В “заряженном” Skoda Octavia RS азарт сбалансирован с практичностью. Чешские тюнингеры из Benet Automotive сместили баланс в сторону азарта, превратив “горячий” семейный хэтчбек в бескомпромиссный спорткар
У чешского бестселлера Skoda Octavia почтенный возраст. Модель текущего поколения дебютировала еще в 2004 г. Хэтчбеки и универсалы, борющиеся за покупателя в популярном “гольф”-сегменте, вроде бы примелькались, но наперекор времени смотрятся свежо. Секрет молодости Octavia кроется в классических формах и гремучей смеси из немецкой основательности и славянской удали. Бюргерские вздутия капота, колесных арок, передней панели и центральной части руля оказались идеальной приманкой для обстоятельных и солидных клиентов, тогда как купеобразный силуэт, агрессивная передняя светотехника и опционный трехспицевый руль продолжают привлекать бесшабашных любителей активного драйва. Не секрет, что новый шеф-дизайнер Skoda Йозеф Кабан вознамерился усилить экспрессивную составляющую модели следующей генерации. Он ясно намекнул, что Octavia III будет выглядеть ярче предшественницы и получит ряд стилевых решений, опробованных на злобно хмурящемся женевском концепте Vision D. Однако такой автомобиль появится лишь в 2013 г. Пока же Skoda пытается омолодить и “разозлить” Octavia силами специалистов своего “придворного” ателье Benet Automotive. Эта компания, начавшая свою деятельность в 1993 г. с поставок запчастей на конвейер завода в Млада-Болеславе, направила Octavia на “пластическую операцию”, в результате которой “пятидверка” превратилась в бескомпромиссный “горячий” хэтчбек с претензией на премиальность. Машина дебютировала на Московском автосалоне, и вот наконец мы испытали ее на столичных дорогах.
Стою на парковке московского дилерского центра Skoda и всматриваюсь в доработанный чешскими тюнингерами хэтчбек. Выпяченная “губа” сплиттера, разверзнутая “пасть” переднего воздухозаборника, “зубастый” задний диффузор, карбоновый спойлер на двери багажного отделения, “колючие” боковые “юбки”, ярко-красные тормозные суппорты и пара сверкающих на солнце выпускных патрубков – своего рода пропуск в мир скорости и драйва. Экстремальности хэтчбеку добавляют ультранизкопрофильные шины Michelin Pilot Sport PS2 (235/35 R19) и уменьшенный на 30 мм клиренс. Как следствие, автомобиль выглядит хищником, припавшим к земле и готовящимся к атаке. Однако в целом тюнинг-пакет смотрится интеллигентно. Внешняя атрибутика мира спорта не гиперболизирована, и фамильная связь с “донорской” Octavia RS не нарушена.
Стилистические решения салона заставляют вспомнить о приемах именитого тюнинг-ателье BMW Motorsport. В плане экстерьера и интерьера баварские “эмки”, как известно, отличаются от крупносерийных моделей BMW лишь нюансами, на куда более взрывной нрав делается лишь внятный намек. Та же история и с проектом Octavia RS BT. Специалисты Benet Automotive сохранили архитектуру салона “эрэски”, ограничившись фрагментарным вмешательством. Все внутренние панели и кресла обшиты высококачественной кожей гламурного алого оттенка. Качество обшивки выглядит безупречным, и это не удивляет – Benet Automotive работает с теми же поставщиками, что и Audi, Porsche, Aston Martin, McLaren. Щедрые вкрапления полированного карбона контрастируют с красной доминантой и смотрятся уместно. Спортивные нотки в интерьер привносят передние кресла Recaro, стальные накладки на педали и трехспицевая “баранка” с подрулевыми “лепестками”. В остальном RS BT мало отличается от родственной “эрэски”. Здесь есть множество благ комфорта, штатных для “гражданских” модификаций Octavia. Упомянем хотя бы двухзонный климат-контроль Climatronic, “парктроник” и аудиосистему высокого класса с CD-чейнджером, обладающую богатыми басами. Но есть и нарочитые проявления аскетизма – такие, как отсутствие электропривода кресел, круиз-контроля и блока навигационной системы. Видимо, чехи таким образом намекают на то, что спорт предполагает некоторые лишения и не допускает неоправданного увеличения снаряженной массы.
Отличием от конкурентов являются также утилитарные блага семейного автомобиля, от которых в Benet Automotive решили не избавляться при доводке “эрэски”. К таким рудиментам “гражданской” жизни можно отнести бездонный багажник (585 л) и простор на заднем диване, который по-прежнему спрофилирован под троих.
Дрегрейсинг, стритрейсинг, дрифтинг, ралли-спринт – в том, что это стихия RS BT , понимаешь, едва повернув ключ в замке зажигания. После этой привычной манипуляции оригинальная выхлопная система начинает басовито рычать, а сдвоенные патрубки выхлопа нервно подрагивать. Штатная “эрэска” далеко не так голосиста – чешские тюнингеры основательно поработали над в меру экстремальным звуковым сопровождением драйва.
Проникновение в салон сулит прямой контакт с атрибутами спортивности. Прежде чем погрузиться в кресло Recaro, вы обязательно заденете соответствующими частями тела острую кайму боковой поддержки – еще одно напоминание о том, что нужно готовиться к передвижению в гоночном режиме. В остальном все как в “гражданской” Оctavia. Никаких тебе спортивных КП, многоточечных ремней и каркаса безопасности. Псевдогоночный антураж поддерживают лишь “гашетки” подрулевых переключателей, жестко закрепленные на ободе. Однако последняя “фишка” есть и на версии RS.
