Хулить коллег по цеху – дело неблагодарное: обидятся, станут кричать “Сам дурак!”, да и вообще как-то не принято. Но ведь до чего ж иногда хочется! Речь о тех, кто всякий раз и во всем находит только дрянь и грязь, подчас не просто не желая узреть очевидное, но и специально убивая даже мало-мальский позитив.
Вот, например, рванул метеорит в Челябинске: сотни людей пострадали, у тысяч – ущерб, проблемы. И дама с бойким пером, любящая представляться оппозиционеркой, быстренько разражается заметкой. Но там, где просвистел болид из космоса, она нашла ракету, летевшую с одного полигона на другой. И давай втаптывать в грязь военных! При этом человека не смущает, что над большими городами даже у нас в стране боевых ракет не запускают, что никаких обломков от летательного аппарата нет, что видели метеорит и в Казахстане, наконец, что американцы оценили взрыв в 300–500 килотонн, а это в двадцать раз мощнее, нежели атомная бомба в Хиросиме (взорвись такая ракета, летящая по низкой траектории над городом “суровых мужиков”, и от него уже ничего бы не осталось, в то время как метеорит, лопнувший где-то в атмосфере, только выбил стекла). И лишь поняв, как оконфузилась, автор поспешила изъять с интернет-странички свою “публицистику” – в суд-то идти не хочется.
По тем же сценариям работает и ряд телеканалов. Рецепт их передач простой: максимальный объем сплетен смешать с несколькими фактами (пусть даже устаревшими или неподтвержденными), щедро плеснуть домыслов, скандальности, добавить цитат, вырванных из контекста и сказанных совсем по другому поводу, заправить желчью и леденящим душу комментарием – и бомба, призванная поднять рейтинги для привлечения рекламы, готова!
В автомобильных СМИ таких людей куда меньше, хотя и тут есть пара-тройка штатных желчегонов, стремящихся что-нибудь обратить в скандал. Тем самым, разумеется, и самому засветиться, выделиться. Однако в последнее время подобных персонажей прибавляется, и в основном из числа блогеров. Упаси бог обвинять всю эту категорию людей огульно, но факт остается фактом: многие из них, будучи обывателями по сути, для таких же обывателей и пишут, стремясь вытащить на поверхность что-нибудь неприглядное, случайное, совершенно “желтое”. Главное – эпатаж, провокация. Что объяснимо: не будучи достойными профессионалами в какой-либо сфере, они хотят оказаться на виду, да и причастность к “четвертой власти”, коей считается журналистика, душу греет. А что до объективности, попыток грамотно разобраться в том или ином вопросе – это побоку.
Типичный пример – отчет очередного блогера о шинном тесте. Там, где вменяемых читателей интересует сам продукт – новая шина, сулящая возросший комфорт, безопасность и надежность, участник теста предлагает сплетни. Немалая часть публикации посвящена тому, как журналистов якобы пытались подкупить, предложив после морозного дня ужин (его, кстати, автор тоже съел). До дела же он доходит нескоро, да и своеобразно (орфография сохранена): “Меня не достаточно подкупили для хорошего отзыва, поэтому напишу все, как на духу”, – заявляет наш летописец. А следом совершает открытие: “Как и сто лет назад, шины остались круглыми и черными”. И наплевать горе-писателю, что современная покрышка – продукт инновационный, буквально нашпигованный сверхсложными компонентами и технологиями.
Впрочем, скорее всего, он того знать и не желает – зачем? Об этом ведь напишут “купленные” журналисты, да и в процесс нужно вникать, разбираться. Куда проще плеснуть на организаторов мероприятия черной краской (и это с любым из нас можно проделать, если, скажем, кому-то не нравится цвет ваших глаз или количество пуговиц на рубашке). Да порассуждать о том, кто во что одет, как говорит, что на столе было либо не было. Или, например, о качестве SPA в отеле, куда заселяли журналистов, прибывших на тест-драйв машины. Этот факт тоже из жизни: пока одни тестировали новую модель автомобиля, их попутчик-блогер активно проверял сауну с бассейном, да так, что все остальные чуть не опоздали на самолет – ждали наслаждавшегося жизнью “публициста”.
Сейчас меня упрекнут: дескать, завидую людям новой формации, свободным от различных пережитков и корпоративных пут, нашедшим смелость быть независимыми и непредвзятыми. Отвечу: это – лукавство, бессребреников почти нет. Известно, как многие такие “правдолюбы” ходят по автомобильным (и наверняка другим) компаниям, предлагая за упоминания в своих постах внести приличную сумму либо, на худой конец, рассчитаться натурой. Скажем, дать дорогой лимузин на свадьбу или для путешествия в Европу. А если кто не согласен, то можно и “мочить” – те же блогеры вроде бы уже завели “черный список” фирм, отказывающихся сотрудничать на их условиях, и дружно поливают негативом каждый шаг этих компаний. Конечно же, забывая указать причину “праведного” гнева и непревзойденной “объективности”.
...Знаю: хулить коллег по цеху – дело неблагодарное. Однако же не удержался, выплеснул. Теперь наверняка буду подвергнут обструкции. Впрочем, убежден, что настоящие журналисты меня и поймут, и поддержат. И те же блогеры, которые действительно талантливы, умны, неординарны, интересны, – тоже. Что же до тех, о ком речь выше, то людей не всегда грамотных и порядочных, подчас одуревающих от той свободы, которую дает бесконтрольный Интернет или эфир, я своими коллегами и не считаю.