О том, что спустя 30 лет с момента предыдущего ребрендинга VARTA запускает новые логотип, слоган, дизайн батарей и интернет-сайт, сотрудники компании узнали неожиданно, найдя на каждом рабочем месте упаковку попкорна с надписью: “Некоторые вещи начинаются прямо сегодня”. В тот день на полчаса производство батарей остановилось более чем в 20 странах, а затем начался “новый отсчет”. Жизнь бренда по-новому означает, что VARTA заявляет о лидерстве в секторе стартерных батарей и начинает предлагать не только аккумуляторы, но и услуги для рынка послепродажного обслуживания.
Осмотреть производство наиболее современных аккумуляторных батарей мне предложили на юге Саксонии, в городе Цвиккау. Здешний завод Johnson Controls – одно из самых чистых производств в Европе. Более века на нем выпускались лампы для горнодобывающей промышленности. В 1992 г. его приобрела фирма Hoppecke, выпускавшая аккумуляторы, а еще через девять лет предприятие перешло в руки Johnson Controls. Качество продукции здесь настолько высоко, что за последние шесть лет не было ни одной рекламации.
Через два года компании John-son Controls, история которой начиналась с бытовых терморегуляторов, исполнится 130 лет. Сегодня она успешно развивает три направления: компоненты автомобильных интерьеров, системы климат-контроля и управления энергопотреблением зданий, а также аккумуляторные батареи для самой разной техники – от садовой до космической.
VARTA – “локомотив” John-son Controls и рынка аккумуляторов, поскольку в 50-х годах впервые в мире батареи этой марки стали собирать на конвейере, а в 80-х под тем же брендом появились и первые необслуживаемые аккумуляторы.
О размахе Power Solutions, подразделения компании John-son Controls, занимающегося аккумуляторными батареями, можно судить по нескольким красноречивым цифрам: доля на рынке свинцово-кислотных батарей – 36%. Это означает, что каждая третья батарея в мире производится на заводах этой компании. В 2012 г. она продала более 130 млн батарей, из них свыше 4,3 млн – аккумуляторы Start-Stop, реализованные в Европе.
На российском рынке зап-частей доля батарей VARTA равна 11%. Его емкость оценивается примерно в 12 млн батарей в год, поэтому вопрос о выпуске продукции в России актуален, хотя сроки строительства завода пока не называются.
В то время как в мире ведутся споры о влиянии на состояние планеты парниковых газов, в Европе уже вступили в силу нормы, по которым новые автомобили не должны выбрасывать в атмосферу более 130 г/км CO2. Достичь такого показателя на обычных (не гибридных) автомобилях пока удается только с помощью системы Start-Stop. В Европе она уже через пару лет будет использоваться на 70% всех новых машин. Обычные же батареи, работая в режиме постоянных пусков двигателя, теряют до 16% заряда уже в первую неделю эксплуатации, хотя рассчитаны на разряд всего до 15%.
Основное отличие батарей, которые в состоянии работать с системой Start-Stop, заключается в возможности более глубокого разряда (примерно до 30%) и способности выдерживать очень большое количество циклов разряда-заряда. Батареи VARTA Start-Stop, предназначенные для автомобилей с базовой системой Start-Stop, – это аккумуляторы с жидким электролитом, в которых для большей долговечности используется специальная “пленка” из микроволокна, охватывающая пластины.
В батареях VARTA преимущественно используются “положительные” пластины Power-Frame. Это одна из самых важных вех в развитии аккумуляторов за последнее время. Благодаря особой запатентованной форме решетки она обладает большой долговечностью и способствует эффективной отдаче высокого тока при разряде. Сегодня это самая прогрессивная технология изготовления пластин.
По мере усложнения систем и функций автомобиля (например, с появлением системы рекуперации энергии при торможении) потребовались еще более эффективные батареи. Такие, как VARTA Start-Stop Plus.
В них не только используются высокотехнологичные “положительные” решетки PowerFrame, но и нет жидкого электролита (в привычном смысле), он находится в связанном виде и удерживается вокруг пластин с помощью конвертов из специального волокна AGM.
Главные преимущества таких батарей – это чрезвычайно высокая надежность и долговечность в режиме разряда/заряда, способность выдерживать высокий уровень вибрации и удерживать электролит при большом наклоне батареи. Причем аккумуляторы герметичны – их можно устанавливать даже в салоне автомобиля. Сегодня 80% батарей с технологией AGM поставляются для первичной комплектации автомобилей практически всех марок.
Обычно об аккумуляторе мы вспоминаем, когда он отказывается работать и не способен запустить двигатель.
Для относительно новых батарей (до трех лет) это может означать, что энергетический баланс на борту автомобиля отрицательный. Ситуацию можно исправить подзарядкой, но сделать это качественно (особенно после глубокого разряда) и без специального оборудования практически нереально, а в результате – снова хлопоты и зачастую замена исправной батареи.
Однако и замена аккумулятора в современных автомобилях – задача, которая становится все более сложной. Чтобы упростить жизнь независимых автосервисов, теперь VARTA предлагает компактный прибор VSSP 2.0, позволяющий не только быстро найти, где находятся в автомобиле батарея и диагностический разъем, но и определить, действительно ли ее нужно менять.
Если тестер выносит вердикт “замена”, прибор помогает подобрать батарею, подходящую к конкретному автомобилю, и даже прописать ее параметры в блоках бортовых систем. База данных, с которой работает прибор, поддерживает сведения об автомобилях с системой Start-Stop начиная с 2002 г. выпуска и постоянно обновляется.
Это – еще один шаг обновления премиального бренда, стремящегося быть ближе к партнерам и клиентам, давая объективную информацию о своих продуктах.