Немалый процент писем с вопросами, которые приходят к нам в редакцию, посвящен, по сути, одному. Читатели спрашивают: почему в документах указано, что машина должна разгоняться до “сотни” за 10 секунд, а в реальности получается 12? Или до заявленной “максималки” дотянуться никак не получается. Но еще больше претензий посвящено показателями расхода топлива – в паспортных данных указаны очень “сладкие” цифры, но в жизни приходится слишком часто заезжать на заправку. Откуда же берется такая разница?
В наши дни большинство водителей уже сменило свои обычные мобильные телефоны на продвинутые смартфоны, для которых есть немало удобных программ. В числе прочего – приложения для замера разгона до “сотни” и максимальной скорости. Вот только показанные ими результаты далеко не всегда похожи на те, что обещаны автопроизводителем. Причин тому несколько.
Во-первых, воспроизвести в обиходе условия испытательного полигона практически невозможно. Ведь у каждой компании для замеров есть длинная динамометрическая дорога, отличающаяся не только хорошим асфальтом, но и отсутствием перепадов высот.
Во-вторых, работают там профессиональные испытатели, прошедшие специальную подготовку и знающие немало хитростей. Со стороны может показаться, что для замеров особой подготовки не требуется – знай себе жми на педали да фиксируй результаты. Однако на деле все гораздо сложнее. Например, вы знаете как нужно стартовать с места, чтобы за минимальное время достичь заветной “сотни”? Обыватель сделает все по привычке плавно и неторопливо и… получит совсем плохой результат. А вот испытатель, перед тем как отпустить сцепление, выведет обороты двигателя в зону максимальной эффективности и лишь затем “отпустит вожжи”, аккуратно балансируя на грани оптимальной тяги и пробуксовки. Да и на переключение передач у профессионала уходит гораздо меньше времени. Достаточно сказать, что высококлассному специалисту даже на автомобиле с механической коробкой для переключения передачи нужно 60–80 миллисекунд!
Удивительно, но еще об одной важной причине расхождений в замерах динамики практически никто не задумывается. А ведь она ясна как день: по точности показаний смартфонно-планшетные “инструменты” никогда не сравнятся с профессиональной аппаратурой! Ведь GPS-чипы мобильных устройств попросту не рассчитаны на высокоточные замеры, в них есть определенная (иногда очень существенная) задержка сигнала. Профессиональные же “датроны” и “вибоксы” таких недостатков лишены. Так что не стоит безоглядно доверять результатам смартфонных замеров – такие приложения не могут заменить настоящий инструмент, их можно воспринимать скорее как развлечение, игрушку для “больших мальчиков”.
Вопрос с замерами расхода топлива сложнее. Прежде всего, тут тоже стоит сказать о точности измерительных инструментов: бортовой компьютер автомобиля, на показания которого часто ссылаются читатели, на самом деле показывает приблизительные, сильно округленные значения. А про методику правильных замеров стоит рассказать отдельно.
Показатели расхода в городском, загородном и смешанном режимах берутся в паспортных данных не с потолка – для таких расчетов существует несколько стандартных методик. К примеру, большинство европейских автомобилей проходят испытания по стандарту NEDC (New European Driving Cycle). Кстати, чаще всего их проводят не на реальных дорогах, а на беговых барабанах. В городском цикле эта программа включает в себя три плавных разгона до 18, 32 и 50 км/ч с промежуточными остановками, во время которых мотор работает на холостом ходу. Загородный режим имитируется движением со скоростью 70 км/ч и одним плавным разгоном до 120 км/ч. Ну а показатель смешанного режима высчитывается из полученных данных по специальной формуле.
Выглядит мало похоже на реальную жизнь, не правда ли? А ведь есть еще несколько нюансов. Так, по европейской методике на разгон с места до 50 км/ч отводится 26 секунд. В жизни же все по-другому: в пробке времени на этой уйдет гораздо больше, а на свободной трассе – наоборот, всего секунд восемь-десять. К тому же во время испытаний все дополнительные источники нагрузки (кондиционер, фары, “музыка”) выключены. Да и моменты переключения передач методикой не регламентированы. На первый взгляд это незначительная деталь. Но тут есть возможность для небольшого лукавства: показатель расхода топлива на машине с современным малообъемным турбомотором можно заметно снизить, если переключать передачи до включения “прожорливого” наддува.
Вот и получается, что воспроизвести условия заводских испытаний при всем желании не получится. Более того, в душах потребителей закипает праведный гнев: мол, компании нас обманывают, выдают намеренно заниженные значения, чтобы завлечь наивных клиентов.
Давайте не будем торопиться с выводами. Ведь в таблице технических характеристик любого автомобиля около некоторых пунктов обязательно имеется сноска, а в примечаниях производитель всегда честно предупреждает: замеры произведены в соответствии с такой-то методикой, на официальные данные могут повлиять дополнительное оборудование, техническое обслуживание, стиль вождения, дорожные и погодные условия. Однако у нас читать то, что написано мелким шрифтом внизу страницы, не принято… И получается, что автовладельцы воспринимают указанные значения максимальной скорости, разгонной динамики и расхода топлива как непреложную истину, рассчитывая, что их “железный конь” будет честно выдавать именно такие показатели. На самом же деле к таким данным следует относиться не как к конкретной, а как к ориентировочной, справочной информации, дающей общее представление о возможностях машины!
Так называемые паспортные характеристики являются результатом проведения тестов в условиях почти идеального ездового цикла, который, как мы понимаем, далеко не всегда соответствует реальным условиям эксплуатации. Это сделано для того, чтобы максимально исключить влияние субъективных факторов на результаты измерений. Процедура этих тестов регламентирована и используется многими автопроизводителями.
На различие в показателях топливной экономичности и динамики автомобиля в целом влияют такие факторы, как состояние дорожного покрытия (различные шероховатости и уклоны), влажность и температура воздуха, а также общее техническое состояние машины. Надо понимать, что испытания проводятся на новом, технически исправном и полностью прогретом автомобиле. Кроме того, стиль вождения, то есть частота применяемых торможений, скорость и величина нажатия на педаль акселератора, также является важным фактором, влияющим на расход топлива. Таким образом, паспортные характеристики являются в первую очередь референсными (справочными) значениями, позволяющими объективно сравнивать эффективность различных автомобилей.