Хотите постоянно получать актуальную информацию о событиях, происходящих на дороге? Не проблема – для этого вам понадобится автомобильная радиостанция

Этот вид связи быстрее высокоскоростного Интернета. Он не требует мобильного трафика и расхода средств. Для работы с рацией нет необходимости отвлекаться от дороги, а при совместной поездке на двух или нескольких автомобилях можно обеспечить постоянный голосовой контакт между водителями. Одним словом, плюсы налицо.

Засорять эфир не принято

Какую информацию вы можете получить? Да, по сути, любую, по вашему запросу. Нужно узнать обстановку на шоссе впереди в том или ином направлении? Просто отправьте запрос в эфир, и вам непременно кто-нибудь ответит. Автомобильные радиостанции распространены в среде дальнобойщиков, а водители-профессионалы – лучшие консультанты в таких ситуациях. Они сообщат, в каком районе на трассу обрушился снегопад и прошел ли снегоуборщик, какова длина затора и его причина («дорожные работы в двух правых рядах, держитесь левее»), в каком месте устроили засаду сотрудники ДПС («в Зубцове перед мостом машинка работает»), подскажут, как не проскочить поворот на шоссе А-108 или на птицефабрику в поселке Мирный.

Вы забыли дома или потеряли столь нужный в случае замены колеса торцовый ключ «на 33»? Подайте сигнал – и вам его наверняка одолжат через считаные минуты. По рации можно договориться об обгоне или при затрудненном встречном разъезде. Наконец, можно просто поговорить «за жизнь», но для этого лучше вместе с собеседником перейти на другой канал с популярного 15-го. Засорять эфир не принято, ведь на этом канале кто-то может попросить о помощи в случае серьезного бедствия.

До недавнего времени рации «дальнобойного» СВ-диапазона необходимо было после покупки регистрировать в органах Связьнадзора, получать индивидуальный позывной и оплачивать специальный сбор. Теперь эта процедура отменена, и такую радиостанцию может приобрести и установить в свой автомобиль любой желающий – хоть профессионал, хоть частник-дачник. Устройство это небольшое, умещается в гнездо под магнитолу стандарта 1 DIN. Вместе с рацией в комплекте всегда идет гарнитура-микрофон. Интересно, что при абсолютно одинаковых присоединительных разъемах гарнитуры для разных раций могут быть не взаимозаменяемыми.

С монтажом рации справится любой, кто хоть раз в жизни устанавливал в машине радиоприемник. Собственно, все, что требуется, это зафиксировать прибор в удобном месте и подключить к бортовой электросети. Следует лишь помнить, что некоторые модели раций включать нельзя, не присоединив к ним предварительно антенну, – внимательно читайте инструкцию!

Сокращение CB расшифровывается как Citizen`s Band, в переводе с английского – «гражданский диапазон». Этот вид связи общедоступен для граждан во многих странах и реализован на коротких волнах в диапазоне 27 МГц. Автомобильные радиостанции СВ-диапазона лучше приобретать в специализированных магазинах, а не на рынках, так как широко распространены подделки и китайские «аналоги» неизвестного качества, как правило, дешевые. Стоимость СВ-радиостанций – от 4000 до 10 000 рублей.

Наиболее известные производители автомобильных раций – Alan, Icom, Joker, Kenwood, MegaJet, Midland, Optim, Vertex, Vector, Yosan. Варианты мощности – от 4 до 20 Вт, дальность приема/передачи – от 5 до 25 км. Нужна ли сверхвысокая мощность и, соответственно, дальность? Судите по своим потребностям. Из опыта скажу, что по 4-ваттной рации с антенной всего около 20 см я слышал переговоры водителей, находившихся примерно в 2 км в условиях Москвы.

