Что увидели? Как минимум часть модельного ряда 2013 г. А модельный ряд 2012 г. уже ставится на конвейер и официально представляется на выставках – например, в Москве на “Интеравто”, которая прошла в конце лета.

Всем известно, что переднеприводные автомобили семейства Lada Samara создавались специалистами завода совместно с компанией Porsche. Тогда, познакомившись с методикой немецких коллег, российские инженеры поняли, что они тоже могли бы разрабатывать автомобили, если бы у них были такие ресурсы. После некоторой борьбы в правительстве, после того, как Михаил Горбачев лично убедился в необходимости создания научно-технического центра на ВАЗе, решение наконец было принято – 25 лет назад, в сентябре 1986 г.

Проектный комплекс, превосходящий все, что до этого имелось в России, был построен. Результат: создано более 15 серийных моделей автомобилей Lada. Многие разработки вызвали интерес у иностранных концернов: вездеход ВАЗ-2123 купил General Motors, машина стала называться Chevrolet Niva, а платформу Lada Kalinа сейчас планирует использовать Renault.

От рисунка до машины

На АвтоВАЗ часто приходят письма с картинками – в них и примитивные рисунки на тетрадных листочках, и вполне презентабельные компьютерные модели. “Вот такими должны быть автомобили”, – порой довольно безапелляционно заявляют художники. Специалисты дизайн-центра улыбаются, но при этом часто принимают в гостях практикантов – чтобы они и руку набили, и осознали, насколько сложна профессия автомобильного дизайнера. Ведь дизайнер обязан разбираться в эргономике, технологии производства, экономике этого самого производства, маркетинге… Кому будет нужен космический дизайн, реализация которого потребует больших средств, а следовательно, приведет к высокой цене готовой машины? Для автомобилей экономкласса такие решения неприемлемы.

Так что же, ездить на “уродцах”? Ни в коем случае! Поэтому перед дизайнерами АвтоВАЗа стоит задача создать такой облик автомобиля, который понравится миллионам и не потускнеет на протяжении нескольких лет (модели экономкласса должны выпускаться долго, полностью окупая затраты). Удается ли дизайнерам АвтоВАЗа достичь баланса внешности, удобства, аэродинамики, технологичности и цены? Отвечает потребитель: модели Kalina и Priora прочно занимают первые строчки рейтинга продаж на российском рынке легковушек.

Чем занимаются сотрудники дизайн-центра АвтоВАЗа? Прежде всего, постоянно рисуют. Рисуют, подбирая разные варианты облика автомобиля или его отдельных деталей. Создают посадочные макеты салона, проверяя решения на предмет эргономичности. Делают макеты автомобилей (в том числе в натуральную величину) для продувки в аэродинамической трубе. Подбирают цвета кузова, интерьера, фактуру обивки… И хотя каждый дизайнер должен уметь рисовать, основная работа ведется на компьютерах. Более того, совместно с партнерами по альянсу Renault – Nissan специалисты АвтоВАЗа используют методику визуализации проектов: машина присутствует только в памяти компьютера, но про нее уже снимают “кино”, оценивая во всех ракурсах, имитируя игру света, сравнивая с конкурентами… Именно так создавалась Lada Granta. Еще до того как проект стал машиной, дизайнеры смогли оценить свою работу, а шеф-дизайнер Энтони Грейд сказал: “Думаю, этот автомобиль превзойдет наши ожидания”.

Испытано по максимуму

Цифровая модель автомобиля проходит целый комплекс виртуальных испытаний – от аэродинамики до краш-тестов. Современные программы позволяют моделировать испытания с высокой степенью реальности, что дает возможность не тратить ресурсы на отработку инженерных решений на дорогих прототипах, а еще на стадии математического моделирования формировать основные характеристики машин. В дополнение к компьютерам действуют в научно-техническом центре АвтоВАЗа полноразмерная аэродинамическая труба и множество других специальных лабораторий, в которых оцениваются безопасность, виброакустический комфорт, устойчивость всех систем к разным температурам, электромагнитному излучению.

Но ни один стенд с высокочувствительной аппаратурой не дает полной картины по автомобилю. Поэтому и перед началом серийного выпуска, и перед любой, даже незначительной модернизацией машины отправляются на выездные испытания – в северные, южные и горные районы России.

Но не обходится и без собственного полигона АвтоВАЗа. Скоростное 10-километровое кольцо снабжено параболическими виражами и представляет собой фактически бесконечную прямую. Методики инженеров АвтоВАЗа дают возможность быстрого моделирования ресурсных испытаний автомобилей, что очень важно в конкурентной рыночной среде. Кстати, ведущие российские автоиздания, создавая собственные методики ресурсных испытаний машин, использовали как раз вазовский опыт.

Инженеров давят рамки?

Создание современных, надежных и простых автомобилей экономкласса – это конек АвтоВАЗа, и здесь у него нет конкурентов. По крайне мере, в России никто не может предложить новый автомобиль дешевле и лучше, чем Lada. Но инженеров (а дизайнеров особенно), как людей творческих, эти жесткие рамки, конечно, тяготят. Поэтому научно-технический центр АвтоВАЗа часто разрабатывает проекты, которые опережают свое время. Сами инженеры считают их работой на перспективу, ценным опытом. Пусть так. Стратегия развития завода до 2020 г. предусматривает многие проекты, в некоторых из них опыт концептуальных и экспериментальных автомобилей вполне пригодится. А пока перечислим несколько наиболее известных.

Автомобиль-амфибия. Создан по заказу военных на базе Lada 4х4. Ездит везде – по пустыне, воде, снегу, горам… Может эксплуатироваться даже после ядерной атаки “вероятного противника” (именно так написано в отчете об испытаниях), правда – “после замены экипажа”. Не пошел в серию, потому что у заказчика не нашлось денег.

Семейство электромобилей. С 70-х годов электрокары монтировались и на оригинальных платформах, и на шасси серийных машин. Пока перспективы “чистых” аккумуляторных машин в России более чем туманны, но работа идет и сегодня. Недавно к ним добавились опытные гибридные образцы на базе Kalina.

Родстер-кабриолет на базе Lada Kalina. Увы, но в России этот транспорт обречен быть эксклюзивным, и АвтоВАЗу, как заводу массовых технологий, пришлось ограничиться лишь опытным образцом.

“Питер-Турбо”. Макет, созданный в стиле биодизайна. Век этого течения был довольно короток.

Кроссовер класса “С”. Концепт, опыт работы над которым очень важен для АвтоВАЗа – как иначе, если кроссоверы продолжают набирать популярность!

Проект АНТЭЛ. Электромобиль, в котором энергия вырабатывается за счет электрохимической реакции с участием водорода. Один из вариантов автомобиля нашего будущего – когда не останется нефти. Машина смонтирована на серийных агрегатах, но начинка практически “космическая”.

Понятно, что этот перечень будет постоянно расти. Об этом свидетельствует весь 25-летний опыт деятельности вазовского НТЦ.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9