следует переложить “Evo” с бокового скольжения в одну сторону на другую, опять же с использованием не столько руля, сколько акселератора. Именно в таких ситуациях начинаешь осознавать, сколь чуток и точен “Evolution”. Суперкар отличается мгновенной реакцией на газ и руль. Чуть перекрутил “баранку”, чуть пережал акселератор и сразу теряется оптимальная траектория. Поэтому одна из основных задач инструкторов заключается в том, чтобы научить водителя “Evo” чувствовать каждый градус поворота руля и каждый миллиметр хода педали газа.
Причем весь курс не выглядит банальной отшлифовкой однойединственной траектории. Постоянно меняются направления движения, между экипажами устраиваются состязания на точность и время прохождения маршрута. За каждый сбитый конус штрафное очко..
Занятия дают возможность оценить работу “умной” полноприводной трансмиссии, способной работать по трем алгоритмам: с помощью специального регулятора водитель задает режимы “асфальт”, “снег” или “гравий” (варьируются распределение энергии мотора по осям, работа заднего дифференциала). Если в режиме “снег” суперкар прогнозируем и относительно спокоен в реакциях, то при переходе в “асфальт” его повадки становятся заметно более резкими, более “заднеприводными”.
Конечно, одного шестичасового курса мало, чтобы полностью освоить “Evo”. Тут необходимы месяцы тренировок, зачастую изнурительных и сложных. Поэтому воспринимайте эти шесть часов как увлекательный активный отдых. Где еще столько времени вы можете скользить боком в управляемом заносе на знаменитом автомобиле? Не на дорогах же общего пользования.