ВЫБОР зависит от веса, телосложения и возраста ребенка. По этим параметрам все сиденья делятся на пять групп: чем старше и тяжелее мальчик или девочка, тем выше группа. Эта градация одинакова у всех производителей и отражена в специальной таблице. В первую очередь смотрите в ней, на какой вес рассчитано сиденье. Возраст играет второстепенную роль. Ведь современные дети растут быстро, и нередко какой-нибудь трехлетний бутуз весит на добрый десяток килограммов больше, чем положено в его возрасте. Немаловажны и особенности фигуры, поэтому обязательно дайте малышу посидеть в приглянувшемся кресле, “примерить” его на себя. Оно может оказаться для него излишне жестким или тесным.
С этой точки зрения хороший выбор – универсальные раздвижные модели, которые регулируются по высоте, а зачастую и по ширине в плечах. Как правило, они рассчитаны на детей, весящих от 9 до 36 кг. Эти кресла обычно покупаются на вырост, но возможность варьировать размеры делает их подходящим вариантом и для перевозки “нестандартного” по весу и габаритам малыша.
Независимо от способа установки кресла в машине все модели групп 0-1 снабжены собственными пятиточечными (реже четырехточечными) ремнями безопасности. Они надежно фиксируют ребенка весом до 18 кг, но – не тяжелее.. Соответственно крупные сиденья групп 2-3 не имеют отдельных ремней: дети в них закрепляются автомобильным трехточечным ремнем, который одновременно фиксирует и само кресло в салоне. В универсальных раздвижных моделях, рассчитанных на группы 13, есть внутреннее “сиденье-вставка”, оснащенное пятиточечными ремнями. Когда ребенок достигает рубежа 18 кг, вставку убирают и в дальнейшем используют только штатные автомобильные ремни.
Каждое детское кресло обязательно должно иметь подголовник. У некоторых моделей он полукруглый и широкий. С одной стороны, удобно: голова малыша жестко не зафиксирована, у него хороший обзор. При фронтальном ударе такой подголовник неплохо защищает маленького пассажира. Но эта конструкция считается уже устаревшей, и через пару лет ее окончательно снимут с производства. Современные подголовники снабжаются мощными “стенками”, которые предохраняют от травмы шеи при боковом столкновении. Обзор у ребенка похуже, зато уровень безопасности выше.
Иногда в подголовник встраивается аудиосистема, причем разработчики утверждают, что это тоже элемент безопасности. По их мнению, дети, слушая песенки или сказки, сидят смирно и меньше рискуют пострадать при ДТП, чем те, кто во время езды приподнимается, ёрзает, вертит головой..
Некоторые модели снабжены столиком впереди сиденья. В одних креслах он идет как часть конструкции, в других – как дополнительный аксессуар. В первую очередь столик служит удерживающим устройством, дополняющим ремень безопасности. Его сторона, прилегающая к телу ребенка, в два-три раза шире обычного ремня, соответственно выше шансы, что малыш останется невредим при аварии. К тому же столик может использоваться как подставка для игрушек и бутылочек.
У некоторых кресел – опять-таки ради пущей безопасности – спинка способна работать как амортизатор. При фронтальном столкновении она наклоняется, сопровождая движение ребенка вперед, а в обратной фазе плавно возвращает его на место. Пока эту интересную конструкцию на нашем рынке предлагает только одна фирма.
СОВЕТУЕМ ориентироваться на европейские сертификаты безопасности – они соответствуют всем международным нормам. Сейчас в Старом Свете действует стандарт безопасности ECE R44/03, а с 2009 года его сменит ECE R44/04. В продаже можно встретить сиденья, отвечающие обоим стандартам. Между ними есть довольно существенная разница. “03-й” предписывает на краш-тестах проверять кресла только на удары спереди и сзади, а также на переворачивание машины. Согласно новому, “04-му”, стандарту, обязателен и боковой краш-тест (по статистике, четверть несчастных случаев среди детей приходится на удар в бок автомобиля). Таким образом, сиденья, соответствующие нормам ECE R44/04, официально признаны более безопасными.
