Рынок услуг предлагает несколько групп СТО: дилерские СТО, сторонний автосервис и «гаражные» мастерские (в коих курируют механики-частники). Дать однозначный ответ на вопрос «какой вид ремонта является более подходящим для автомобиля» невозможно, по крайней мере, без скрупулезного анализа. Ведь каждый из них обладает своими сильными и слабыми сторонами.
Стоимость ремонта в дилерских сервисах едва ли можно назвать самой демократичной, но на это есть причины. Да и с другой стороны − цены на ремонтные услуги в таких организациях строго нормируются, из-за чего на практике ремонт оказывается даже выгоднее.
Большая часть сервисных точек может похвастаться безупречным качеством ремонта и диагностики. Собственно, диагностика – конёк дилерских СТО: они, как правило, имеют полный набор стендов и оборудования наивысшего класса. То же самое можно сказать про качество работ: их уровень сегодня вполне сопоставим с «иномарочными» станциями. При этом, отличительная особенность от станций для иномарок состоит в том, что дилеры отечественного авто имеют право воспользоваться своими запчастями (!), если у авто отсутствует гарантия. Правда, в ответ можно столкнуться с косыми взглядами и всяческими отговорками – но это вполне логично с точки зрения бизнеса. Помимо отечественных запчастей, многие дилерские станции предлагают по более дорогой цене европейские детали.
Удобство пользования – тоже одна из сильных сторон дилерских станций. Поиск необходимого автоцентра в Интернете или справочной базе не составит труда: как правило, у организаций есть официальные сайты, на которых можно найти все необходимые контакты. Обстановка также внушает доверие: холл, рецепшн, телекоммуникации − всё на уровне. Связь с сервис-менеджером – лишь через диспетчера, но это стандарт всех автоцентров, не только «отечественных» – иначе зона ремонта будет кишеть клиентами настолько, что мастерам негде будет развернуться.
Специалисты сертифицированных СТО каждый год проходят обучение. Этот факт в суме с фирменным инструментарием для ремонта и большим складом запчастей не просто обеспечивает качественное выполнение ремонта, но и задает определенную планку другим СТО. Сертифицированные СТО оформляют гарантии не в устной, а документальной форме. Поэтому если клиент хочет иметь в руках гарантию на автомобиль, то дилерские СТО – самый оптимальный выбор. Едва ли еще где можно найти лучшую заботу о гарантийном автомобиле, как в самой организации, его продавшей и производившей ТО. Кроме того, в спорных моментах закон, вероятнее всего, будет защищать сторону владельца авто.
Определенные вопросы вызывает уже цена на ремонт в таких организациях. Чаще всего недилерские СТО высокого класса, ориентирующиеся на иномарки, не предъявляют должного желания заниматься «простым» ремонтом российских ВАЗ’ов или ГАЗ’ов. Клиенты либо получают отказ, либо падают в ступор от называемой стоимости, сравнимой c ремонтом «иномарки». С другой стороны, качество ремонта часто дает фору дилерским СТО.
Главная особенность всех сторонних СТО – допустимое использование запчастей, привезенных владельцем. Кроме того, организации, специализирующиеся на ВАЗ/ГАЗ/УАЗ, или те, которые имеют спрос на российские автомобили в большинстве случаев предлагают различные (с экономической точки зрения) варианты запчастей.
В плане сроков выполнения ремонта сторонние СТО выдерживают конкуренцию с дилерскими. На бумаге они укладываются даже в более оптимальные термины. Правда, на практике часто можно столкнуться с сильной загруженностью и, как следствие, немалым ожиданием. В то время как дилерский центр примет автомобиль в любое время.
Впрочем, отыскивается любая другая СТО предельно просто – достаточно воспользоваться справочником или Интернетом. Удобство пользования стоит на одной планке с дилерскими организациями. При этом многие СТО могут обеспечить прямую связь с сервис-менеджером, иногда даже пускают в зону ремонта.
Если гарантийный срок автомобиля приказал жить, то недилерский сервис тоже может стать неплохим выбором. И нельзя не упомянуть: некоторые из них по договоренности осуществляют ремонт (в большей степени − кузовной) машин, поступивших от дилерских контор, принимавших их сначала у себя.
Стоимость «гаражных» услуг – самая низкая. Именно благодаря ней мастера-частники отнимают определенную долю клиентов у конкурентов и продолжают держаться на плаву. Вот качеством они, как правило, похвастаться не могут – особенно, что касается диагностики и кузовного ремонта. Не надо далеко ходить, чтобы искать причины – полупрофессиональное и дилетантское оборудование делает своё дело. Впрочем, с простыми операциями вроде смены масла или свечей, а также работами на уровне «снял-поставил» «гаражи» справляются аналогично дилерским автоцентрам.
Сроки тоже нельзя назвать сильной чертой «гаражных» мастерских. Иной раз работа выполняется молниеносно, другой – может «висеть» на мастере долго и нудно. Тут многое зависит от оборудования, отсутствие которого значительно замедляет процесс, и настроения самого «гаражного» мастера.
Можно выделить существенное удобство таких мастерских – возможность всегда держать прямую связь с тем, кто делает ремонт автомобиля. На этом, пожалуй, всё. Запчасти практически в 100% случаев покупается самим клиентом. Про никакие рецепшны, холлы, телевизоры, собственные веб-сайты такие «центры» не слышали.
Каждая рассмотренная группа станций обладает своими преимуществами и недостатками. Всегда необходимо делать акцент на оптимальном соотношении цены, сроков и территориального расположения сервиса. Также качество отечественного автомобиля во многом зависит от человеческого фактора – в любом месте можно встретить механика, который обладает необходимой квалификацией и должной ответственностью.