С первых же метров за рулем RS BT приходит понимание: нужно быть предельно осторожным. Прежде всего из-за стелющихся над землей элементов “обвеса”. Я еще не выбрался за пределы двора, но уже чиркнул о какой-то бугорок нижней частью машины. Успокаиваю себя тем, что контакт произошел почти наверняка с защитой картера, а не с дорогостоящей карбоновой “юбкой”.
Подвеска настроена не жестко, а радикально жестко. Можно побиться об заклад, что это сделано специально, чтобы поклонники драйва прочувствовали спортивность модификации своими спинами. Короткие пружины от немецкой компании KW и короткоходные амортизаторы просят если не трека, то как минимум асфальта немецкого качества. На московских же дорогах, не говоря уже о подмосковных, нужно постоянно отслеживать изъяны покрытия. В противном случае подвеска передаст привет позвоночнику на первой же ямке глубиной от 5 см. По той же причине перед “лежачими полицейскими” следует не сбрасывать скорость, а почти полностью останавливаться. Такая особенность предполагает передвижение по мегаполису в рваном темпе: старт – стоп, ускорение – торможение. Разумеется, у жестко настроенного шасси есть и оборотная сторона. В RS BT практически полностью изжита склонность к кренам и поперечной раскачке.
Первое полноценное ускорение на свободном участке дороги преподносит еще один сюрприз: ухватистый руль норовит вырваться из рук, а сама машина начинает ерзать из стороны в сторону. Увы, эффект силового подруливания, от которого страдает большинство мощных переднеприводных машин, свойствен RS BT в полной мере. Проблему могла бы решить полноприводная трансмиссия или как минимум самоблокирующйся межколесный дифференциал, но Octavia от Benet Automotive не отличается в этом плане от базовой “эрэски”. Приходится бдительно контролировать боковые интервалы и дозировать подачу “газа” на старте. Но нет худа без добра. Свыкнувшись с брутальными повадками автомобиля, начинаешь получать удовольствие от его необузданного характера. Управлять тягой здесь все равно что объезжать ретивого коня.
Курсовая устойчивость автомобиля на высоте. RS BT не боится колейности, несмотря на 19-дюймовые колеса с низкопрофильными шинами. Передвигаться на высоких скоростях по шоссе можно агрессивно и уверенно, тем более что тормоза у RS BT образцовые. Передние тормозные диски – с 6-поршневыми суппортами толщиной 380 мм. Не менее важно, что дозировать замедление легко. Первая треть хода левой педали полусвободная. Начиная тормозить, водитель осознает, каким будет характер замедления в дальнейшем. Рулевое управление четкое, но “баранка” легковесна, причем реактивное усилие не нарастает с набором скорости. Непонятно также, почему чехи не “заострили” руль. Он совершает три оборота от упора до упора – многовато для спорткара. Тем не менее совершать на RS BT быстрые маневры можно с легкостью – правда, приходится активно работать руками.
Мотор Octavia RS BT “выращен” из 2-литрового 200-сильного агрегата версии RS. Тюнингеры лишь перекроили блок управления, увеличили давление наддува и перенастроили систему выпуска. В результате до 100 км/ч RS BT разгоняется за 6,3 с – на 0,9 с быстрее, чем Octavia RS. Трансмиссия у обеих моделей одна и та же – 6-ступенчатый “робот” DSG. В режиме “Драйв” форсированный мотор немного ленится на “низах”. Ураганный разгон начинается после 2500 об/мин. Впрочем, RS BT можно раззадорить, если перевести селектор КП в спортивный или ручной режим и поддерживать высокие обороты двигателя. Машина начнет ускоряться еще настырнее. Соответственно, увеличивается и расход топлива. Спортивные настройки выльются примерно в 25 л/100 км. Если ехать не в манере Шумахера, а просто быстро, можно уложиться в 15 л/100 км.
Планы продвижения RS BT в России туманны. Достаточно сказать, что на автомобиль не объявлены цены. Но можно предположить, что доработанный хэтчбек будет стоить минимум на 40–50% дороже версии RS, за которую просят 1 089 000 рублей. В настоящее время компания Benet Automotive ведет переговоры с официальными дилерами марки. Предполагается, что продукция “придворного” ателье будет реализовываться в двух-трех салонах официальных дилеров. Не решен окончательно и вопрос с гарантией. Она непременно будет, но сфера ответственности Skoda и Benet Automotive пока не поделена. Не исключено, что тюнингеры возьмут на себя гарантийные обязательства за форсировку двигателя. Очень вероятно также, что через дилерские центры можно будет заказать отдельные элементы тюнинг-пакета BT – такие, как аэродинамический “обвес” и отделка салона. Все эти вопросы сейчас прорабатываются, и руководство Benet Automotive верит в успех на нашем рынке. “Россия очень важный рынок для нас. Ведь мы знаем, как здесь любят тюнингованные, нестандартные автомобили”, – сказал в связи с перспективами Octavia RS BT управляющий директор Benet Automotive Йозеф Заичек.
Технические характеристики Skoda Octavia RS BT | |
Габариты, мм | 4612х1774х1417 |
Колесная база, мм | 2578 |
Объем багажника, л | 585–1455 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1984 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 258/6200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 340/2500–4300 |
Привод | передний |
Трансмиссия | 6-ступенчатая роботизированная |
Макс. скорость, км/ч | 250 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 6,3 |
Расход топлива (средний), л/100 км | нет данных |
Объем бака, л | 55 |