Знак сертификации должен быть на каждом кресле. Это оранжевая наклейка, на которой (помимо соответствия тому или иному стандарту безопасности) обычно указывают возрастную группу, на которую рассчитана модель, странупроизводитель и т.п. Если наклейки нет – от покупки лучше воздержаться. У кресел, произведенных в Германии (это один из лидеров рынка), рядом с оранжевым сертификатом иногда можно видеть значок немецкого стандарта TÜV – как правило, голубого цвета. Его еще называют немецким “знаком качества”, и он служит дополнительной гарантией надежности и безопасности.
ОБЫЧНО детское кресло фиксируется в салоне машины с помощью штатных ремней безопасности. Кроме того, довольно много современных моделей автомобилей серийно оснащаются креплением под систему “Isofix”, рассчитанную на кресла групп 0-1. Это платформа, которая цепляется за металлические скобы между спинкой и подушкой заднего сиденья. Детское кресло устанавливается на платформу и фиксируется защелками.
По результатам испытаний крепление “Isofix” признано более простым при установке, чем ремни. Но разница в безопасности не столь существенна. Поэтому, если у вас в машине нет “Isofix”, не беспокойтесь – крепление с помощью ремней тоже вполне надежно.
Обычно детское кресло устанавливают на самом безопасном месте – заднем правом сиденье. Можно закрепить его и посередине заднего дивана, если там есть ремни. В принципе не возбраняется устанавливать кресло впереди, но это более опасный вариант. Непременно сверьтесь с инструкцией – разрешает ли она такое размещение. И обязательно отключите подушку безопасности переднего пассажира. Если она не отключается, устанавливать детское кресло впереди ни в коем случае нельзя: при срабатывании подушки последствия могут быть трагическими.
Как лучше закреплять кресло – лицом по ходу движения или наоборот? По данным Европейского альянса детской безопасности (ECSA), перевозка детей в возрасте до трех лет безопаснее, когда они сидят спиной вперед. Но среди предлагаемых на рынке моделей установка против хода движения предусмотрена только для кресел из групп 0 и 0+.
Казалось бы, пристегнуть кресло – процедура несложная, но по статистике больше половины (!) пользователей устанавливают его неправильно. Будьте внимательны: ремни следует пропустить через строго определенные точки детского сиденья (производители в обязательном порядке обозначают их красным цветом). Опустили ремень на несколько сантиметров ниже, чем положено, – рискуете, что при резком торможении кресло из-за высокого центра тяжести перевернется вперед. Подняли ремень немного выше, чем надо, – сиденье может выскользнуть из-под него. Очень плохо, когда из-за небрежности родителей ремень идет не через грудь ребенка (единственно правильный вариант), а через шею – так он способен стать подобием удавки..
Учтите (многие об этом забывают), что кресло должно быть закреплено, даже когда вы отправляетесь в поездку без ребенка. При резком торможении увесистое сиденье, сорвавшись с места, может причинить нешуточные травмы водителю или пассажирам. А когда малыш едет с вами, проследите, чтобы рядом с его креслом и на задней полке не было предметов вроде сумки, портфеля или зонтика – это тоже вещи травмоопасные.
Еще один совет: обзаведитесь отдельным внутрисалонным зеркалом для наблюдения за ребенком. Многие родители поминутно оборачиваются, чтобы проверить, “как там малыш”, и при этом отвлекаются от дороги. А следить за сыном или дочкой надо обязательно. Детей в машине нередко укачивает. Не дай бог, если у пристегнутого в полулежачем положении, на спине, маленького пассажира начнется рвота..
К слову, запачканное кресло очищается без проблем: съемный чехол, который заменяет здесь обивку, легко стирается. Но перевозить ребенка в кресле без чехла нежелательно. В нем есть мягкие вставки, которые обеспечивают более плотное прилегание малыша к сиденью, а значит, и безопасность.
ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛИ настоятельно советуют заменить кресло, даже если на первый взгляд оно при ДТП не пострадало. При незначительных столкновениях сиденье не теряет товарный вид, зато его каркас и другие детали нередко получают скрытые повреждения. Уровень безопасности соответственно снижается. Из тех же соображений не рискуйте покупать подержанные кресла, особенно у незнакомцев, если нет полной уверенности, что сиденье не побывало в аварии.
Группа | Вес ребенка | Примерный возраст |
0 | до 10 кг | до 9 мес. |
0+ | до 13 кг | до 18 мес. |
1 | 9-18 кг | 9 мес.- 4,5 года |
2 | 15-25 кг | 3-7 лет |
3 | 22-36 кг | 5-12 лет |