Унесенная ветром…

Как вы поняли, работа СВ-радиостанции предполагает наличие специальной антенны. В комплект с рацией она не входит. Разнообразие антенн в продаже тоже велико, и различаются они не только по высоте (от 230 до 1450 мм), но и по мощности (от 20 до 1000 Вт), а также по возможности настройки с помощью КСВ-метра – прибора, измеряющего коэффициент стоячей волны. Дешевые антенны настройке не подлежат. Популярны марки Optim, Lemm, Alan и, конечно, итальянская Sirio. Цена колеблется от 1000 до 4000 рублей.

Варианты установки антенны на автомобиле – крепление на кронштейне к желобку крыши, врезка (со сверлением отверстия в металле кузова), а также магнитное основание. Последнее универсально – антенну, устанавливаемую чаще всего на крышу, всегда можно снять, обезопасив от кражи. Но магнитная «подошва» удерживает антенну на крыше лишь до определенной скорости автомобиля (она обычно названа в инструкции). Имевшаяся в моем пользовании антенна Sirio Т3-27, согласно характеристике, была способна удерживаться на машине при скорости до 110 км/ч. На практике она выдерживала и больше, но все же однажды сорвалась и исчезла, причем совершенно незаметно. Пришлось покупать новую. Попутно выяснил, что антенны с магнитными «подошвами» диаметром 15 см и более независимо от длины штыря держатся на металле кузова практически на любых скоростях.

Также помните, что почти 1,5-метровый штырь мощной антенны, установленной на крыше, может задевать при движении ветки деревьев, низкие мосты и даже электрические провода. Если у вас высокий автомобиль (фургон или микроавтобус), выбирайте антенну с шарниром в районе крепления штыря к основанию и возможностью регулировки ее наклона.

После установки рации и антенны качество и дальность приема нужно проверить. Каким образом? Выезжаем на трассу, лучше загородную, настраиваемся на 15-й канал и сообщаем всем, что проверяем рацию. Обозначаем свое местоположение, слушаем ответы тех, кто оказался «в канале», и узнаем, каково качество приема на том или ином расстоянии. Обычно в желающих протестировать ваш прибор недостатка нет.

Гарнитура-микрофон рации оснащена специальной клавишей – тангентой. Нажимая ее, вы получаете возможность говорить (в эфир), отпуская – слушаете. Динамик встроен в корпус станции, поэтому монтировать ее следует так, чтобы не закрыть динамик какой-либо «стенкой». Другой вариант – подключить к 3,5-миллиметровому стандартному разъему рации выносной динамик (они тоже есть в продаже).

После окончания сеанса связи следует обязательно поблагодарить собеседника, пожелать ему удачи и «шершавенькой» (то есть нескользкой дороги). Дальнобойщики – простые ребята, в радиопереговорах они часто выражаются нецензурно, хотя, как правило, беззлобно, просто по привычке. Однако в этой среде есть свой этикет и его необходимо соблюдать.

Рассматриваем варианты

Если по какой-либо причине вы не можете или не хотите устанавливать в свой автомобиль стационарную «сибишку», для общения на дороге вам пригодится малогабаритная радиостанция LPD- или PMR-диапазона. Эти устройства компактны, имеют автономное питание от батареек или от встроенных аккумуляторов и невероятно дешевы: от 1500 рублей за комплект из двух штук. Радиостанции LPD (Low Power Device) и PMR (Private Mobile Radio) работают на ультракоротких волнах в диапазонах соответственно от 433,075 до 434,775 МГц и от 446,000 до 446,100 МГц. Встречаются модели, способные работать в этих диапазонах одновременно.

УКВ-диапазон обеспечивает даже маломощным рациям-передатчикам (обычно 0,5 Вт) приличную дальность связи – до 2–3 км. Но на самом деле это рекламное «достижение», реализуемое в идеальных условиях. То есть на открытой местности, где нет помех в виде строений, деревьев, элементов рельефа местности и проч. На практике вы вряд ли сможете связаться с собеседником, находящимся от вас более чем за 500 м. Но ведь и это неплохая дистанция. Согласитесь, в потоке машин вы не сможете докричаться до водителя, опередившего вас или отставшего на полкилометра. А мини-рация сможет.  

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9